Копия рабочей программы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Волшебные ручки 5-6 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из
актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют
прогресс человека. Данная Программа содержит рекомендации к использованию
нетрадиционных
диагностического

техник

в

рисовании

инструментария,

в

подбора

виде

перспективного

игровых

упражнений

планирования,
к

различным

нетрадиционным техникам рисования.
Направленность – художественно-эстетическая
Актуальность программы:
Нетрадиционное рисование - активно раскрывает творческий потенциал ребенка.
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в
практическом и теоретическом отношении. Актуальность проблемы заключается в том, что
рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке
такие личностные качества как:


Умение одухотворять живую и неживую природу.



Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им.



Стремление заботиться о других.



Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в
неприметном значительное и в неказистом выразительное.



Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений,
выражать своё отношение к ним.



Готовность

эмоционально

переживать

образную

форму

произведений

искусства.
С другой стороны, ребёнок набирается опыта в изодеятельности:


Учится быть оригинальным.



Учится использовать различные средства выразительности.



Учится давать оценку своей и чужой деятельности.



Учится проявлять инициативу, самостоятельность.



Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении
различных техник.

Но для полноценного воспроизведения окружающего мира, детям необходим запас
наблюдений и опыта. Поэтому, педагогическую работу по обучению нетрадиционными
техниками рисования следует начинать с организации чувственного познания, созерцания
детьми эстетики природы, наслаждения ею, переживания её красотой. Так же важно

стимулировать проявление детьми самостоятельности в творческом процессе, который
предполагает:


Развитие художественно-творческого восприятия



Способность замысливать, представлять будущий рисунок



Освоение технических и изобразительных навыков



Опыт общения с миром изобразительного искусства

Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной
сути кто-то больше график, кто-то живописец и безусловно, выразит себя в
предпочтительной технике.
Что бы это произошло, возникает необходимость в поиске нового подхода, новых
способов, новых техник рисования. Для работы можно использовать различные материалы
и инструменты т. к. фантазия детей и взрослых даёт всё новые и новые возможности
уверенного овладения изобразительными средствами.
Новизна программы:
Заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам
художественно-творческой

деятельности,

необходимой

для

дальнейшего

развития

детского творчества, становлению таких мыслительных операций как, анализ, синтез,
сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности
(игровой, художественной, познавательной.) Чем больше ребёнок знает вариантов
получения изображения нетрадиционной техникой рисования, тем больше у него
возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у него
память, мышление, фантазия, воображение. Знакомство с нетрадиционными техниками
можно начинать с детьми трехлетнего возраста.

Занятия могут проводиться

индивидуально и с подгруппой.

Отличительной особенностью программы является использование более тридцати
нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник, способствующих
развитию через следующие этапы работы с детьми:
 Первый этап - начальный, который направлен на обучение детей. Создание
цельного художественного образа, используя собственные пальчики, ладошки, а также
техники: «тычка» жесткой полусухой кистью, «оттиск» пробкой и «печатку» из
картофеля.

 Второй этап – средний, который направлен на сочетание знакомых техник с
техниками изображения предметов и явлений с использованием восковых мелков и
акварели, свечой и акварели, а также печать по трафарету и другие.
 Третий этап – направлен за закрепление раннее усвоенных знаний и
навыков,

обучение

более

сложным

художественно-графическим

техникам

(кляксография, набрызг, тиснение, монотипия).
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об
окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски,
кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле,
палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле водой, разлитой
на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей
действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно
сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном
искусстве нетрадиционными техниками.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества,
проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование с
использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них
сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени,
отведенного на выполнение задания.
В ходе реализации программы «Волшебные ручки» дети знакомятся со следующими
техниками рисования:
 Рисование ватными палочками
 Пальчиковое рисование
 Рисование ладонью
 Рисование листьями деревьев
 Рисование пробками и печатками из картошки
 Рисование тычком жесткой полусухой кистью
 Оттиск поролоном
 Рисование в технике «паспарту»
 Набрызг
 Рисование с использованием парафиновой свечи
 Граттаж
 Рисование шаблонами на фольге

 Соляные, крупяные зарисовки и т.д.
Данная программа рассчитана на детей: 5-6 лет.
Программа включает 32 занятия (в год) из расчета 4 занятия в месяц (с октября по
май).
Продолжительность программы:
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) – 25 минут, где 1 час равен 25 минутам
Цель данной программы: развитие художественно-творческих способностей детей
через использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста,
создав комфортные условия для детей с определенными художественно-эстетическими
потребностями.
Задачи программы:
1. Познакомить детей с новыми техниками и материалами нетрадиционного
изображения, продолжать работу со знакомыми техниками нетрадиционного
рисования: печатание пальчиками и ладонью, фигурными пробками, граттаж и
т.п.
2. Продолжать знакомить с некоторыми жанрами живописи, характеризуя их
3. Работать над созданием коллективной и индивидуальной композиции
4. Расширять словарь детей новыми словами по теме занятия
5. Учить создавать целый образ через дорисовку отдельных элементов
6. Продолжать обучать приемам нетрадиционного рисования, учить творчески
использовать в рисунке различные техники нетрадиционного рисования и
материалы , выбирать их
7. Подводить детей к созданию выразительного образа

при изображении

предметов, явлений окружающей действительности
8. Развивать творческие способности детей
Планируемые результаты:
1. Умеют использовать разные нетрадиционные техники
2. Умеют работать с материалом, опираясь на показ и словесные объяснения
педагога.
3. Продумывают сюжет.
4. Выбирают нужную нетрадиционную технику для передачи образа или
самостоятельного создания композиции

5. Умеют подбирать цвета и оттенки.
6. Выражают свое отношение к окружающему миру через рисунок
7. Придумывают сюжеты, образы.
8. Имеют представления о жанрах живописи
9. Дают мотивированную оценку результатам своей деятельности
10. Проявляют интерес к деятельности друг друга
Психофизиологические особенности развития детей 5-6 лет и проявления их в
изобразительной деятельности
Данный

возраст

характеризуется

проявлением

активности,

инициативы

и

самостоятельности в обогащении способов действий в целом, и изобразительных в
частности, дополнениями известных образов деталями на основе новых впечатлений.
Старший дошкольник активно интересуется предметами живой и неживой природы,
проявляет

исследовательскую

любознательность.

Он

внимательно

рассматривает

окружающие ею объекты, стремится узнать у взрослого больше новых интересных
сведений о них.
Дети старшего дошкольного возраста могут устанавливать взаимосвязи между природными
явлениями, переход объекта из одного состояния в другое: почему желтеют листья и
зеленеет трава, почему плывут облака и т.п.
Художественное развитие в этом возрасте характеризуется более высокой степенью
овладения

различными

видами

художественно-изобразительной

деятельности

и

проявлением художественных способностей. Формируется восприятие ритма в рисунке,
развивается зрительная память детей, представление и воображение ребенка.
Позволяют мысленно анализировать форму предмета и его частей.
В изобразительной деятельности у ребенка развивается чувство цвета, пространства,
материала, закладываются предпосылки к развитию художественно-образного мышления.
Яркие впечатления от просмотра картин, фильмов, прогулок по лесу дети могут отражать в
живописно-творческих работах. Дети старшего дошкольного возраста обладают более
устойчивым вниманием к замыслу и реализации собственного проекта. В этом возрасте они
часто принимают на себя роль «мастера», «художника», «скульптора».
В рисунках дети свободно могут передавать характерные признаки предметов: форму, цвет,
части и детали, пропорции. Движения руки становятся более уверенными, точными и
осмысленными. Старшие дошкольники могут осознанно подбирать изобразительные
средства выражения для передачи настроения и состояния предметов и явлений.

Формы работы с детьми и подведение итогов:


Под групповые игровые занятия.



Обобщающие занятия.



Наблюдения педагога.



Сюжетные игровые ситуации.



Открытые игровые занятия

Примерная структура занятий с детьми:


Установка темы занятия



Рассматривание вариантов изображения.



Показ и объяснения создания изображения нетрадиционным способом



Самостоятельная работа детей



Рассматривание выполненных работ

Календарный учебный график старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Диагностика образовательного
процесса, построение
индивидуальных маршрутов
развития детей. Вводное занятие
Тематические занятия
Итоговое открытое занятие с
родителями
Итого:

2

1

29
1

3

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Октябрь

Тема

Месяц проведения занятий

Ноябрь

Количество
занятий

1

4

4

4

4

4

4

2
1

32 занятия по 25 минут = 800 минут, 13 ч 20 мин
Режим занятий

Количество занятий в
неделю - 1 занятие
Длительность занятия 25 минут

Количество занятий в месяц
- 4 занятия
Количество часов в
месяц - 1 час

Количество занятий в год
32 занятий
Общее количество
часов - 13 ч 20 мин

Учебный план старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
№
п/п

Перечень модулей

Количество
занятий

Формы
контроля

1

Ознакомление с искусством, теория

4

2

Живопись (гуашь, акварель)

6

3

ДПИ

5

4

Рисунок, графика

4

5

Декоративное рисование

6

6

Нетрадиционные техники рисования

7

Сюжетные
игровые
ситуации,
результат
проделанной
работы –
выставка работ,
итоговое
открытое
занятие

Общее количество занятий : 32

Содержание программы
№
п/п

Тема

Содержание

1

Осень на опушке краски
разводила

На альбомном листе в горизонтальном положении
нарисовать деревья при помощи трафарета простым
карандашом, слева и справа, создавая композицию
парка(аллеи). Восковым мелком коричнего цвета
прорисовать дорогу от переднего плана к заднему,
соблюдая перспективу. С помощью акварели
тонировать лист в «Цвет осени». Далее при помощи
подготовленной кисти из фоамирана и методом
«тычка», рисуем листву осеннего дерева

2

Яблочный компот

Знакомство детей с новым методом нетрадиционного
рисования «печать штампами» в виде срезанного
яблока. На листе с заранее прорисованной на нем 3хлитровой банки, детям необходимо затонировать банку
пастелью розового цвета, нанести гуашь на
подготовленный штамп в виде разрезанного яблока. и
тщательно отпечатать его на листе. Завершение работы
– дорисовка мелких черешков и косточек у яблок.

3

Декоративное рисование
по мотивам Дымковской

На листе с заранее нарисованной барышней
(дымковской игрушкой) необходимо раскрасить
кокошник, волосы, накидку, юбку, согласно правилами

росписи

использования графических элементов и декоративных
узоров, которые используются традиционно в
украшении дымковской игрушки. Проводится беседа об
истории возникновения поселка Дымково.
Рассматривание игрушек, обсуждение цвета, формы,
узоров. Демонстрация приемов рисования узоров и
печатания штампами кружков и колец.

4

Виноград

Демонстрация изображения натюрморта в технике
«печать сухими листьями», «печать паралоновым
спонжем» Обучение правильному расположению
листьев и грозди, создание композиции и фона.

5

Дятел на ветке

Демонстрация рисунков с изображением дятла.
Обсуждение окраса и форм. Формирование умения
рисовать птицу, передавая форму частей тела, красивое
оперение. Упражнять в рисовании углем и восковыми
карандашами. Создание композиции.

6

Березы осенью

Рассматривание иллюстраций с осенним пейзажем.
Беседа об осенних деревьях, их форме, частях и окрасе
листьев. Закрепить умение передавать в рисунке
основные признаки деревьев осенью

7

Павлин

Рассматривание иллюстраций с изображением павлина.
Закреплять умение использовать в рисунке технику
«акварель по воску».
На подготовленном шаблоне туловища , развивать
умение прорисовывать основы для перьев, умение
дорисовывать цветными мелками перьев павлина,
лапок и хохолка. Создание композиции с помощью
дополнительных деталей – пайеток, блесток.

8

Пасмурный осенний день

Начало работы строится с прочтения стихотворения «За
окном туман и слякоть». Беседа о холодных цветах
спектра. Дать представление как передать в рисунке
приметы надвигающейся зимы. Закреплять навыки
техники рисунка: восковые мелки и акварель

9

Дельфины

Введение в тему занятия начинается с прочтения
стихотворения и загадывания загадок о море и
дельфинах. Рассматривание млекопитающих, их форм
и цвета. Во время занятия развивается умение
использовать шаблоны и нетрадиционных техник
рисования : вилка – для прорисовывания волн, ватные
палочки – для детализации рисунка

10

Снегопад

Чтение стихотворения о зиме и снеге. Обсуждение
зимнего времени года (снежгные облака, пасмурная
погода, солнце спряталось. темное синее небо, деревья
без листьев, идет белый пушистый снег). Закрепление
умения изображать снег ватными палочками и шариклипучками на листе синего картона. Уточнять знание
цветов. Практика – рисование с детьми белых сугробов
«тычком» жесткой кистью и деревьев различного
размера тонкой кистью на картоне. Обмакивание в
белую гуашь и рисование «тычком» падающего снега.
Обмакивание в штемпельную подушку шарик-липучку
и печатание ею на листе картона до четкого
изображения снежинок. Создание композиции зимнего
пейзажа.

11

Веселый и грустный
зайка

Рассматривание игрушки зайца и картинок с его
изображением с различными эмоциями. Чтение
стихотворений о зайчиках с разным настроением .
Учить рисовать зайца в технике «симметричная
монотипия», смешивая краски, умение работать с
палитрой. Развивать навык работы с губковым
тампоном через трафарет, умение дорисовывать ватной
палочкой детали. Практика – складывание вместе с
детьми альбомного листа пополам. Вместе с детьми
подготовить гуашь серого цвета, путем смешивания
нескольких цветов. Работа с трафаретом, умение
работать в технике симметричной монотипии, умение
дорисовывать детали с помощью ватных палочек.

12

Снеговичок

Рассматривание картинок с зимними забавами и детские
иллюстрации с изображением снеговика. Чтение
стихотворения «Веселый снеговик». Изображение
снеговика на тонированном листе бумаги голубого
цвета. Учить изображать снеговика из округлых форм,
дополнять рисунок деталями из бросового материала,
дорисовкой. Развивать образное мышление, мелкую
моторику рук. Обогащать словарь. Практика –
подготовить шаблон снеговика на листе А4 и при
помощи широкой кисти белой объемной краской
выложить каждый комочек снеговика снизу вверх не
выходя за границы шаблона. Далее выложить вместо
рук и ног комочки-шарики. Дорисовать тонкой кистью
глаза, рот, пуговки и ветку черной краской. Приклеить
заранее вырезанное ведро из фольги или фантика
серебристого цвета. Дорисовка деталей картины ватной

палочкой. Создание зимней композиции.
13

Новогодняя красавица

Рассматривание иллюстрации с Новогодней елочкой,
украшенной шарами и игрушками. Чтение стихов про
елочку. Беседа с детьми о новогоднем празднике.
Во время рисование Новогодней елочки используются
различные приемы рисования гуашью – рисование всем
ворсом кисти и ее кончиком. Для завершения образа
елочки используются пайетки , бусины, блестки.

14

Узор на окне

Беседа о зимней природе с детьми. Загадывание
загадки– стихотворения «Удивительный художник у
окошка побывал, удивительный художник нам окно
разрисовал…». Рассматривание иллюстраций с
зимними узорами. Обсуждение об элементах
составления узоров, направлениях завитков. Развивать
слитность движений, легкость и плавность поворота
руки. Формировать умение создавать узоры по
собственному замыслу. Закрепить умение рисовать в
технике «Акварель по воску»(рисование свечой).
Особенности рисунка – рисование по трафарету
(трафарет окна), тонировка листа по всей поверхности и
умение располагать узор в разных направлениях.

15

Усатый полосатый

Введение в тему через загадки о котенке. Беседа о
формах котенка, сравнение их с геометрическими
фигурами, цвете. Закреплять умение изображать
животное , используя навыки рисования жесткой
кистью и краской. Практика – рисование с детьми
котенка, используя шаблоны геометрических фигур.
Составить из шаблонов котенка, расположить по центру
листа и приклеить. Раскрасить котенка гуашью
«тычком» жесткой кистью, придавая пушистость
шерстке сочетанием серой и белой красок.
Дорисовывание мелких деталей.

16

Снигири на ветке

Разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с
изображением снегирей на ветках. Учить передавать
форму и характерные особенности снегирей по их
описанию в стихах и загадках. Продолжить учить
смешивать краски для получения нужного оттенка,
способствовать развитию образного восприятия,
совершенствовать изобразительные умения и развивать
способность к созданию выразительных образов,
используя различные средства изображения (печатание

штампами, ватные диски)
17

Самолет

Рассматривание картинок с изображением различных
самолетов. Проведение игры – «Летят самолеты».
Развивать наблюдательность, мелкую моторику. Учить
изображать самолет, используя кисть , для облаков –
ватные диски и клей ПВА. Закрепить умение
тонировать небо широкой кистью и разведенной
акварелью.

18

Волшебные истории

Чтение стих-ия «Закружились, завертелись белые
снежинки». Беседа о красоте природы в разные времена
года. Продолжить развивать навыки работы с
шаблонами, умение изображать снежинки, используя
технику «набрызг» зубной щеткой по шаблонам
снежинок. Учить создавать и передавать колорит
зимнего леса. Учить создавать декоративную
композицию.

19

Открытка для папы

Чтение стихотворения о танке. Рассматривание
поздравительных открыток, посвященных 23 февраля.
Беседа о дне защитника Отечества. Формировать
умение детей создавать изображение танка при помощи
трафарета. Воспитывать интерес к познанию техники.

20

Аквариум

Рассматривание рыбок в аквариуме, их цвета и формы.
Чтение стихотворений о рыбах, беседа в каких сказках
фигурирует образ рыбки. Создание образа аквариума с
уникальными рыбками через трафареты. Учить детей
самостоятельно находить способы изображения,
художественные материалы и средства образной
выразительности для раскрытия данной темы,
совершенствовать художественно-графические навыки.
Использование нетрадиционных техник – Рисование по
трафарету, метод «тычка», рисование ладонью
(рисование ребром ладони водорослей), пальчиковое
рисование (рисование большим пальцем камушек),
использование песка как элемент песочной терапии.

21

Цветы в горшочке для
мамы

Беседа о празднике «Международный женский день».
Рассматривание изображений цветов в горшочках,
совершенствовать умение определять форму предмета,
передавать на рисунке относительную величину. Учить
детей выполнять рисунок в техники Монотипия,
Скатывание салфеток, Клееграфия.

22

Музыкальный рисунок

Прослушивание записи с шумом воды и пением птиц.

Развивать чувство цвета посредством музыки и
рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с
музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств
музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм).
Стимулировать творчество детей к импровизации с
цветовым пятном. Знакомство детей с новой техникой
«ниткография», развивая их воображение
23

Таинственный лес

Беседа о красоте природы. Рассматривание
репродукций художников с пейзажами природы.
Продолжать учить детей смешивать краски, получать
пастельные и светлые тона, а также учить рисовать в
технике – пейзаж. Закреплять умение изображать
разные по форме и строения деревья. Располагать по
всему листу бумаги, передавая дальний и передний
план композиции. Закрепление умения рисовать пейзаж
листом китайской капусты в технике «печатание»

24

Плывет-плывет кораблик

Чтение стихотворения о море, прослушивание
аудиозаписи – шум моря. Развивать умение
ориентироваться на листе, понимать положение неба,
земли. Учить создавать кораблик с помощью восковых
мелков и ватных дисков.

25

Пес Дружок

Введение в тему занятия – загадки о животных.
Познакомить с новой техникой рисования «рисование
по фольге». Познакомить детей со свойствами фольги,
развивать творческую фантазию через рисование на
фольге, познакомить с понятием тиснение. Также
используется техника – штриховка.

26

Звездное небо

Проведение с детьми беседу о дне Космонавтике.
Рассматривание рисунков и иллюстраций звездного
неба. Учить изображать звезды, используя технику
«граттаж», путем процарапывания изображения
деревянными палочками.

27

Плюшевый мишка

Введение в тему занятия – загадки. Рассматривание
игрушки, определение частей объекта, их форм,
расположение, фактурность поверхности. Закреплять
умение изображать рисунок при помощи техника
«тычка» жесткой кистью.

28

Весенняя веточка

Беседа с детьми о времени года – весна. Рассматривание
иллюстраций с весенним цветущими деревьями. Учить
рисовать весеннюю веточку вишни, смешивать цвета,
изображать леестки цветущей вишни в технике «печать

пластиковой бутылкой»(донышком бутылки).
Закреплять умение работать с палитрой и гуашью.
Развивать цветовосприятие, моторику рук, чувство
красоты.
29

Салют

Рассматривание репродукции картин Петра
Александровича Кривоногова «Победа». Воспитывать у
детей патриотическое чувство. уважение к героям
Великой Отечественной войны. Учить видеть средства
художественной выразительности, которые используют
художники для раскрытия темы. Учить отражать в
рисунке свои впечатления от праздника Победы.
Продолжать учить работать в технике «граттаж».
Практика – рисование с детьми праздничного салюта в
технике «граттаж» поэтапно: 1эт – плотное
штрихование всего листа ватмана восковыми мелками
разного цвета. Тонировка черной тушью, смешанной с
черной гуашью широкими кистями, 2 эт – рисование
деревянной палочкой, создавая композицию праздника
Победы.

30

Бабочка-красавица

Беседа с детьми о насекомых Учить рисовать бабочку,
используя технику «симметричная монотипия».
Закреплять умение смешивать гуашь разных цветов,
используя палитру. Развивать ориентировку на листе.
Развивать чувство красоты.

31

Как я люблю одуванчики

Рассматривание иллюстраций с изображением
одуванчиков. Беседа о частях цветка, о цвете.
Демонстрация техники изображения данных цветов при
помощи ватных палочек, связанных вместе и
использование круглого трафарета, чтобы не выходить
за пропорции цветка.

32

Открытое мероприятие

Отработка приобретенных навыков совместно с
родителями. Тема выбирается педагогом.

Методическое и материально-техническое обеспечение программы
Методическое:
-Репродукции портретов
- Репродукции пейзажей по сезонам
- Картотека предметных картинок по темам
- СD диски
- Картотека пальчиковых игр

- Картотека стихов по темам
Материально-техническое:
1. Парты 5 шт
2. Стулья – 15 шт
3. Доска интерактивная 1 шт
4. Магнитофон 1 шт
5. Листы А4
6. Ластики
7. Акварель
8. Кисть клеевая жесткая щетина
9. Кист натуральная широкая
10. Кисть натуральная – средняя
11. Кисть натуральная – тонкая
12. Пластилин
13. Восковые мелки
14. Цветные карандаши
15. Палитра
16. Фломастеры
17. Простой карандаш – твердый
18. Простой карандаш – мягкий
19. Клей ПВА
20. Свечи белые
21. Цветная бумага
22. Зубная щетка
23. Цветной картон матовый
24. Простой белый картон
25. Сухие салфетки
26. Крупы: манка, рис, греча, пшено
27. Всевозможные семечки – арбузные, тыквенные, итд
28. Мелкий песок
29. Коктейльные трубочки
30. Печатки, пробки
31. Мисочки для гуаши
32. Пенопласт

33. Паролон
34. Черная тушь
35. Пластиковые ложки для кляксографии
36. Уголь для рисования
37. Фурнитура – бисер, звездочки
38. Салфетки 4-5 цветов
39. Ватман
40. Ватные палочки
41. Зубочистки
42. Соль крупная
43. Жидкое мыло
44. Батик
45. Стаканчики для воды
Литература
1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», часть 1, ООО
«Скрипторий 2003», 2007
2. Давыдова Г.Н. «Рисуем транспорт », ООО «Скрипторий 2003», 2009
3. Дубровская Н.В. «День Победы», Санкт-Петербург, ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2018
4. Жукова О.Г. «И тонкой нити кружева…», Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2014
5. Ионова О.С., Красикова Т.А. «Секреты художника: Игры-занятия по рисованию»,
Москва, АКТИ , 2017
6. Калинина Т.В, «Большой лес. Первые успехи в рисовании», Санкт-Петербург, 2009
7. Калинина Т.В. «Цветы и травы. Первые успехи в рисовании», Творческий Центр,
2009
8. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками», ТЦ Сфера, 2017
9. Потапова Е.В. «Изобразительная деятельность и художественный труд с
использованием современных материалов в ДОУ», Санкт-Петербург, ДЕТСТВОПРЕСС, 2012
10. Румянцева Е.А. «Веселые уроки рисования», Москва, Айрис-пресс, 2016
11. Савельева Н.М. «В мире красок» для детей старшего возраста, Санкт-Петербург,
ДЕСТВО-ПРЕСС, 2018
12. Савельева Н.М. «В мире красок» для детей среднего возраста, Санкт-Петербург,
ДЕСТВО-ПРЕСС, 2018

13. Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет»,
Москва, Гном, 2017
14. Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 5-7 лет»,
Москва, Гном, 2017
15. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в
ДОУ», Москва, 2011
16. Черепкова Н.А. «Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного
возраста (6-7 лет)», Санкт-Петербург, 2017
17. Шаляпина И.А. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками», ТЦ Сфера, 2016

Календарно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста
(5-6 лет)
№
п/п

Тема

1.

Осень на опушке краски разводила

2.

Яблочный компот

3.

Декоративное рисование по мотивам
Дымковской росписи

4.

Виноград

5.

Дятел на ветке

6.

Березы осенб

7.

Павлин

8.

Пасмурный осенний день

9.

Дельфины

10.

Снегопад

11.

Веселый и грустный зайка

12.

Снеговичок

13.

Новогодняя красавица

14.

Узор на окне

15.

Усатый полосатый

Дата

16.

Снигири на ветке

17.

Самолет

18.

Волшебные истории

19.

Открытка для папы

20.

Аквариум

21.

Цветы в горшочке для мамы

22.

Музыкальный рисунок

23.

Таинственный лес

24.

Плывет-плывет кораблик

25.

Пес Дружок

26.

Звездное небо

27.

Плюшевый мишка

28.

Весенняя веточка

29.

Салют

30.

Бабочка-красавица

31.

Как я люблю одуванчики

32.

Открытое мероприятие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».