Копия рабочей программы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Волшебные ручки 3-4 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная Программа предусматривает формирование творческих способностей у детей
младшего дошкольного возраста, которая содержит рекомендации к использованию
нетрадиционных техник в рисовании в виде перспективного планирования, диагностического
инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам
рисования.
Направленность – художественно-эстетическая
Актуальность программы:
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в
практическом и теоретическом отношении. Актуальность проблемы заключается в том, что
рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие
личностные качества как:


Умение одухотворять живую и неживую природу.



Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им.



Стремление заботиться о других.



Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в
неприметном значительное и в неказистом выразительное.



Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать
своё отношение к ним.



Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства.

С другой стороны, ребёнок набирается опыта в изодеятельности:


Учится быть оригинальным.



Учится использовать различные средства выразительности.



Учится давать оценку своей и чужой деятельности.



Учится проявлять инициативу, самостоятельность.



Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении
различных техник.

Но для полноценного воспроизведения окружающего мира, детям необходим запас
наблюдений и опыта.Поэтому, педагогическую работу по обучению нетрадиционными
техниками рисования следует начинать с организации чувственного познания, созерцания
детьми эстетики природы, наслаждения ею, переживания её красотой. Так же важно
стимулировать проявление детьми самостоятельности в творческом процессе, который
предполагает:


Развитие художественно-творческого восприятия
2



Способность замысливать, представлять будущий рисунок



Освоение технических и изобразительных навыков



Опыт общения с миром изобразительного искусства

Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути
кто-то больше график, кто-то живописец и безусловно, выразит себя в предпочтительной
технике.
Что бы это произошло, возникает необходимость в поиске нового подхода, новых
способов, новых техник рисования. Для работы можно использовать различные материалы и
инструменты т. к. фантазия детей и взрослых даёт всё новые и новые возможности уверенного
овладения изобразительными средствами.
Новизна заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным
навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития
детского творчества, становлению таких мыслительных операций как, анализ, синтез,
сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов
деятельности(игровой, художественной, познавательной.)Чем больше ребёнок знает
вариантов получения изображения нетрадиционной техникой рисования, тем больше у него
возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у него
память, мышление, фантазия, воображение. Знакомство с нетрадиционными техниками
можно начинать с детьми трехлетнего возраста. Занятия могут проводиться индивидуально
и с подгруппой.

Отличительной особенностью являетсяиспользование нетрадиционных художественных
техник для дошкольного образования, способствующих развитию через следующие этапы
работы с детьми:
 Первый этап - начальный, который направлен на обучение детей. Создание
цельного художественного образа, используя собственные пальчики, ладошки, а также
техники: «тычка» жесткой полусухой кистью, «оттиск» пробкой и «печатку» из
картофеля.
 Второй этап – средний, который направлен на сочетание знакомых техник с
техниками изображения предметов и явлений с использованием восковых мелков и
акварели, свечой и акварели, а также печать по трафарету и другие.

3

 Третий этап – направлен за закрепление раннее усвоенных знаний и
навыков,

обучение

более

сложным

художественно-графическим

техникам

(кляксография, набрызг, тиснение, монотипия).
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем
мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и
карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке,
иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле водой, разлитой на столе. А со
временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в
собственном

художественном

творчестве.

Поэтому

эту

работу

можно

сделать

целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве
нетрадиционными техниками.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению
самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.


Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не

утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность
на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В ходе реализации программы «Волшебные ручки» дети знакомятся со
следующими техникамирисования:
 Рисование пальчиками и ватными палочками– это самый простой способ
получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и
наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю
возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
 Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто
ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например,
сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем
изобразить следы медведя), проводить пальчиком, ватной палочкой линию (ручеек
или дождик).
 Рисование ладошкой - детям очень нравится этот способ рисования.
Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге.
 Рисование пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет
многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые
разные композиции, украшая ими салфетки, платки и т.д.Ребенок прижимает печатку

4

к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета
меняется и мисочка, и печатка.
 Рисование тычком жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь
кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не
опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую,
если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, темы: «Мои
любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик»,
«Ежик».
 Оттиск поролоном.Этот вид техники очень подходит при изображении
животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для
выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно, как
размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.
 Рисование в технике «паспарту». Паспарту – это кусок картона или бумаги
с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием,
под рамку, в которую вставляют рисунок или гравюру так, что их легко заменять
другими. В нашем случае паспарту – это нарисованный на плотной бумаге простой
рисунок, часть деталей которого вырезана. Например, можно нарисовать бабочку и
вырезать у нее крылышки, либо выбрать космос, вырезать планеты, летающие
тарелки, ракеты, звезды.Главное на занятиях по Программе «Волшебные ручки» –
желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может
быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное
пятно
Данная программа рассчитана на детей: 3 - 4 лет.
Программа включает 32 занятия (в год) из расчета 4 занятия в месяц (с октября по май).
Продолжительность программы:
Младший дошкольный возраст (3-4 года) – 15 минут, где 1 час равен 15 минутам
Цель:развитие

художественно-творческих

способностей

через

использование

нетрадиционных техник рисования, создав комфортные условия для детей с определенными
художественно-эстетическими потребностями.
Задачи:
1.

Способствовать умению детей находить связь между предметами окружающего мира
и их изображениями в рисунке.

5

2.

Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании
выразительных образов, используя освоенные нетрадиционной техники рисования.

3.

Формировать умение преобразовывать «каракули» до образа (совместно с педагогом
и самостоятельно), создавая при этом как реалистичный рисунок, так и
стилизованный.

4.

Формировать умение работать от пятна, добиваясь получения какого-нибудь
изображения, имеющего общее сходство с реальными предметами, объектами.

5.

Формировать простые приёмы рисования (мазки: тычком, примакивание; заливка,
отмывка).

6.

Развивать

художественно-творческие

способности

посредством

использования

нетрадиционной техники рисования.
7.

Формировать способы зрительного и тактильного обследования объектов для
уточнения и обогащения восприятия.

8.

Формировать творческую активность, художественный вкус; развивать мелкую
моторику.

9.

Формировать умения доводить начатое до конца.

10.

Формировать умение смешивать цвета разными способами: наложение, вливание,
смещение.

11.

Формировать чувство цвета, формы, элементарных композиционных умений.

12.

Развивать: наглядно - образное мышление в процессе дорисовывая пятна,
рассматривания абстрактных композиций; наглядно-действенное мышление в
процессе изобразительных поисков для получения образа.

13.

Развивать память, воображение.

14.

Воспитывать эстетический вкус при работе с цветом (гармонизировать цветовые
пятна).

15.

Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и
инструментами.

16.

Воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным
инструкциям педагога.

17.

Воспитывать умение детей доводить начатое до конца, убирать свое рабочее место по
окончания

Планируемые результаты:
1.

Умеют использовать разные нетрадиционные техники (рисование пальчиками и
ватными палочками, рисование ладошкой, рисование пробками и печатками из

6

картошки, рисование тычком жесткой полусухой кистью, оттиск поролоном, рисование
в технике «паспарту»);
2.

Умеют работать с изобразительным материалом, опираясь на показ и словесные
объяснения педагога;

3.

Выбирают нужную нетрадиционную технику для передачи образа.

4.

Без затруднения выполняют работу, доводят начатое до конца.
Психофизиологические особенности развития детей 3-4 лет и проявления их в
изобразительной деятельности

Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для
успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. Четвертый год жизни детей
характеризуется формированием «противоволи», что выражается в желании делать все посвоему. Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его
потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже
если ему этого не очень хочется или пока не по силам. В изобразительной деятельности детей,
в возрасте 3-4 лет прослеживается изображают не предмета в целом, а наиболее важных, с их
точки зрения, составных частей. Например, человека они изображают в виде "головонога":
прямо от головы отходят ноги. Цветные карандаши дети этого возраста чаще всего
употребляют без назначения. Одни и те же фигуры и предметы раскрашены разными цветами
"для красоты".Интересно и отношение самого ребенка к своему рисунку. Оно характеризуется
тем, что во время рисования, лепки, аппликации ребенок действует как в реальной ситуации.
Наклеив, например, силуэт зайчика, мишки или птички, он гладит их рукой, разговаривает,
начинает с ними играть. Развитие рисования в раннем возрасте тесно связано с психическими
достижениями ребенка. При одной и той же внешней форме каракулей меняется их значение
для ребенка. Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит
взрослому, который не только создает благоприятные условия для своевременного появления
ее предпосылок, но и активно воздействует на процесс обогащения сенсорики дошкольника,
формирования первых графических образов.
Формы работы с детьми и подведение итогов:


Подгрупповые игровые занятия.



Обобщающие занятия.



Наблюдения педагога.



Сюжетные игровые ситуации.
7



Открытые игровые занятия
Примерная структура занятий с детьми:



Установка темы занятия



Рассматривание вариантов изображения.



Показ и объяснения создания изображения нетрадиционным способом



Самостоятельная работа детей



Рассматривание выполненных работ
Занятия проводятся по подгруппам (8-10 человек). При подаче материала учитываются

индивидуальные особенности детей, «зона ближайшего развития». Последовательность
изложения материала осуществляется по принципу от простого к сложному. Материал
программы доступен для овладения детьми данной возрастной категории.
Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми. Размещаются различные материалы
и инструменты для свободного выбора детьми. По ходу фиксировать: выбор ребёнка,
внешние проявления, последовательность развития замысла, сочетание видов техник,
комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Календарный учебный график младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Диагностика образовательного
процесса, построение
индивидуальных маршрутов
развития детей. Вводное занятие
Тематические занятия
Итоговое открытое занятие с
родителями
Итого:
Количество занятий в
неделю - 1 занятие
Длительность
занятия - 15 минут

2

1

29
1

3

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Октябрь

Тема

Месяц проведения занятий

Ноябрь

Количество
занятий

1

4

4

4

4

4

4

2
1

32 занятия по 15 минут = 480 минут, 8 часов

Количество занятий в
месяц - 4 занятия
Количество часов в
месяц - 1 час

Количество занятий в год
32 занятий
Общее количество
часов - 8 часов

Учебный план младшего дошкольного возраста (3-4 года)
8

№ п/п

Перечень модулей

Количество

Формы

занятий

контроля

1

Рисование пальчиками

7

2

Рисование ватными палочками

4

3

Рисование поролоном

4

4

Оттиск печатками из картофеля

4

5

Рисование жёсткой полусухой кистью

4

6

Рисование пробками

2

7

Рисование ладошками

3

8

Рисование свечой

2

9

Рисование в технике «паспорту»

2

Сюжетные
игровые
ситуации,
результат
проделанной
работы –
выставка работ

Общее количество занятий: 32

Содержание программы
Октябрь
№ п/п

1.

2.

Тема занятия

Диагностика

«Ягодки»

3. «Осенние листочки»

4.

«Мухомор»

Техника

Рисование разноцветными
карандашами, фломастерами,
восковыми мелками

Рисование пальчиками

Рисование ватными
палочками

Рисование пальчиками

Задачи и материал для занятий
Познакомиться с детьми
Заинтересовать
Развивать мелкую моторику
рук.
Познакомить детей с
техникой «пальчиковая живопись».
Учить детей набирать краску
на палец.
Развивать мелкую моторику
рук.
- силуэты березы;
- гуашь желтого цвета;
- салфетки.
- вырезанные из белой бумаги
мухоморы с раскрашенной в
красный цвет шляпкой;
- гуашь белого цвета;
- чашечки;
9

- салфетки;
- иллюстрации мухоморов.
Ноябрь
№ п/п

Тема занятия

1.

2.

«Веселый горох»

«Рябинка»

3. «Осенние листочки»

4.

«Грибочки»

Техника

Рисование пальчиками

Рисование ватными
палочками

Рисование ватными
палочками

Рисование пальчиками

Задачи и материал для
занятий
Познакомить детей с
техникой «пальчиковая живопись».
Учить детей набирать краску
на палец.
Развивать мелкую моторику
рук.
- листы белого цвета с
нарисованным контуром стручка
гороха;
- зеленая гуашь в мисочках,
- салфетки.
- гуашь красного цвета в
баночках;
- незавершенные композиции
«Ягодки на веточках»,
подготовленные заранее
воспитателем;
- игрушка – птичка.
- силуэты березы;
- гуашь желтого цвета;
- салфетки.
- вырезанные из белой бумаги
мухоморы с раскрашенной в
красный цвет шляпкой;
- гуашь белого цвета;
- чашечки;
- салфетки;
- иллюстрации мухоморов.

Декабрь
№ п/п

Тема занятия

1

«Ласковый котенок»

Рисование поролоном

2

«Вышла курочка гулять
свежей травки
пощипать»

Рисование поролоном

.

.

3 «Яблочные компоты в
баночках»
.

Техника

Оттиск печатками из
картофеля

Задачи и материал для занятий
- листы бумаги с
нарисованным силуэтом котенка;
- игрушка котенок;
- гуашь белого, черного,
оранжевого цвета в чашечках;
- салфетки;
- силуэты курочек;
- гуашь желтого цвета.
- вырезанные из бумаги
силуэты банок разного размера;
- гуашь красного и желтого
10

4
.

«Ёжик»

Рисование жёсткой
полусухой кистью

цвета в чашечках;
- салфетки;
- банки с вареньем;
- чайные ложки.
- силуэты ежиков;
- гуашь коричневого цвета.

Январь
№ п/п
1.

2.

3.

4.

Тема занятия

Техника

Оборудование
- листы светло-голубого
Рисование ватными
цвета;
«Снегопад»
палочками
- белая гуашь в плошках,
- салфетки.
- силуэты елочек;
Рисование жесткой полусухой
зеленая гуашь,
«Пушистая ёлочка»
кистью
- салфетки,
- магнитофон
- гуашь красного, желтого,
«Ёлочные шары»
Рисование пробками
синего цвета;
-магнитофон.
Обучать рисовать
заснеженное дерево, используя
«Заснеженное дерево» Рисование ладошкой и газеты
нетрадиционную технику
скатанной в жгутик
(рисования ладошкой – веточки
дерева и газеты скатанной в
жгутик – ствол дерева
Февраль

№ п/п

Тема занятия

Техника

1.

«Зайка»

Рисование жесткой
полусухой кистью

2.

«Букет гвоздик к 23
февраля»

Рисование жесткой
полусухой кистью

3.

«Зернышки для
воробышков»

Рисование ватными
палочками

«В январе много снега во
4.
дворе (сугробы)»

Оттиск поролона

Задачи и материал для
занятий
- листы бумаги голубого
цвета с нарисованным силуэтом
зайчика;
- гуашь белого цвета;
чашечки;
салфетки;
- магнитофон.
- незаконченная форма
цветка;
- гуашь красного и белого
цвета.
- листы с изображением
воробышков;
- гуашь желтого цвета.
- листы бумаги голубого
цвета;
- гуашь белого цвета;
- силуэты санок.
11

Март
№ п/п

1

Тема занятия

Техника

«Весёлые матрёшки»

Рисование ватными
палочками

«Травка»

Рисование ладошкой

2.

Задачи и материал для
занятий
- образцы матрешек;
бумажный силуэт матрешки;
- красная, желтая, синяя
гуашь;
- салфетки.
- листы бумаги;
- силуэты жучков, бабочек.

- листы бумаги с
нарисованной линией – нитка для
бус;
3. «Бусы для куклы Кати»
Рисование пальчиками
- кукла Катя;
- гуашь разноцветная;
- чашечки для краски;
- салфетки.
- листы бумаги с
«Воздушные шарики»
изображением клоуна;
4.
Оттиск печатками картофеля
- гуашь красного, желтого,
зеленого, синего цвета.
Апрель
№ п/п

Тема занятия

Техника

1. «Веточка мимозы»

Рисование пальчиками

2. «Цветочная поляна»

Рисование пробками

3. «Космос»

Рисование цветными

Задачи и материал для
занятий
- листы бумаги с веточками
мимозы;
- гуашь желтого цвета;
- чашки для краски;
- салфетки;
- магнитофон.
- листы бумаги;
- силуэты бабочек.
знакомство

детей

с

восковыми мелками в технике техникой рисования «паспарту»;
«паспорту»

кусок картона с
вырезанными в нем
космическими кораблями
(рамочка) в которую вставляется
рисунок ребенка.

4. «Медвежонок проснулся» Рисование поролоном

- листы с изображением
12

медвежат;
- гуашь коричневого цвета.

Май
№ п/п

Тема занятия

Задачи и материал для

Техника

1. Солнышко

Рисование ладошками

занятий
- лист белой бумаги с
нарисованным посередине жёлтым
кругом;
- гуашь жёлтого цвета в
плошке.

2. «Забавный щенок»
Рисование жесткой
(потешка «Баю –баю-баю- полусухой кистью
бай…)

- силуэты животных;
- гуашь коричневого цвета.

3. «Волшебный дождик»

листы бумаги с уже

Рисование свечой

нанесёнными свечой рисунками;
- тушь синего цвета.
4. «Носит одуванчик желтый Рисование пальчиками
сарафанчик»

- листы бумаги светлозеленого цвета;
- гуашь желтого цвета в
чашечках;
- салфетки;
- магнитофон

Материально-техническое обеспечение
Материалы:
 Ватман;
 Уголь
 Фломастеры;
 Акварель, гуашь, кисточки;
 Печати – клише;
 Трафареты;
13

 «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
 Бусинки, пуговицы;
 Пробки;
 Свечи;
 Цветная бумага;
 Нитки,
 Пластилин;
 Вата, ватные палочки и диски
 Художественная литература;
 Мятая бумага, салфетки
Техническое обеспечение программы:
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса,
предполагают наличие:
 столы;
 стулья
 мольберты
 магнитофон;

Литература

конспекты

Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
занятий.

Методические

рекомендации.

Младшая

группа.

–

М.:

КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.;


Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,

планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005;


Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике! // Дошкольное воспитание. –

1995. - №11. – С. 14 – 19;


Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-

Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.;


Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-

Синтез, 2008.- 192с.

14

Календарно-тематическое планирование
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Диагностика
«Ягодки»
«Осенние листочки»
«Мухомор»
«Веселый горох»
«Рябинка»
«Осенние листочки»
«Грибочки»
«Ласковый котенок»
«Вышла курочка гулять свежей травки пощипать»
«Яблочные компоты в баночках»
«Ёжик»
«Снегопад»
«Пушистая ёлочка»
«Ёлочные шары»
«Заснеженное дерево»
«Зайка»
«Букет гвоздик к 23 февраля»
«Зернышки для воробышков»
«В январе много снега во дворе (сугробы)»
«Весёлые матрёшки»
«Травка»

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

«Бусы для куклы Кати»
«Воздушные шарики»
«Веточка мимозы»
«Цветочная поляна»
«Космос»
«Медвежонок проснулся»
Солнышко

30.

«Забавный щенок» (потешка «Баю –баю-баю-бай…)

31.

«Волшебный дождик»

32.

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»

Дата

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».