Копия рабочей программы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Волшебные ручки 4-5 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная Программа предусматривает формирование творческих способностей у детей
среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Она содержит рекомендации к использованию
нетрадиционных техник в рисовании в виде перспективного планирования, диагностического
инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам
рисования.
Направленность – художественно-эстетическая
Актуальность программы:
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в
практическом и теоретическом отношении. Актуальность проблемы заключается в том, что
рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие
личностные качества как:


Умение одухотворять живую и неживую природу.



Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им.



Стремление заботиться о других.



Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в
неприметном значительное и в неказистом выразительное.



Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать
своё отношение к ним.



Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства.

С другой стороны, ребёнок набирается опыта в изодеятельности:


Учится быть оригинальным.



Учится использовать различные средства выразительности.



Учится давать оценку своей и чужой деятельности.



Учится проявлять инициативу, самостоятельность.



Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении
различных техник.

Но для полноценного воспроизведения окружающего мира, детям необходим запас
наблюдений и опыта. Поэтому, педагогическую работу по обучению нетрадиционными
техниками рисования следует начинать с организации чувственного познания, созерцания
детьми эстетики природы, наслаждения ею, переживания её красотой. Так же важно
стимулировать проявление детьми самостоятельности в творческом процессе, который
предполагает:


Развитие художественно-творческого восприятия



Способность продумывать, представлять будущий рисунок



Освоение технических и изобразительных навыков



Опыт общения с миром изобразительного искусства

Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути
кто-то больше владеет графическими способностями, кто-то ближе к живописи и безусловно,
выразит себя в предпочтительной технике.
Что бы это произошло, возникает необходимость в поиске нового подхода, новых
способов, новых техник рисования. Для работы можно использовать различные материалы и
инструменты т. к. фантазия детей и взрослых даёт всё новые и новые возможности уверенного
овладения изобразительными средствами.
Новизна программы:
Заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам
художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского
творчества, становлению таких мыслительных операций как, анализ, синтез, сравнение,
обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой,
художественной, познавательной.) Чем больше ребёнок знает вариантов получения
изображения нетрадиционной техникой рисования, тем больше у него возможностей
передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у него память, мышление,
фантазия, воображение. Знакомство с нетрадиционными техниками можно начинать с
детьми трехлетнего возраста. Занятия могут проводиться индивидуально и с подгруппой.

Отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных
художественных техник для дошкольного образования, способствующих развитию через
следующие этапы работы с детьми:
 Первый этап - начальный, который направлен на обучение детей. Создание
цельного художественного образа, используя собственные пальчики, ладошки, а также
техники: «тычка» жесткой полусухой кистью, «оттиск» пробкой и «печатку» из
картофеля.
 Второй этап – средний, который направлен на сочетание знакомых техник с
техниками изображения предметов и явлений с использованием восковых мелков и
акварели, свечой и акварели, а также печать по трафарету и другие.

2

 Третий этап – направлен за закрепление раннее усвоенных знаний и
навыков,

обучение

более

сложным

художественно-графическим

техникам

(кляксография, набрызг, тиснение, монотипия).
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем
мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и
карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке,
иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле водой, разлитой на столе. А со
временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в
собственном

художественном

творчестве.

Поэтому

эту

работу

можно

сделать

целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве
нетрадиционными техниками.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению
самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.


Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не

утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность
на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В ходе реализации программы «Волшебные ручки» дети знакомятся со
следующими техниками рисования:
 Рисование пальчиками и ватными палочками – это самый простой способ
получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и
наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю
возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
 Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто
ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например,
сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем
изобразить следы медведя), проводить пальчиком, ватной палочкой линию (ручеек
или дождик).
 Рисование ладошкой - детям очень нравится этот способ рисования.
Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге.
 Рисование пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет
многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые
разные композиции, украшая ими салфетки, платки и т.д. Ребенок прижимает печатку

3

к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета
меняется и мисочка, и печатка.
 Рисование тычком жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь
кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не
опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую,
если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, темы: «Мои
любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик»,
«Ежик».
 Оттиск поролоном. Этот вид техники очень подходит при изображении
животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для
выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно, как
размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.
 Рисование в технике «паспарту». Паспарту – это кусок картона или бумаги
с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием,
под рамку, в которую вставляют рисунок или гравюру так, что их легко заменять
другими. В нашем случае паспарту – это нарисованный на плотной бумаге простой
рисунок, часть деталей которого вырезана. Например, можно нарисовать бабочку и
вырезать у нее крылышки, либо выбрать космос, вырезать планеты, летающие
тарелки, ракеты, звезды. Главное на занятиях по Программе «Волшебные ручки» –
желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может
быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное
пятно
Данная программа рассчитана на детей: 4-5 лет.
Программа включает 32 занятия (в год) из расчета 4 занятия в месяц (с октября по
май).
Продолжительность программы:
Средний дошкольный возраст (4-5 лет) – 20 минут, где 1 час равен 20 минутам
Цель данной программы: развитие художественно-творческих

способностей через

использование нетрадиционных техник рисования, создав комфортные условия для детей с
определенными художественно-эстетическими потребностями.
Задачи программы:

4

1. Сформировать навык у детей находить связь между предметами окружающего мира
и их изображениями в рисунке.
2. Формировать способы зрительного и тактильного обследования объектов для
уточнения и обогащения восприятия.
3. Формировать умение перестраиваться и сохранять свое место во время занятия.
4. Формировать умение наблюдать в природе для обогащения и уточнения зрительных
впечатлений.
5. Побуждать

детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании

выразительных образов, используя освоенные техники.
6. Сформировать умение ориентироваться в понятиях, как форма, цвет, величина,
количество.
7. Стараться вызвать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при
создании коллективных работ.
8. Способствовать умению детей находить связь между предметами окружающего
мира и их изображениями в рисунке.
9. Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании
выразительных образов, используя освоенные нетрадиционной техники рисования.
10. Формировать умение преобразовывать «каракули» до образа (совместно с педагогом
и самостоятельно), создавая при этом как реалистичный рисунок, так и
стилизованный.
11. Формировать умение работать от пятна, добиваясь получения какого-нибудь
изображения, имеющего общее сходство с реальными предметами, объектами.
12. Формировать простые приёмы рисования (мазки: тычком, примакивание; заливка,
отмывка).
13. Развивать художественно-творческие способности посредством использования
нетрадиционной техники рисования.
14. Формировать способы зрительного и тактильного обследования объектов для
уточнения и обогащения восприятия.
15. Формировать творческую активность, художественный вкус; развивать мелкую
моторику.
16. Формировать умения доводить начатое до конца.
17. Формировать умение смешивать цвета разными способами: наложение, вливание,
смещение.
18. Формировать чувство цвета, формы, элементарных композиционных умений.

5

19. Развивать: наглядно - образное мышление в процессе дорисовывая пятна,
рассматривания абстрактных композиций; наглядно-действенное мышление в
процессе изобразительных поисков для получения образа.
20. Развивать память, воображение.
21. Воспитывать эстетический вкус при работе с цветом (гармонизировать цветовые
пятна).
22. Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и
инструментами.
23. Воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным
инструкциям педагога.
24. Воспитывать умение детей доводить начатое до конца, убирать свое рабочее место
по окончания.
Планируемые результаты:
1. Развитие творческих способностей
2. Умеют использовать разные нетрадиционные техники
3. Умеют работать с материалом, опираясь на показ и словесные объяснения педагога.
4. Продумывают сюжет.
5. Выбирают нужную нетрадиционную технику для передачи образа .
6. Умеют подбирать цвета и оттенки.
7. Придумывают сюжеты, образы.
8. Без затруднения выполняют работу.
Психофизиологические особенности развития детей 4-5 лет и проявления их в
изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность в этом возрасте получает значительное развитие. Рисунок
становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека
характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей.
Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать
основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу
и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются
навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование
последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными
изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.

6

Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие,
перешагивают через небольшие преграды
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.
Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет.
Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать
сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку –
величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется
ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает
складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание,
помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые
схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут
строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе
пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате
их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и
во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста
особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и
величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых
кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?»,большинство
ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?»,
ответ будет таким же – больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются
такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно
придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания.
Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он
способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное
условие.Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности;
появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной
деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием
восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью
познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации;
формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости,
конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я
ребенка, его детализацией.
7

Формы работы с детьми и подведение итогов:
Под групповые игровые занятия.
Обобщающие занятия.
Наблюдения педагога.
Сюжетные игровые ситуации.
Открытые игровые занятия
Примерная структура занятий с детьми:
Установка темы занятия
Рассматривание вариантов изображения.
Показ и объяснения создания изображения нетрадиционным способом
Самостоятельная работа детей
Рассматривание выполненных работ
Календарный учебный график младшего дошкольного возраста (4-5 лет)

Диагностика образовательного
процесса, построение
индивидуальных маршрутов
развития детей. Вводное занятие
Тематические занятия
Итоговое открытое занятие с
родителями
Итого:

2

1

29
1

3

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Октябрь

Тема

Месяц проведения занятий

Ноябрь

Количество
занятий

1

4

4

4

4

4

4

2
1

32 занятия по 20 минут = 640 минут, 10 ч 40 мин

Режим занятий
Количество занятий в
неделю - 1 занятие
Длительность занятия 20 минут

Количество занятий в месяц
- 4 занятия
Количество часов в
месяц - 1 час

Количество занятий в год
32 занятий
Общее количество
часов - 10 ч 40 мин

8

Учебный план младшего дошкольного возраста (4-5 лет)
№
п/п

Перечень модулей

Количество
занятий

1

Рисование жёсткой полусухой кистью

3

2

Оттиск

4

3

Рисование восковыми мелками и акварелью

4

4

Рисование свечкой и акварелью

4

5

Печать по трафарету

4

6

Кляксография

3

7

Набрызг

4

8

Тиснение

4

9

Монотипия

2

Формы
контроля

Сюжетные
игровые
ситуации,
результат
проделанной
работы –
выставка работ,
итоговое
открытое
занятие

Общее количество занятий : 32
Содержание программы
Месяц

№
п/п
1

Тема

Цель

Диагностика

Октябрь

Учить приклеивать осенние
листочки в композицию
2

3

4

Дары осени

Обучать составлять целые
предметы из кусочков

Дует ветерок. Танец листьев

Учить работать в технике
«трафарет» и по «сырому»

Осенний дождь

Создание композиции техникой
печатания листьев восковым
мелком
Знакомство с пастелью и её
свойствами

5
Ноябрь

Унылая пора

Создание работы с
использованием ниток

9

6

Разноцветные зонтики

7

Налетели тучи

8

Первый снег

Знакомство с техникой
рисования углём
Рассматривание зонтов, освоение
рисования акварелью + восковые
мелки
Знакомство с техникой
печатания поролоном
Познакомить с техникой
«манкография», манная крупа

Декабрь

Январь

9

Здравствуй, гостья-зима

10

Домик в снегу

11

Ёлочка зелёная

12

Красивая коробочка

13

Зимнее дерево

14

15

16

Игрушки

Познакомить с новым
материалом - ватой
Создание образа снегопада ,
закрепление приёма рисования
пальчиками и ватными
палочками.

Освоение техники рисования
жёсткой кистью
Создание подарочной коробочки.

Следы на снегу

Раскрашивание карандашами и
фломастерами, Наклеивание
бантов.

Красивые снежинки

Учить работать в технике
«набрызг» с использованием
зубной щётки.
Знакомство с техникой
«оживления» контурных
картинок

17

Вьюги да метели

18

Снеговик

Февраль

Закрепление техники печатания,
познакомить с разными узорами
от подошвы ботинок.
«Рисование» на бархатной
бумаге в технике скручивания
ваты
Учить передавать состояние
природы акварелью и восковыми
10

19

20

Птички-невелички

4 Склеим вазу

мелками
Учить создавать композицию с
помощью ватных дисков
Знакомство с возможностью
получения образа с помощью
отпечатков ладошек
Знакомство с рисованием в
технике «витраж»

Март

21

Встречаем весну

Познакомить с различными
способами изображения солнца

22

Весёлые ложки

Использование в работе работе
ватных палочек.

23

Букет в вазе

24

Моя улица

Рисование фломастером и
пластилином на пластиковых
ложках. Создание героя сказки.
Рисование по сырому листу

Апрель

25

Первоцветы

26

Круги на лужах

27

Цветики-цветочки

Рисование углём
Закреплять умение рисовать
углём, пастелью
Рисование техникой по сырому
листу, используя пипетки.
Познакомить с понятием «капля»

28

Тюльпаны

29

Праздничный салют

Рисование ладошкой

Утята на пруду

Создание сюжета при помощи
перьевых метёлочек.

Закреплять умение рисовать
способом тычка клеевой кисти.

Май
30

31

32

Гнёздышко для птичек

Умелые ручки

Создаём сюжет с
использованием отпечатков
вилки
Учить мять бумагу и
приклеивать в композицию
Самостоятельное создание
сюжета в любой технике.
Выставка детских рисунков.
11

Материально-техническое обеспечение
Материалы:
 Ватман;
 Уголь
 Фломастеры;
 Акварель, гуашь, кисточки;
 Печати – клише;
 Трафареты;
 «Инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
 Бусинки, пуговицы;
 Пробки;
 Свечи;
 Цветная бумага;
 Нитки,
 Пластилин;
 Вата, ватные палочки и диски
 Художественная литература;
 Мятая бумага, салфетки

Техническое обеспечение программы:
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса,
предполагают наличие:
 столы;
 стулья
 мольберты
 магнитофон;

12

Литература
 «Разноцветные песенки: творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе
изобразительной деятельности» Псковский вольный институт сайт
 «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному
искусству» научный руководитель Безруких М.М.
 Алексеевская Н. «Озорной карандаш» Москва, Лист, 1998
 Выгорский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
 Гудилина С.И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998
 Доронова Т.Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности»Москва, Школа –
Пресс, 2005
 Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
 Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва,
Просвещение, 1992
 Зимина М. «Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному)»
 Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
 Комарова Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду»
 Копцева Т.А. Методические рекомендации к программе «Природа и художник»
Москва, 1994
 Копцева Т.А. Программа «Природа и художник», Москва, 1994
 Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь,
2004
 Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные
ладошки», Москва, 2017 Карапуз - Дидактика,
 Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2
– 7 лет «Цветные ладошки», 2017

13

Календарно-тематическое планирование
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
№
п/п
1

Тема

2

Дары осени

3

Дует ветерок. Танец листьев

4

Осенний дождь

5

Унылая пора

6

Разноцветные зонтики

7

Налетели тучи

8

Первый снег

9

Здравствуй, гостья-зима

10

Домик в снегу

11

Ёлочка зелёная

12

Красивая коробочка

13

Зимнее дерево

14

Диагностика

Игрушки

15

Следы на снегу

16

Красивые снежинки

17

Вьюги да метели

18

Снеговик

19

Птички-невелички

20

Склеим вазу

21

Встречаем весну

22

Весёлые ложки

23

Дата

Букет в вазе
14

24

Моя улица

25

Первоцветы

26

Круги на лужах

27

Цветики-цветочки

28

Тюльпаны

29

Праздничный салют

30

Утята на пруду

31

Гнёздышко для птичек

32

Умелые ручки

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».