ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
Стать высокообразованным человеком – это значит овладеть всеми богатствами
родного языка. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования
правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего
народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная
организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть
окружающее, вступить в речевое общение.
Успешность обучения в дошкольном возрасте является гарантией хорошей готовности к
школе. В настоящее время структура готовности ребенка рассматривается как
многокомпонентное образование, включающее в себя не только определенный уровень
развития физиологических и психическихфункций, но и уровень развития ребенка в целом.
Напрвленность – социально-педагогическая
Актуальность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию речи
дошкольников актуальна тем, что дает возможность повысить уровень развития речи,
мышление, произвольную смысловую память, что составляет основу успешности обучения
ребенка как в дошкольном учреждении и дальнейшем обучении в школе.
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это обусловлено
ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций.
Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения.
Именно поэтому программа строится на расширении представлений о предметном мире и
ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь
развитие речи тесно связано с познавательной основой личности.
2
Новизна
Данная Программа многогранна и включает в себя разные виды деятельности дошкольника.
Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных
заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительного и слухового
восприятие, памяти, логики, аналитического и абстрактного мышления, творческих
способностей, внимательности, волевых механизмов. Кроме этого осуществляется развитие
мелкой моторики пальцев рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой,
кассой букв и слогов, игры с природным и бросовым материалом (веточки, пуговички, крупа
и пр.) выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.
Отличительной особенностью данной Программы является активное использование
мнемотаблиц и мнемоколлажей в контексте обучения и развития у ребенка грамотной речи,
памяти, внимания и мышления. Таким образом, в течение всего обучения активно
формируется у ребенка способность к общению со сверстниками, вежливость к
окружающим, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к
старшим. Лучшим воспитателем в данном случае становится не сила убеждения и назидание,
а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного
творчества.
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая грамматика» направлена на
интеллектуальное, когнитивное развитие личности ребенка. Программа включает 32 занятия
в год из расчета 4 занятия в месяц (с октября по май).
Продолжительность занятия для детей:
Средний дошкольный возраст (4-5лет) – 20минут.
3
Занятия проводятся по подгруппам (10-12 человек). При подаче материала учитываются
индивидуальные особенности детей, «зона ближайшего развития». Последовательность
изложения материала осуществляется по принципу от простого к сложному. Материал
программы доступен для овладения детьми данной возрастной категории.
Все занятия
проводятся в виде тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций,
заданий, упражнений, игр, которые подобраны так, чтобы содействовать решению
образовательных и развивающих задач.
Цель:
Развивать грамотную речь детей дошкольного возраста, подготовить ковладению
чтению.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
1. Способствовать формированию и обогащения лексического запаса, аименно
обогащать активный и пассивный словарь
2. Развивать мелкую моторику;
3. Совершенствовать интонационную выразительность речи
4. Совершенствовать звуковую культуру речи, способствовать развитию
артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слуховоговнимания.
5. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления,
воображения.
6. Развитие навыков ритмического и интонационного, выразительногочтения.
7. Формирование тонкой моторики, графомоторных навыков, зрительномоторной координации.
8. Развитие навыков создания и понимания печатных текстов.
4
9. Способствовать освоению языка, грамматического строя, которые дают
возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать
разнообразные связи между предметами и явлениями.
10. Воспитывать интерес к родному языку и прививать любовь к чтению икниге.
11. Формировать навыки самоконтроля и самооценки
Планируемые результаты
1. Осмысленно работают над собственным произношением, выделяют первый звук в
слове.
2. Понимают причинно-следственные отношения; употребляют сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения.
3. Подробно, с детализацией и повторами рассказывают о содержании сюжетной
картинки, с помощью взрослого повторяют образцы описания игрушки, драматизируют
отрывки из знакомых произведений.
4. Рассказывают невероятные истории, что является следствием активного развития
воображения.
5. Активно сопровождают речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие
действия).
Возрастные особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста (45 лет)
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием
фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что
проявляется, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием
(словотворчество, «грамматические переборы»).
К 4 - 5 годам малыш овладевает падежами, сначала родительным, затем дательным,
творительным, предложным. Появляются глагольные времена и многословные фразы,
придаточные предложения, соединительные союзы и
5
местоимения. Пятый год жизни - заключительная фаза в развитии языка, но детское
словотворчество еще продолжается.
В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они
пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражение временных и
пространственных отношений, начинают появляться притяжательные прилагательные. Все
шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли
подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные
существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако последние ребенок
употребляет еще очень редко. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двухтрех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и
сложноподчиненные используют чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще
редко.
В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые
появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно
согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах; пользуются
более усложненной и распространенной фразой.
Календарный учебный график среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
№
Тема недели
Колво
занят
ий
Месяц проведения занятий
X
2
1
2.
Диагностика образовательной
деятельности. Вводное занятие
Тематические занятия
29
3
3.
Итоговое открытое занятие
1
1.
Итого:
XI
XII
I
II
III
IV
V
1
4
4
4
4
4
4
2
1
32 занятия по 20 мин =640 минут, 10 часов 40
минут, где 1 час равен 20 минутам
6
Режим занятий
Количество занятий за
неделю
1
Количество занятий в месяц
4
Количество занятий в год
32
Длительность занятий
20 мин
Количество часов в месяц
1 час 20 мин
Общее количество часов
в год
10 часов 40 минут,
Формы работы с детьми:
подгрупповые игровые занятия;
обобщающие занятия;
занятия – беседы;
итоговые мероприятия;
сюжетные игровые ситуации
Формы подведения итогов и способы проверки знаний:
результаты педагогических наблюдений;
итоговые мероприятия
Примерная структура занятий с детьми:
Пальчиковая гимнастика;
Артикуляционная и дыхательная гимнастика;
Физкультминутки;
Скороговорки и чистоговорки;
Проговаривание, пересказ и заучивание стихов и текса;
Описательный рассказ;
Сюжетные игры;
Игровые и проблемные ситуации;
Работа в тетрадях, штриховки, раскраски;
Работа с ножницами;
Лепка, аппликация и рисование.
Дидактические игры.
Учебный план среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
7
Перечень
модулей
Количество
занятий
В т.ч.
практических
1.
2.
Внимание
Восприятие и
воображение
5
4
5
4
3.
4.
5.
6.
Память
Мышление
Речь
Мелкая
моторика
5
4
6
5
5
4
6
5
7.
Диагностика,
обобщающее
открытое
занятие
2
2
1
1
8.
Обобщающее
занятие сдетьми
Формы контроля
Результаты
педагогических
наблюдения
Итого: 32 занятия
Содержание Программы Средний
дошкольный возраст (4-5 лет)
Тема
Знакомство с
многообразием
слов. " Осень в
гости к нам
пришла".
" Осенние
листочки»
Задачи
Формировать понимание
и
правильное употребление
термина "слово".
Многообразие
звуков речи
" В гости к
Петрушке"
Познакомить
понятием
Развивать
восприятие.
Содержание
Игровое упражнение "Обведи
правильно".
2. Знакомство с моделированием
3. Физкультминутка "Назови
скорее" (игра с мячом).
4.Дорисуй картинку.
5. Игра "Чудесный мешочек"
детей с 1. Беседа о звуках; что мы слышим.
"звук". 2. Игровое упражнение " Что за
слуховое звук?" ( шуршание бумаги, стук, звон
и т.д.)
3. Наши помощники: губы, язык,
8
зубы. Артикуляционная
гимнастика.
4. Разучивание скороговорки.
5. Путаницы.
Звонкая песенка",
Познакомить
с
протяженностью слов, с
Знакомство
с тем, что словамогут
протяженностью
близки
по
слов.
Сравнение
звучанию.
слов по звучанию.
1. Игра "Загадки и отгадки"
2. Игровое упражнение " Соедини
"Звук и буква А".
Знакомство
со
звуком
"А",
буквой "А".
1. Чтение стихотворения "Ананас".
Знакомство
звуком
буквой "О" .
Познакомить
с
понятием
"ЗвукБуква".
Гласная
буква.
Учить
находить в заданных
словах звук "А"
со Познакомить
"О", звуком "О",
гласный звук.
Знакомство
со
звуком
"У",
буквой
"У".
Закрепить понятие
"гласныйзвук".
правильно" .
3. "Какие бываю слова?"
Стихотворение М.Пляцковского .
Назови " сладкие", "быстрые",
"колючие" слова.
4.Дорисуй иголки ежику.
Какие слова со звуком " А" ты
услышал?
2. Рассматривание буквы "А". Начто
похожа эта буква?
3. Игра " Собери букву" (счетные
буквы)
4.Прописывание элементов буквы "А".
со 1. Дыхательная гимнастика
понятием "Облачко".
2. Песенки звуков "А" и "О"( поемтихо,
громко, долго и отрывисто- делаем
вывод: ничего не мешает воздуху
проходить, следовательнозвуки "А" и
"О" гласные)
3. Определение местонахождения
звука "О" в словах. (понятие звуковой
домик)
4.Пальчиковая гимнастика "
Мышонок".
5. Упражнение в тетради прописываем букву "О".
Формировать навыки
поиска
слова
с
заданным
звуком,
интонационно выделять
звук "У" вслове
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Чтение стихотворения "Утенок".
(какие слова со звуком "У" запомнили)
3. Игра "Узнай букву".
4.Физкультминутка "Назови
скорее" ( игра с мячом).
5. Работа в тетради- обведи буквы.
9
Знакомство
звуком
буквой "И".
со Формировать навыки
"И", поиска
заданного
звука
в
словах,
выделять
его
интонационно,
учить
графическому
изображению
буквы
"И".
Продолжать
учить делить слова на
слоги.
1. Чтение стихотворения
Знакомство
звуком
буквой "Ы".
со
"Ы",
Закреплять
знания
детей
о
гласных
звуках. Дать понятиеоб
образовании
множественного числа
существительных
с
помощью
окончания
"Ы" в словах (слонслоны итд.)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Игра "Где спрятался звук?".(никогда
Формировать
умение
сравнивать слова по
звучанию.
Формировать умение
внимательно слушать
стихотворение,
подбирать
слова,
подходящие
по
смыслу.
1. Игровое упражнение " Кто в
« Гласные звуки и
буквы».
Закрепить понятие
"гласныйзвук".
Знакомство
с
многообразием слов,
звучанием
их
Знакомство
звуком
буквой "С".
"Индюк"(услышать и запомнитьслова
с "и")
2. Игра "Телеграф"(деление на
слоги).
3. Физкультминутка
"Изобрази"(имитационные
движения).
4.Составление буквы "И" из
счетных палочек.
5. Упражнение в тетради : изображение
элементов буквы "И".
не бывает в началеслова)
3. Игра "Собери букву".
4. Пальчиковая гимнастика
"Сорока"
5. Игра "Один -много
домике живет?"
2. " Подскажи словечко"
3. Пальчиковая гимнастика "
Веселые пальчики".
4.Упражнение " Соедини
правильно"
5. Рисование "Солнышко"- учить
рисовать прямые линии.
со Познакомить с новым 1. Игра "Кто больше назовет словсо
"С", звуком, дать понятие звуком "С".
"согласный звук"
2. Игровое задание: "Назови того,кто
нарисован на картинке, интонационно
выделя звук "С".
3. Чистоговорки на звук "С".
4.Пальчиковая гимнастика "Опятаи
ребята"
5. Лепка буквы "С".
10
Знакомство
со
звуком
"С-Сь",
знакомство
с
твердыми
и
мягкими
согласными.
Многообразие слов.
Деление
слов на слоги.
Формировать умение
различать
и
произносить
изолированно
звуки
"С" "Сь" в игровых
упражнениях.
Закрепить
умение
сравнивать
слова
по
звучанию. Учить делить
слова на слоги.
1. Игровое упражнение "Песенка
Знакомство
со
звуком
"З-Зь",
закрепление понятий
о
твердых и мягких
согласных.
Формировать
умение
четко произносить звуки
"З", "Зь", изолированно и
в словах
выделять
интонационно.
1. Игровое упражнение "Как поют
насоса".
2. Игра "Подскажи словечко".
3. Физкультминутка "Зарядка".
4.Задание "Раскрась листья".
5. Заучивание стихотворения
"Слоненок".
1. Упражнение "Загадки и
отгадки".
2. Игровое упражнение "Соедини
правильно".
3. Физкультминутка "Игра с
пальчиками"
4.Задание "Раздели правильно".
5. Рисование "Дорисуй елкам
иголки".
комары?".
2. Игра "Загадки и отгадки".
3. Физкультминутка "Зайке
холодно сидеть".
4.Задание "Что забыл нарисовать
художник?".
5. Заучивание стихотворения Б.
Заходера "Заболела книжка".
Звуки "С-Сь и "З-Зь". Формировать
умение
различать на слух данные
звуки,
видеть
как
меняется смысл слов при
заменезвуков.
1. Дыхательная гимнастика.
2. Разучивание чистоговорок с
Знакомство
звуком
буквой "Б".
1. Игра "Узнай по голосу?"
2. Разучивание скороговорки на
Знакомство
звуком
со Познакомить
с
"Б-Бь", твердыми и мягкими
согласными звуками "ББь".
Учить
называть первый звук в
слове.
Развивать
графические навыки.
со
"Ц",
Формировать умение
различать
и
данными звуками.
3. Упражнение " Где спрятался
звук?"
4.Пальчикова гимнастика "Про
бабку".
5. Работа в тетради- обведи буквы.
данный звук.
3. Пальчиковая гимнастика "
Цыплятки".
4 Игровое задание " Интересные
слова".
5. Лепка буквы "Р".
1. Чтение рассказа А. Максанова
"Цыпленок Цып, отвечать на
11
заучивание
стихотворения
Сапгира.
Г.
Закрепляющее
занятие
Знакомство
звуком
буквой "Б".
произносить
твердый
согласный звук в словах,
выделять
его
интонационно.
Формировать
умение
внимательно
слушать
рассказ и отвечать на
вопросы по тексту.
вопросы по тексту.
2. Игра "Закончи предложение".
3. Физкультминутка
"Цапля"(имитационные движения).
4."Рисуем огурцы".
5. Заучивание стихотворения Г.
Сапгира "Курица".
Комплекс упражнений из предыдущих занятий.
со Познакомить
с
"Б-Бь", твердыми и мягкими
согласными звуками "ББь".
Учить
называть первый звук в
слове.
Развивать
графические навыки.
1. Игра "Узнай по голосу?"
2. Разучивание скороговорки на
данный звук.
3. Пальчиковая гимнастика "
Цыплятки".
4 Игровое задание " Интересные
слова".
5. Лепка буквы "Р".
Знакомство
со
звуком
"Ш",
закрепление понятия
"согласный звук".
Формировать умение
интонационно выделять
согласныйзвук
"Ш" в словах.
Формировать умение
воспринимать
стихотворение,
подбирать
слова,
подходящие
по
смыслу.
1. Игра "Подскажи словечко".
2. Игровое упражнение "Будь
Знакомство
со
звуком
"Ж",
заучивание
стихотворения И.
Солдатенко
Формировать умение
интонационно выделять
согласный
звук "Ж" в словах.
учить
воспринимать
стихотворение,
подбирать
слова,
подходящие
по
смыслу.
Закреплять
умение
делить на
слоги.
1. Игра "Загадки и отгадки".
2. Игровое упражнение "Раздели
Закрепление понятия Закрепить пройденный
о материал,
еще
раз
твердых
внимателен"
3. Физкультминутка "Шарик".
4."Рисуем шарики".
5. Заучивание потешки "Кошка на
окошке".
правильно".
3. Физкультминутка "Жуки".
4."Рисуем желуди".
5. Заучивание стихотворения
"Лыжи".
1. Чистоговорки на данные звуки.
2. Игровое упражнение "Отбери
картинки, в которых спрятался
12
согласных звуках.
акцентировать внимание
что
"Ц",
"Ш",
"Ж" всегда
твердые
согласные
звуки.
звук".
3. Физкультминутка "Зайке
холодно зимой".
4."Игра " Отгадай, что буква?"
5. Работа в тетрадях -одень данные
буквы в синие платья (штриховка).
Знакомство
со
звуком
"Щ",
заучивание
стихотворения
,моделирование.
Формировать умение
называть
и
определять
первый
звук
в
словах,
интонационно выделять
согласныйзвук
"Щ" в словах,
развивать графические
навыки.
1. Игра "Подскажи словечко".
2. Игровое упражнение "Соедини
Закрепление знаний
о мягкомсогласном
звуке
"Щ".
Словообразование
при
помощи
суффикса -чк-.
Дать
понятие
об
образовании слов при
помощи
уменьшительного
суффикса -чк.
1. Повторение стихотворения "Два
Закрепление
пройденного.
Составление
и
чтение
прямых
слогов.
Словообразование
при
помощи
суффикса -чк-.
Формировать
навыки
слитного
прочтения
слогов.
Закреплять
умение
описывать
предмет
по
ощущениям.
1. Дыхательная гимнастика.
2. Игра "Чудесный мешочек".
3. Игра " Назови слово, которое
Звук
"Ч",
моделирование,
рисование
предметов.
Продолжать знакомить с
термином
"звук",
называть первый звук в
слове, учить делить слова
на слоги.
1. Игра "Загадки и отгадки".
2. Чистоговорки на данный звук.
3. Игровое упражнение "Кто
Звуки
"Ч-Щ",
моделирование,
нахождение
Способствовать
развитию
фонематического
1. Разучивание потешки -ответы на
правильно".
3. Физкультминутка "Назови
скорее" (игра с мячом). 4."Дорисуй
щетинки у щетки".
5. Заучивание стихотворения
"Два
щенка".
щенка".
2. Игровое упражнение "Собери
букву".
3. Пальчиковая гимнастика
"Кулачок".
4. Работа в тетради "Обведи
букву".
5. Игра "Большой- маленький".
начинается со звука"
4. Физкультминутка " Два
медведя".
внимательней?".
4. Физкультминутка " Часы".
5. Игровое задание "Помоги
девочке".
вопросы по тексту.
2. Чистоговорки на данные звуки.
13
различий
рисунках.
в
слуха,
различать
согласные звуки "Ч- Щ",
учить
выразительному
исполнению потешки.
3. Игровое упражнение "Раздели
правильно".
4. Физкультминутка " Черепахи".
5. Игровое задание "Подскажи
словечко
Знакомство
со Продолжать формировть
звуком
"М-Мь",
навыки
буквой "М.
определения мягких и
твердых
согласных
звуков. учить читать
обратные
слоги.
Развивать
мелкую
моторику рук.
1. Заучивание стихотворения "
Знакомство со
звуком
"Р-Рь",
заучивание
стихотворения О.
Высотской
Познакомить
с
твердыми и мягкими
согласными звуками "РРь". Формировать умение
называть первый звук в
слове.
1. Упражнение "Как поет мотор?"
2. Игровое упражнение "Загадки и
Знакомство
со Познакомить
с
звуком
"М-Мь", твердыми и мягкими
буквой "М".
согласными
звуками
"М-мь". Формировать
умение
называть
первый звук в слове.
Выразительное чтение
стихотворения.
Деление на слоги.
1. Слушание потешки "Тили-бом"
2. Рисование домика для кошки
Знакомство
звуком
буквой "Л".
1. Рисуем неваляшку.
2. Игра " Подскажи словечко".
3. Физкультминутка " Мы
Буквенные
лабиринты
со Познакомить
с
"Л-Ль", твердыми и мягкими
согласными
звуками
"Л-Ль". Формировать
умение
называть
первый звук в слове.
Выразительное чтение
стихотворения.
Деление на слоги
Продолжать
формировать
навыки
определения мягких и
Медвежата".
2. а с картинками " разложи правильно"
(слова с "Мь" отдельноот слов "М")
3. Физкультминутка "Изобрази" .
4.Игоровое задание "Сложи букву".
5. Задание в тетради "Напиши
букву".
отгадки".
3. Физкультминутка "Зарядка".
4 Игра "Кто внимательный?"
5. Заучивание стихотворения
мяукнул?".
"Кто
3.Физкульминутка
4. Загадки и отгадки
5.Раскрась букву
немножко рисовали".
4 Игровое упражнение " Раздели
правильно?"
5. Заучивание стихотворения
"Тюлень ".
1. Заучивание стихотворения "
Медвежата".
2. а с картинками " разложи
14
В
стране
« Буквоград»
твердых
согласных
звуков.
Формировать
умение
читать
обратные
слоги.
Развивать
мелкую
моторику рук.
правильно" (слова с "Мь" отдельноот
слов "М")
3. Физкультминутка "Изобрази" .
4.Игоровое задание "Сложи букву".
5. Задание в тетради "Напиши
букву".
Закрепить понятие о
согласных звуках, их
отличии от гласных.
Учить составлять слова
при помощиприставок.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Игра "Кто больше?"
3. Физкультминутка "Указочка".
4 Игра "Покатаем на машине"(
словообразование : поехать,
приехать, переехать итд)
5. Работа в тетради "Обведи
буквы".
Обобщающее занятие " Закрепление пройденного материала»
Материально-техническое обеспечение
Магнитофон
Ноутбук
Проектор
Интерактивная доска
Лицензионные УМК по развитию речи
Литература
Автор
составитель
Наименование издания
Издательство
Год издания
Антонова Л. Г.
Развитие речи. Уроки риторики
Ярославль
«Академия»
1997
Алябьева Е. А.
Развитие воображения и речи
детей 4-7 лет. Игровые
технологии.-М.:
ТЦ Сфера
2010
Е.В.Колесникова
Развитие звуковой культурыречи
у детей 3-4 лет рабочаятетрадь и
методические рекомендации
М. Ювента
2017
О.С. Ушакова
Развитие речи детей 3-4 лет
М.
2015
15
(рабочая тетрадь)
Просвещение
Т.И.Гризик
Поиграем и узнаем
Баева Н.А.
Предшкольное обучение
грамоте в ДОУ.
М., АРКТИ
2007
Гербова В.В.
Учусь говорить. Метод.реком.
для воспитателей, работающихс
детьми 3-6 лет по программе
«Радуга
М.
Просвещение
2014
Гербова В.В.
Хрестоматия "Книга для чтения
в детском саду и дома" 2-4 года
М.
Просвещение
2014
Гербова В.В.
Учусь говорить. Методические
рекомендации для
воспитателей.
М.
Просвещение
2013
Гербова В.В.
Учусь говорить. Пособие для
детей младшего дошкольного
возраста
М.
Просвещение
2014
Н.В.
Новотворцева
Развитие речи детей " Пособие
для родителей и педагогов
Я. " Академия
развития"
1997
И.А. Морозова
М.А.
Пушкарева
Занятия по развитию речи
Владос
2006
2004
Инернет-ресурсы
http://ps.1september.ru
http://dob.1september.ru
http://zdd.1september.ru
http://doshvozrast.ru/igra.htm
http://www.logozavr.ru/2/
http://www.edu.ru
http://www.fcpro.ru
http://www.leon4ik.com/load/programmy_dlja_detej/33
16
http://www.prosv.ru/umk/doshkolka
http://detkivsadu.ru/
http://doshvozrast.ru/index.htm
№ п/п
Календарно-тематическое планированиеСредний
дошкольный возраст (4-5 лет)
Тема
Дата
1.
" Осень в гости к нам пришла". Диагностика
2.
" Осенние листочки", Потешки, пестушки
3.
" В гости к Петрушке" Знакомство с
многообразием слов
4.
" Звонкая песенка", "Звук и буква А"
Многообразие слов.
5.
Многообразие звуков речи"Звук и буква О"
6.
Многообразие звуков речи Знакомство со
звуком "У", буквой "У"
7.
Многообразие звуков речи.
Знакомство со звуком "И", буквой "И".
8.
Знакомство со звуком "Ы", буквой "Ы". Знакомство с
протяженностью слов. Сравнениеслов по звучанию
9.
« Гласные звуки и буквы». Закрепить понятие
"гласный звук".
10.
Знакомство со звуком "С", буквой "С".
11.
Знакомство со звуком "С-Сь", знакомство с
твердыми и мягкими согласными.
12.
Знакомство со звуком "З-Зь", закрепление
понятий о твердых и мягких согласных
13.
Звуки "С-Сь и "З-Зь".
14.
Знакомство со звуком "Б-Бь", буквой "Б".
17
15.
Знакомство со звуком "Ц", заучивание
стихотворения Г. Сапгира.
16.
Закрепляющее занятие
17.
Знакомство со звуком "К-Кь", буквой "К".
Словообразование с помощью приставок.
18.
Знакомство со звуком "Ш", закрепление
понятия "согласный звук".
19.
Знакомство со звуком "Ж", заучивание
стихотворения И. Солдатенко
20.
Закрепление понятия о твердых согласных
звуках
21.
Знакомство со звуком "Щ", заучивание
стихотворения ,моделирование.
22.
Закрепление знаний о мягком согласном звуке"Щ".
23.
Звук "Ч", моделирование, рисование
предметов.
24.
Звуки "Ч-Щ", моделирование, нахождение
различий в рисунках.
25.
Знакомство со звуком "Р-Рь", заучивание
стихотворения О. Высотской
26.
Знакомство со звуком "М-Мь", буквой "М".
27.
Знакомство со звуком "Л-Ль", буквой "Л".
28.
Закрепляющее
занятие
29.
Буквенные лабиринты
30.
В стране
31.
Диагностика
32.
Обобщающее занятие "закрепление
пройденного материала"
« Буквоград»