Памятка по обеспечению доступности мероприятий для инвалидов по слуху

Нормативные акты:
- Федеральный закон «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995
№ 181-ФЗ;
- ГОСТ Р 59812-2021. Национальный стандарт
Российской Федерации.
«Доступность для
инвалидов объектов городской инфраструктуры.
Общие требования. Показатели и критерии оценки
доступности»;
- СП 59.13330.2020 Свод правил доступность
зданий и сооружений для маломобильных групп
населения (МГН);
- Постановление Правительства РФ от 25.09.2007
№ 608 «О порядке предоставления инвалидам
услуг по переводу русского жестового языка
(сурдопереводу, тифлосурдопереводу)».
Литература:
- Доступная среда для инвалидов: современные
подходы и решения: методическое пособие / В.А.
Ковалёв, О.А. Мирошниченко, В.Б. Осиновская,
О.С. Кудря, А.В. Штепа, Я.Д. Курганова; под
редакцией О.Н. Владимировой. – СПб.: ИУВЭК,
ООО «ЦИАЦАН», – 2022. – 152 с.;
- Современные подходы и практические решения
по обеспечению доступности объектов и услуг для
инвалидов и иных маломобильных групп
населения / Т.Н. Шеломанова, М.В. Рохманова. –
СПб., 2020. – 100 с.
- Современные подходы и практические решения
по обеспечению доступности объектов и услуг для
инвалидов и иных маломобильных групп
населения / Т.Н. Шеломанова, М.В. Рохманова. –
СПб., 2020. – 100 с.

Санкт-Петербургское государственное
бюджетное учреждение
«Городской информационно-методический
центр «Доступная среда»
осуществляет координацию деятельности
исполнительных органов государственной власти
Санкт-Петербурга по созданию инвалидам
условий беспрепятственного доступа к объектам
социальной инфраструктуры, беспрепятственного
пользования всеми видами транспорта и
средствами связи и информации.

191024, Санкт-Петербург, ул. Тележная, д. 23,
литер «В»
Телефон: +7 (812) 717 02 54
Факс: +7 (812) 717 02 54
E-mail: ds@ksp.gov.spb.ru
Сайт: https://dostupnigorod.ru/

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
учреждение «Городской информационно-методический
центр «Доступная среда»

ПАМЯТКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ДОСТУПНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ
ИНВАЛИДОВ ПО СЛУХУ

Санкт-Петербург
2024

Цель
памятки
повышение
информированности различных организаций
по обеспечению доступности мероприятий для
людей с нарушениями слуха.
Подготовка к проведению мероприятий для
людей с нарушением слуха предполагает:
 определение помещения для проведения
мероприятия (зрительный зал, конференц-зал,
аудитория и т.п.) оснащенного необходимым
оборудованием;
 обозначение пути движения к месту проведения
мероприятия соответствующими указателями;
 назначение сотрудников для сопровождения
лиц с нарушением слуха к месту проведения
мероприятия;
 приглашение, в случае необходимости,
сурдопереводчика для участия в мероприятии
и определение места его расположения перед
участниками мероприятия, обеспечение всем
необходимым рабочего места.
Требования к техническому обеспечению
мероприятий для посетителей с нарушениями
слуха
В
концертных,
театральных,
актовых
и конференц-залах, лекториях, аудиториях и т.п.
необходимо:
 дублировать
звуковую
информацию
в текстовом и визуальном формате путём
установки светодиодного табло, табло с бегущей
строкой или экрана, предназначенных для
отображения
текстовой
и
графической
информации;
 установить портативные или стационарные
индукционные системы;
 в зрительных залах (со стационарными
местами), 4% мест разместить в зоне действия
системы обеспечения разборчивости звуковой
информации,
а
также
по
заданию
на проектирование разместить места для людей
с нарушениями слуха в зоне видимости «бегущей
строки», телемонитора или зоны для размещения
сурдопереводчика;

 место для сурдопереводчика разместить
в первом ряду, в том числе в залах для судебных
заседаний (место должно быть удобным для
ведения перекрестного опроса всеми участниками
судебного процесса);
 расположить
места
для
посетителей
с
нарушениями
слуха
напротив
места
сурдопереводчика;
 при необходимости создать индивидуально
освещаемые
площадки
для
размещения
сурдопереводчиков.
Рекомендации по взаимодействию и оказанию
помощи лицам с нарушением слуха
Тугоухость
1. Общаться с человеком с частичным нарушением
слуха (слабослышащим) следует «глаза в глаза»,
чтобы собеседник хорошо видел лицо, губы
говорящего
(для
улучшения понимания); целесообразно уточнить
какой
способ
коммуникации
для
него
предпочтителен
(через
сурдопереводчика,
посредством технических средств коммуникации,
рукописный обмен информацией).
2. Для правильного восприятия звуков нужно,
обращаясь к инвалиду, громко и четко (но без
крика) говорить со стороны лучше слышащего уха,
регулируя
уровень
громкости,
подбирая
подходящий уровень громкости голоса.
3. В помещении, где предоставляется информация,
рекомендуется
приблизить
слабослышащего
человека к источнику звука, либо обеспечить
индивидуальное усиление звука (техническими
средствами).
4. Для обеспечения чёткости восприятия особо
важной информации, следует предложить
обменяться ею дополнительно в письменном виде
(например, написать номер телефона, адрес).
5.Чтобы убедиться, правильно ли слабослышащий
вас понял, стоит переспросить его об этом. При
необходимости
повторить
передаваемую
информацию.
6. Для обеспечения гражданам, пользующихся
слуховыми аппаратами, чёткости получаемой
информации («чистки» её от шумов) необходимо

использовать
индукционные
системы
с соответствующей площадью индукционного
поля.
Глухота
1. При разговоре с неслышащим человеком важно
поддерживать визуальный контакт, чтобы
собеседник видел лицо и губы говорящего,
которые должны быть достаточно освещены,
чтобы иметь возможность читать с губ.
2. Начиная разговор с неслышащим человеком,
можно привлечь его внимание, помахав рукой;
допустимо дотронуться до его плеча (желательно
при этом находиться в поле зрения этого человека,
не со спины).
3. Общаясь с неслышащим человеком, читающим
с губ, нужно обозначить тему (контекст), говорить
в обычном темпе, лучше медленнее, чётко,
короткими фразами, используя общепринятые,
общепонятные жесты; желательно задавать
вопросы, требующие коротких ответов или
жестов.
4. Если при чтении с губ неслышащий человек
сообщает, что не понимает говорящего
(помощника), следует повторить фразу более
чётко и, по возможности, короче либо предложить
другой формат общения, например, написать или
напечатать короткие фразы.
5. Если неслышащий человек владеет языком
жестов, следует сообщить ему о возможности
пригласить сурдопереводчика (либо обеспечить
допуск сурдопереводчика к общению).
6. Если у неслышащего человека недостаточно
сформирована устная речь, следует обратиться
к помощи сопровождающего, сурдопереводчика.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».