Пояснительная записка Учебный план государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 4 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (далее – Образовательная организация, ОО) с учетом его специфики, учебно-методического, кадрового и материально- технического оснащения. Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие документы: Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Приказ Министерства Образования и науки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155; «Комментарии к ФГОС ДО» от 28.02.2014 г. №08-249; Устав ГБДОУ детского сада № 4. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно - тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Основными задачами планирования являются: 1. Регулировать объем образовательной нагрузки. 2. Реализовать федеральную образовательную программу (далее - ФОП ДО), а также федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). 3. Обеспечить углубленную работу по всем направлениям деятельности Образовательной организации. ОО реализует образовательную программу дошкольного образования государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 4 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга. В своей работе использует: Парциальная программу: «ОБЖ», под редакцией Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой. Парциальная программу: « Добро пожаловать в экологию!», О.А. Воронкевич Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие обучающихся и состоит из следующих образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся. Занятия носят интегративный характер. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества организованной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области. Объем учебной нагрузки определен в соответствии в соответствии с Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Во всех группах различные формы работы с детьми организуются как в первую, так и во вторую половину дня (как по инвариантной, так и по вариативной частям планирования). В первой половине дня в младших группах планируются не более двух интеллектуальных форм, в группах старшего дошкольного возраста - не более трех. В группах детей старшего дошкольного возраста занятия во второй половине дня планируется не чаще 2-х раз в неделю, преимущественно художественно-продуктивного или двигательного характера. В старших группах дошкольного возраста допускается проведение занятий интеллектуальной направленности со всей группой с целью преемственности детей к школьным условиям обучения. При распределении образовательной нагрузки педагоги ДОУ используют необходимые здоровьесберегающие компоненты: вид деятельности, требующий умственного напряжения, чередуется с физкультурой и музыкальной деятельностью. Во время занятий для снятия утомления проводится физкультминутки, динамические паузы. Режим занятий воспитанников детского сада устанавливается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к режиму дня в дошкольном образовательном учреждении (СанПиН). Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 30 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 3 часа 20 мин., в старшей группе (дети 6 года жизни) – 5 часов 25 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) 7 часов 30 минут. Продолжительность занятия: для детей 1,5-3лет - не более 10 мин. для детей 3-4 лет - не более 15 мин. для детей 4-5 лет - не более 20 мин. для детей 5-6 лет - не более 25 мин для детей 6-7 лет - не более 30 мин. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 50 мин и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на занятие, проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Его продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку. Среди общего времени, рассчитанного на образовательную деятельность, 50% общего объема образовательной нагрузки отводится формам работы, требующим от детей умственного напряжения, остальные 50%, составляют формы работы с детьми эстетического и физкультурнооздоровительного цикла. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки Возраст детей Длительность условного учебного часа Количество условных учебных часов в неделю 1,5 – 3 года 3 – 4 года не более 10 мин не более 15 мин 1 ч 40 мин 2 ч 30 мин 4 – 5 лет не более 20 мин 3 ч 20 мин 5 – 6 лет не более 25 мин 5 ч 25 мин 6 – 7 лет не более 30 мин 7ч 30 мин Режим дня гибкий, ориентирован на возрастные и индивидуальные особенности детей. Организация жизнедеятельности ОО предусматривает, как организованные педагогами (занятия, развлечения, досуги, праздники) формы детской деятельности, так и совместную деятельность педагога и детей и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и сетка занятий соответствуют виду ОО. Учебный план ГБДОУ детский сад № 4 Калининского района Санкт-Петербурга на 2023 – 2024 учебный год Приоритетные направления образовательные области Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие Художественно эстетическое развитие Виды образовательной деятельности 1,5 – 3 года 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Количество занятий в неделю/год Формирование основ безопасного поведения, Реализуется в ходе нравственных ценностей, основ совместной, самостоятельной деятельности и в ходе патриотического режимных моментов воспитания, позитивного отношения к труду Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим миром Речевое развитие Подготовка к обучению грамоте Физическое развитие Музыка Рисование Лепка Аппликация Конструирование 1/36 - 1,5/54 1/36 1/36 - - 1,5/54 1/36 - 1/36 1/36 1/36 2/72 - 1/36 1/36 0,5/18 0,5/18 1/36 1/36 1/36 - 1/36 - 1/36 1/36 - 1/36 1/36 1/36 1/36 - 2/72 2/72 2/72 2/72 2/72 2/72 в в в в в в спортивн ом спортивн спортивн спортивн спортивном спортивн ом зале ом зале ом зале ом зале зале зале 1 осуществляется на игровой площадке во время прогулки, в виде проведения подвижных игр, игр-эстафет, игр-забав 2/72 2/72 2/72 2/72 2/72 2/72 1/36 1/36 1/36 1/36 1/36 1/36 0,5/18 0,5/18 0,5/18 0,5/18 0,5/18 0,5/18 0,5/18 0,5/18 0,5/18 0,5/18 Реализуется в ходе совместной, самостоятельной деятельности и в ходе режимных моментов. 0,5/18 0,5/18 1/36 1/36 № п Виды деятельности Ранний возраст /п Количество занятий в неделю Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовитеь ная группа 1. Двигательная деятельность 3 занятия, одно из которых проводится на открытом воздухе, в совместной деятельности с педагогом в виде подвижных игр и эстафет 2. Коммуникативная деятельность 2.1. Развитие речи 1 занятие, а также во всех образовательных ситуациях 1 занятие, а также во всех образовательных ситуациях 2.2. Подготовка к обучению грамоте — 1 занятие 3. Познавательно – исследовательская деятельность 3.1. Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Воспитание любви к Родине, патриотических чувств. 2 занятия Математическое и сенсорное развитие 3.2. 1 занятие 4. 5 6 Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование 2 занятия Музыкальная деятельность 2 музыкальных занятия Чтение художественной литературы ежедневно 2 занятия 3 занятия 2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Познавательно-исследовательская деятельность Освоение безопасного поведения, ПДД, ОБЖ 1 занятие Экологическое воспитание: ознакомление с природой, окружающим миром 1 занятие Совместная образовательная деятельности и культурные практики в режимных моментах Формы образовательной деятельности в режимных моментах Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю Младшая группа Общение Ранний возраст Средня я группа Старшая группа Подготовител ьная группа Ежедневно Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социальноэмоционального опыта Беседы и разговоры с детьми по их интересам Ежедневно Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр Ежедневно 3 раза в неделю Индивидуальные игры с детьми (сюжетно – ролевая, режиссерская. Игра – драматизация. Строительно-конструктивные игры) 2 раза в неделю 2 раза в неделю Совместная игра воспитателя и детей 3 ( сюжетно – ролевая, режиссерская. Игра – раза в драматизация. неделю Строительно-конструктивные игры) Театрализованные игры 1 раз в 2 недели Досуг здоровья и подвижных игр 1 раз в 2 недели Подвижные игры Подвижные игры Познавательная и исследовательская деятельность Сенсорно – игровые и 1 раз в 2 недели интеллектуальные ситуации Опыты и эксперименты, наблюдения 1 раз в неделю (в том числе экологической направленности) Наблюдения за природой (на прогулке) Ежедневно Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей Творческая мастерская (рисование, 2 раза в неделю аппликация, лепка, конструирование, художественный труд по интересам) Музыкально-театральная гостиная 1 раз в 2 недели Чтение литературных произведений Самообслуживание и элементарный бытовой труд Самообслуживание Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) Трудовые поручения (общий и совместный) - 1 раз в неделю Ежедневно Ежедневно Ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели Самостоятельная деятельность Режимные моменты Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема Самостоятельные игры в первой половине Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке Самостоятельные игры. Досуги, общение и деятельность по интересам во второй половине дня Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке Игры перед уходом домой Распределение времени в течение дня Ранний Младшая Средняя возраст группа группа От 10 до 50 минут 20 минут От 60 минут до 1 часа 30 минут Старш ая группа 15 минут От 1 часа до 1 часа 40 минут 40 минут 30 минут 30 минут 40 минут От 15 до 50 минут Подготовительн ая группа