Копия рабочей программы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Ритмопластика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыкальное занятие оздоровительной направленности, основными средствами
которого

являются

комплексы

оздоровительных

и

гимнастических

упражнений,

развивающие игры, различные по своему характеру, выполняемые под музыку и
оформленные танцевальными движениями.
«Ритмопластика» базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений.
Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз,
мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой
ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмопластикой.
Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз,
оттянутые носочки, собранные кисти - вот неполная характеристика красивого движения.
Занимаясь ритмопластикой, дети получают представление о разнообразном мире движений,
который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным. В данной
программе используются не только музыкально-ритмические и имитационные движения, но
и разнообразные упражнения, растяжки, игры. Веселая музыка занятий, высокая
двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают
положительной жизненной энергией. Опыт проведения ритмопластики показал, её
привлекательность и доступность. Основу для ритмических композиций составляют простые
движения, направленные на развитие у детей музыкальности, двигательных качеств и
умений, чувства ритма, творческих способностей, нравственно-эстетических качеств. Одной
из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение
ребенка, а разнообразие используемой на занятиях музыки дарит детям мгновения чудесного
самовыражения, развивает творческие способности, совершенствуют коммуникативные
навыки и обогащают эмоциональную сферу.
Направленность
Художественная.
В основе ее лежит «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, поскольку программа направлена
на развитие художественно - творческих способностей,
психологического раскрепощения и в целом ведет к физическому оздоровлению каждого
ребенка, что является целью моей педагогической деятельности.

2

Актуальность
Актуальность программы в том, что занятия ритмопластикой позволяют ребенку развивать
творческие способности, формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность
движений. У детей укрепляется здоровье, укрепляются мышцы, улучшается работа органов
дыхания, кровообращения, а также в процессе занятий дети избавляются от стеснительности,
зажатости и комплексов. В танцах дети проявляют индивидуальность, получая результат
своего творчества. А так же, что ребенок дошкольного возраста интенсивно растет и
развивается. И именно тогда закладываются основы здоровья, и формируется творческая
личность. Программа носит комплексный характер, так как включает в себя дисциплины,
направленные

на

развитие

различной

деятельности

(музыкальной,

эстетической,

интеллектуальной, физической).
Ритмопластика способствует выработке устойчивой правильной осанки; укреплению и
развитию различных групп мышц; укреплению иммунитета; улучшению координации
движений; воспитанию в детях чувства внутренней свободы; уверенности в себе; развитию
умения правильно и красиво двигаться; развитию творческих способностей, воображения;
развитию чувства ритма, музыкального слуха и вкуса; речевому развитию; умения
чувствовать и передавать характер музыки. Программа разработана по принципу
концентричности (от простого к сложному); каждая возрастная ступень является основой
для следующей ступени.
Новизна программы
Новизна данной программы в том, что дополнительные занятия, позволяют
углубленному изучению танцевальных движений, движений на постановку корпуса. С
детьми, занимающимися ставятся более сложные танцы и танцевальные композиции. Они
быстрее усваивают материал, чувствуют ритм, темп. На музыкальных занятиях во время
музыкально-ритмических движений эти дети могут быть образцом для

показа

и

помощником педагога с более слабыми детьми, как на занятии, так и в самостоятельной
деятельности, так как времени на закрепление очень мало. Новизна заключается и в
построении программного материала и психолого-педагогической работы на основе
тематического принципа планирования. В основе программы – принцип развивающего
обучения. Содействие всестороннему развитию личности дошкольника, формирование
творческих способностей

и

развитие

индивидуальных

качеств

ребёнка,

совершенствование двигательных умений и навыков средствами музыки и ритмических
движений.

3

Возраст детей, участвующих в реализации программы:
В реализации программы участвуют дети младшего дошкольного возраста.
Цель
Содействие всестороннему развитию личности дошкольника, танцевально-игровой
гимнастики. Тренировка и развитие сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного
аппарата, выработка культуры движений и навыков координации, воспитание музыкальности
и чувства ритма.
Задачи программы
1.

Формировать и совершенствовать навыки исполнения музыкально - ритмических

движений;
2. Развивать творческие способности и потребности самовыражения детей через музыку;
3.

Воспитывать интерес и любовь детей к музыке в процессе совместных игр, движений

под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;
4. Укреплять физическое развитие детей.
5.

формировать и совершенствовать навыки исполнения музыкально - ритмических

движений;
6. Развивать творческие способности и потребности самовыражения детей через музыку;
7.

Воспитывать интерес и любовь детей к музыке в процессе совместных игр, движений

под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;
8. Совершенствовать физическое развитие детей.
9. Формировать знания основных правил в рамках данной программы:
-Правила исполнения простейших танцевальных движений.
-Правила исполнения движений в паре.
-Тему контрастов в музыке и движении.
-Правила поведения в зале.
Планируемые результаты:
1. Реагирует на динамические оттенки в музыке и простейшие ритмические рисунки
2. Передает простейшие ритмические рисунки, используя шумовые музыкальные
инструменты и игрушки (колокольчики, бубны, погремушки, деревянными ложками)
3. Владеет сменой движений на изменение характера музыки, контрастных частей
музыкального произведения.
4. Красиво и правильно исполняет танцевальные элементы.
4

5. Исполняет движения с предметами (платочком, листочками, ленточками, игрушками)
6. Ориентируется в пространстве на основе круговых и линейных рисунков.
7. Эмоционально передает доступные образы (лисичка, зайка, мишка, птички).
8. Владеет репертуаром, предлагаемым для изучения по курсу (с помощью взрослого по
показу).
9. Знает правила исполнения простейших танцевальных движений.
10. Знает правила исполнения движений в паре.
11. Узнает тему контрастов в музыке и движении.
12. Знает правила поведения в зале
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные
динамические возможности. Дети этого возраста еще не владеют четкими движениями при
ходьбе, не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. В этом периоде
отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и
выполнении однотипных движений. Движения этих детей не достаточно согласованы, им
трудно выполнять танцевальные композиции, но они могут стараться выполнять движения
по показу. В этом возрасте нужно больше давать ритмических упражнений и игр и
использовать различные образы в показе упражнений.
В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар:
девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями
своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности,
аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и
т.д.). В этом возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают
детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают
проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола. К концу четвертого
года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время
еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на
определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов
которого является уровень развития моторной координации. В этот период высока
потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины
времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при
выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать,
дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). 3-4 года – также благоприятный
возраст для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств
5

(скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости). Накапливается определенный
запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей
действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном
развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с
основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий). В 3 года дети практически осваивают
пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где
гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные
представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный
мишка, перед домом растет дерево, за домом – гараж, под дерево закатился мяч. Освоение
пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться
словами, обозначающими пространственные отношения (предлогами и наречиями). В этом
возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Память трехлеток непосредственна,
непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят
только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко
заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5–7 специально предложенных ему
отдельных слов, обычно запоминает не больше двух–трех). Положительно и отрицательно
окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго. Мышление 3-летнего
ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного
действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по
образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью,
что необходимо для любой мыслительной деятельности. В три года воображение только
начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним предметом и
воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместе мыла, стул –
машина для путешествий и т. д. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление
к деятельности. Взрослый для ребенка - носитель определенной общественной функции.
Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают
способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметамизаместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребенок 3-4 лет
способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра
ребенка первой половины 4-го года жизни - скорее игра рядом, чем вместе. В играх,
возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместным со
взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение
объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам,
которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по
поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребенок начинает согласовывать свои действия,
6

договариваться в процессе совместных игр, использует речевые формы вежливого общения.
Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки
предпочитают тихие, спокойные игры, в которых задействовано 2-3 подруги. В 3-4 года
ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей
игре или продуктивной деятельности. Для «трехлетки» характерна позиция превосходства над
товарищами. Он может в общении с партнером открыто высказать негативную оценку («Ты
не умеешь играть»). Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого.
Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего
дошкольника состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки,
близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает
употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со
словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые вопросы, используя
форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых
событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте возможны
дефекты звукопроизношения. Девочки по всем показателям развития превосходят мальчиков:
артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание
увиденного и услышанного. В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает
формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка
пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают
интерес. С помощью взрослых ребенок называет героев, сопереживает добрым, радуется
хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со взрослым рассматривает иллюстрации, с
помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т.е. соотносит
картинку и прочитанный текст. Уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших
стихотворениях. Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением
процессуальной стороны труда (увеличением количества осваиваемых трудовых процессов,
улучшением качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в
каждом трудовом процессе). Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание
как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы
в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе. Интерес к продуктивной деятельности
неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит
овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно
догадаться, что изображено ребенком. В лепке дети могут создавать изображение путем
отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и
сплющивания.
7

Музыкально-художественная

деятельность

детей

носит

непосредственный

и

синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в «синтезе искусств»
при организации «практической деятельности» (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию
и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства
предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко-тихо, высоко-низко и пр.). Может
осуществить элементарный музыкальный анализ (заметить изменения в звучании звуков по
высоте, громкости, разницу в ритме). Начинают проявляться интерес и избирательность по
отношению

к

различным

видам

музыкально-художественной

деятельности

(пению,

слушанию, музыкально-ритмическим движениям).
Календарный учебный график
Диагностика

Тематические занятия

1

3

октябрь
ноябрь

4

декабрь

4

январь

4

февраль

4

март

4

апрель

4

Обобщающие

май

1

2

1

Всего

2

29

1

Итого

32

Режим занятий

Количество занятий в

Количество занятий в

неделю-1

месяц - 4

Длительность занятия

Количество часов в месяц

Общее количество часов

15 мин

1 час

8 часов

Количество занятий в год - 32

8

Формы работы с детьми и подведение итогов:
Основная форма проведения занятий - групповая и индивидуально - групповая.
1. Вводное занятие
2. Игровые занятия по теме недели
3. Обобщающие занятия
4. Открытые игровые занятия для родителей
Время проведения занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность 15
минут, 1 час равен 15 минутам.
Примерная структура занятия:
1. Музыкальная разминка
2. Разучивание музыкально-ритмических движений, танцевальных шагов
3. Разучивание танцевальных композиций
4. Музыкально-игровое творчество детей
Организация образовательного процесса
Части занятия
1.

Количество часов

Подготовительная
ребёнка

к

часть.

работе,

Подготовка

создать

организма

психологический

и

эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика 15 %
(строевые, общеразвивающие упражнения); ритмика;
музыкально – подвижные игры; танцы (танцевальные
шаги, элементы хореографии, ритмические танцы);
танцевально-ритмическая гимнастика.

2.

Основная часть. Основная работа над развитием
двигательных способностей. В этой части даётся
большой объём знаний, развивающих творческие

80%

способности детей. В нее входят: ритмические танцы,
пластика, креативная гимнастика.

3.

Заключительная
расслабление

часть.

мышц,

Упражнения

дыхательные

упражнения

на
и 5%

упражнения на укрепление осанки, пальчиковая
гимнастика.

9

Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с
другом.
I. Подготовительная часть занятия занимает 5-15% от общего времени.
Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к
работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее

входят:

гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); ритмика; музыкально –
подвижные

игры;

танцы

(танцевальные

шаги,

элементы

хореографии,

ритмические танцы); танцевально-ритмическая гимнастика.
II. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части
решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных
способностей. В этой части даётся

большой

объём

знаний,

развивающих

творческие способности детей. В нее входят: ритмические танцы, пластика,
креативная гимнастика.
III. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь
используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и
упражнения на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия
подводится итог, и дети возвращаются в группу.
Занятия

составлены

согласно

педагогическим

принципам

и

по

своему

содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям
детей, которые

позволяют ребенку

не только в

увлекательной

и

игровой

форме

войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а
также способствуют социальной адаптации ребенка.
Принципы проведения:
1.

Принцип

научности

–

построение

образовательной

деятельности

в

соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития
ребенка.
2.

Принцип систематичности – непрерывность, планомерность всего курса

занятий.
3.

Принцип

постепенности

–

использование

правил:

«от

известного

к

неизвестному», «от простого к сложному».

10

4.

Принцип индивидуальности – при работе учитывать физиологическую и

психологическую стороны развития каждого ребенка.
5.

Принцип доступности – материал должен быть легким, гарантирующим

свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей.
Умелое соблюдение принципа доступности – залог оздоровительного эффекта.
6.

Принцип учета возрастного развития движений – степень развития основных

движений у ребенка, его двигательных навыков.
7.

Принцип

чередования

нагрузки

–

предупреждение

утомления

детей,

чередование нагрузки и отдыха.
8.

Принцип зрительной наглядности – демонстрация движений.

9.

Принцип сознательности и активности – формирование у детей устойчивого

интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля, самокоррекции
действий, развитие сознательности, инициативы и творчества.
Учебный план младшего дошкольного возраста
Количество часов

1.

Гимнастика,

Всего

общеразвивающие 6

Теория

Практи
ка

2

4

4

10

1

4

упражнения, танцевальные упражнения,
шаги, элементы хореографии
2.

Ритмические танцы, пластика, креативная 14
гимнастика

3.

Подвижные

игры

под

музыку,

5

музыкально-подвижные игры

4.

Игры-импровизации, танцевальные игры

1

1

Пальчиковая гимнастика

1

1

Упражнения на дыхание

1

1

Упражнения на расслабление

1

1

Упражнения на укрепление осанки

1

1

Диагностика

2 часа

2

Общее количество часов

Режим
занятий

мин

п\п

Название раздела программы

Во второй половине дня, после 15-00. 1 час равен 15

№

32 часа
11

№ занятия

Содержание программы

Тема

Вводное
занятие.
Знакомство

Ритмика

Хлопки на каждый
счёт.

Строевые
упражнения
Движение
вперёд лицом,
назад спиной.

Музыкальноритмическая
разминка
Разучивание
музыкально ритмической
разминки
«Червячок».

Танцы

Основная стойка –
руки у мальчиков
на талии, у девочек
на юбку, ноги в 1
позиции.
«Пружинка» прямо.

1

Поворот на
полупальцах.

Пружинки

Притопы на каждый
счёт.

Движение
вперёд лицом,
назад спиной.

Музыкальноритмическая
разминка
«Червячок».

2

Осень

Притоп только на
первый счёт.

Осенние
листочки

Хлопки на каждый
счёт.

3

4

Из положения
лёжа на спине
построиться
лицом (спиной)
к заданному
предмету
(игрушке).
Из положения
лёжа на животе
построиться
лицом (спиной)
к заданному
предмету
(игрушке).

Ходьба по кругу
(на полупальцах,
на пяточках, с
высоким подъёмом
колена, с
остановкой).
Ходьба по кругу
(на полупальцах,
на пяточках, с
высоким подъёмом
колена, с
остановкой в позу).

Плавные движения
(взмахи) руками.
Танцевальный
семенящий шаг на
полупальцах.
Комбинация (32):
2 плавных взмаха
руками,
поворот на
полупальцах
вправо,
2 «Пружинки»
(руками взмах в
стороны),
Семенящий шаг
вперёд.
То же самое, только
семенящий шаг
назад.
Разучивание вальса
«Осенние
листочки»

Повторение вальса
«Осенние
листочки»

12

Калина

Поднятие рук усиление звука А,
опускание рук ослабление звука А.

Построение
шеренги из
колонны (по
строевым
приёмам Право!
Лево!).

Разучивание
музыкально ритмической
разминки
«Калина».

Калина.
Повторение

Поднятие рук через
стороны вверх,
мягкое опускание с
согнутыми локтями
вниз - звук У.

Построение
шеренги плечом
к плечу.

Музыкальноритмическая
разминка
«Калина».

Гномики

Поднятие рук на
пояс и опускание их
вдоль корпуса по
счёту.

Построение
шеренги на
расстоянии
вытянутой руки.

Гномики.
Повторение.

Поочерёдное
поднятие рук на
пояс, на плечи и
совместное
опускание их вдоль
корпуса по счёту.
Притоп на 1-ый
счёт, 2-4 - пауза и
притоп на 5-ый счёт,
6-8 - пауза.

Построение
шеренги в
определённом
порядке (по
росту, мальчики,
девочки).
Продвижение
вперёд и
возвращение на
место.

Ходьба по кругу
(шаг с носка, с
высоким подъёмом
колена, семенящий
шаг, с остановкой).
Ходьба по кругу
(шаг с носка, с
высоким подъёмом
колена, семенящий
шаг, с остановкой в
позе).
Разучивание
музыкально ритмической
разминки «Ёжик».

5

6

7

8
Ёжик

9

Ёжик.
Повторение

10

Притоп на 1-ый
счёт, 2-4 - пауза и
притоп на 5-ый счёт,
6-8 - пауза.

Продвижение
вперёд и
возвращение на
место в
сцеплении по 23 ребёнка.

Музыкальноритмическая
разминка «Ёжик».

Комбинация (32):
Семенящий шаг на
всей стопе вперёд,
наклон вправо,
влево.
2 (demi plie, releve),
4 высоких подъёма
колена поочерёдно,
4 прыжка по 2
позиции ног.
Танцевальный шаг
с притопом.
Комбинация (32):
4 шага с притопом
по кругу,
отведение ноги на
носок вправо (2),
влево(2).
Разучивание
ритмического танца
«Гномики»
Повторение
ритмического танца
«Гномики»

Шаг с носка.
Движения руками
(И.п. руки на поясе.
Вытянуть руки
вперёд, ладонями
вверх, вернуться в
И.п.)
Упражнение
«Приглашение».
«Перешагивание
через лужу» вперёд,
назад, вправо,
влево.
Движения руками
(сначала правая
вверх, а левая
внизу, затем
наоборот).
Хлопки
«Тарелочки».

13

Зимние
забавы

Хлопок на 1-ый
счёт, 2-4 - пауза и
хлопок на 5-ый счёт,
6-8 - пауза.

Продвижение
вперёд и
возвращение на
место в
сцеплении по 23 ребёнка двух
шеренг,
расположенных
напротив друг
друга.

Ходьба по кругу
(на полупальцах,
топающий шаг, на
внешней стороне
стопы, широкий
шаг).

Праздничные
хлопоты

Хлопок на 1-ый
счёт, 2-4 - пауза и
хлопок на 5-ый счёт,
6-8 - пауза.

Продвижение
вперёд и
возвращение на
место из
шеренги в
сцеплении.

Ходьба по кругу
(на полупальцах,
топающий шаг, на
внешней стороне
стопы, широкий
шаг).

Ворота

Хлопок на 1-ый
счёт, 2-4 - пауза и
притоп на 5-ый счёт,
6-8 - пауза.

Построение по
одному и в паре.

Разучивание
музыкально ритмической
разминки
«Хрюшки».

11

12

Повороты с
переступанием.

13

Отойди и
подойди

14

Движение
направо, налево
по одному и в
паре. Повороты
с
переступанием.

Музыкальноритмическая
разминка
«Хрюшки».

Ходьба по кругу
(на полупальцах, с
высоким
поднятием колена,
семенящий шаг,
лёгкий без на
полупальцах).
Ходьба по кругу
(на полупальцах, с
высоким
поднятием колена,
семенящий шаг,
лёгкий без на
полупальцах).

Марш
снеговиков

Хлопок на 1-ый
счёт, 2-4 - пауза и
притоп на 5-ый счёт,
6-8 - пауза.

Из колонны
перестроиться в
пары лицом к
друг другу.
Повороты с
переступанием.

Марш
снеговиков.
Повторение

Хлопок на 1-ый
счёт, 2-4 - пауза и
притоп на 5-ый счёт,
6-8 - пауза.

Из колонны
перестроиться в
пары лицом к
друг другу или к
предмету
(игрушке).

15

16

Хлопок на 1-ый
счёт, 2-4 - пауза и
притоп на 5-ый счёт,
6-8 - пауза.

Комбинация (16):
2 прыжка с
продвижением
вперёд,
4 хлопка по
коленям в
полуприседании,
Наклоны головы
вправо, прямо,
влево, прямо.
То же самое только
назад.
Комбинация (8):
1 приседание, руки
на бёдра спереди,
Встать, плечи
развернуть влево,
ноги в 6 позиции,
руки (правая
вперёд, левая
назад), голова
смотрит вдоль
правой руки.
То же самое в
другую сторону.
Ходьба на
полупальцах по
кругу в парах (руки
-«Воротики»).
Комбинация (8):
Основная стойка по
6 позиции ног,
Выставление
правой ноги на
носок с согнутым
коленом.
То же самое с
другой ноги.
Поворот на
полупальцах и
топающим шагом в
приседе.
Упражнение
«Отойди - подойди»
в паре.
Разучивание танца
«Марш снеговиков»

Повторение танца
«Марш снеговиков»

14

Цыплятки

17

Цыплятки.
Повторение

18

Карусель

19

Хоровод

20

На 1-4 счёт плавное поднятие
рук вверх, на 5-8 плавное опускание
вниз
На 1-2 счёт - резкое
поднятие рук вверх,
на 3-4 - резкое
опускание вниз.
На 5-6 счёт - резкое
поднятие рук вверх,
на 7-8 - резкое
опускание вниз.
На 1-4 счёт плавное поднятие
рук вверх, на 5-8 плавное опускание
вниз
На 1-2 счёт - резкое
поднятие рук вверх,
на 3-4 - резкое
опускание вниз.
На 5-6 счёт - резкое
поднятие рук вверх,
на 7-8 - резкое
опускание вниз.
На 1-4 счёт плавное поднятие
правой руки вверх,
на 5-8 - плавное
поднятие левой
руки вверх.
На 1-4 счёт сжимание кулачков
наверху
На 5-6 счёт плавное опускание
обеих рук.
На 1-4 счёт плавное поднятие
правой руки вверх,
на 5-8 - плавное
поднятие левой
руки вверх.
На 1-4 счёт сжимание кулачков
наверху
На 5-6 счёт плавное опускание
обеих рук

В рассыпную - в
круг
(обозначенный
шнурком).

В рассыпную - в
круг
(обозначенный
шнурком).

Разучивание
музыкально ритмической
разминки
«Цыплятки».

Полуприседания с
выставлением на
пятку
(одновременно).

Музыкальноритмическая
разминка
«Цыплятки».

Разведение рук в
стороны ладонями
вверх.

Упражнение
«Воротики» в паре.

Притоп одной
ногой.
Упражнение
«Воротики» в
тройке.

В рассыпную - в
колонну
(шеренгу).

В рассыпную - в
колонну
(шеренгу).

Ходьба по кругу (с
носка, марш,
широкий шаг, шаг
в сочетании с
прыжком на 8 - ой
счёт, шаг с
высоким
отбрасыванием
пятки назад,
лёгкий бег на
полупальцах с
остановкой).
Ходьба по кругу (с
носка, марш,
широкий шаг, шаг
в сочетании с
прыжком на 8 - ой
счёт, шаг с
высоким
отбрасыванием
пятки назад,
лёгкий бег на
полупальцах с
остановкой).

Полуприседания с
выставлением на
пятку (поочерёдно).
Притоп разными
ногами
(поочерёдно).
Упражнение
«Карусель» по 3-4
ребёнка.
Танцевальный
хороводный шаг с
носка.
Комбинация (16):
2 поднятия колена
от бедра, руки на
поясе.
4 притопа
(поочерёдно).
2 шага с носка
вперёд, руки
«Полочкой».
Наклон вперёд,
руки «Полочкой»,
голова прямо.

15

Колобок

21

Гармошка

На 1-4 счёт поднятие рук вверх,
на 5-8 - опускание
вниз
На 1-4 счёт - плавно
поднять руки вверх,
5-7 - пауза, 8 резкое опускание.

Построение в
круг.

На 1-4 счёт поднятие рук вверх,
на 5-8 - опускание
вниз
На 1-4 счёт - плавно
поднять руки вверх,
5-7 - пауза, 8 резкое опускание.

Перестроение из
шеренги в круг
(соединение
начала и конца
шеренги).

Разучивание
музыкально ритмической
разминки
«Колобок».

Музыкальноритмическая
разминка
«Колобок».

22

Красные
сапожки

На 1-4 счёт поднятие рук вверх,
на 5-8 - опускание
вниз
На 1 счёт - резко
поднять руки вверх,
2-4 - пауза, 5-8 плавное опускание.

Перестроение из
шеренги в круг
(водящий
заводит).
Движение по
кругу и
выведение
водящим в
шеренгу.

Красные
сапожки.
Повторение

На 1-4 счёт поднятие рук вверх,
на 5-8 - опускание
вниз
На 1 счёт - резко
поднять руки вверх,
2-4 - пауза, 5-8 плавное опускание.

Перестроение из
колонны в круг
парами.
Движение по
кругу в одном
направлении.

23

24

Ходьба по кругу
(на полупальцах, с
высоким
поднятием колена,
семенящий шаг в
приседе, лёгкий
бег на
полупальцах,
прыжки на двух
ногах в
продвижении
вперёд).
Ходьба по кругу
(на полупальцах, с
высоким
поднятием колена,
семенящий шаг в
приседе, лёгкий
бег на
полупальцах,
прыжки на двух
ногах в
продвижении).

Поворот на
полупальцах и
топающим
шагом в приседе.
Комбинация
(16):
3 приседания с
разведением рук
во 2 позицию,
тройной притоп.
Комбинация
(32):
3 releve по 6
позиции ног,
1 шаг с притопом
вперёд.
3 releve по 6
позиции ног,
1 шаг с притопом
вправо.
3 releve по 6
позиции ног,
1 шаг с притопом
назад.
3 releve по 6
позиции ног,
1 шаг с притопом
влево.
Упражнение
«Гармошка»,
«Ёлочка».
Разучивание
пляски «Красные
сапожки».

Повторение
пляски «Красные
сапожки».

16

Две лягушки

Расширение круга усиление звука А,
сужение круга ослабление звука А.

Сужение и
расширение
круга.

Разучивание
музыкально ритмической
разминки «Две
лягушки».

25

Змейка

Расширение круга усиление звука А,
сужение круга ослабление звука А.

Сужение и
расширение
круга (в
сцеплении за
руки).

Музыкальноритмическая
разминка «Две
лягушки».

Упражнение
«Отойди подойди» в
шеренге.
Упражнение
«Змейка» шагом
на полупальцах в
сцеплении за
водящим.
Присядка с
выставлением
ноги на каблук и
присядка с
хлопушкой (для
мальчиков).

26

Русские
народные
элементы
танца

Разведение рук в
стороны - усиление
звука А, сведение
рук перед собой
ладонями ослабление звука А.

Сужение круга, 2
хлопка,
расширение
круга, 2 хлопка.

Ходьба по кругу (с
носка, марш, шаг с
остановкой в позу,
шаг с высоким
отбрасыванием
пятки назад, шаг в
сочетании с
прыжком на 8 - ой
счёт, лёгкий бег на
полупальцах).

Русские
народные
элементы
танца

Разведение рук в
стороны - усиление
звука А, сведение
рук перед собой
ладонями ослабление звука А.

Сужение круга,
поворот вокруг
себя,
расширение
круга, 2 хлопка.

Ходьба по кругу (с
носка, марш, шаг с
остановкой в позу,
шаг с высоким
отбрасыванием
пятки назад, шаг в
сочетании с
прыжком на 8 - ой
счёт, лёгкий бег на
полупальцах).

27

28

Хлопки по
указанию
«Ловим
комариков»,
«Ладушки»,
«Тарелочки».

Полуприсядка с
выносом ноги на
носок (для
девочек).
Комбинация в
круге (16):
4 шага с носка в
круг,
плавное
поднятие рук
вверх и
опускание,
4 шага назад,
поворот на
полупальцах
вправо вокруг
себя.
Комбинация в
круге (32):
4 поднятия ног
от колена назад,
2 приседания с
поворотом
головы вправо,
влево.
4 поднятия ног
от бедра вперёд,
2 приседания с
наклоном головы
вперёд.

17

Виноватая
тучка

29

Виноватая
тучка.
Повторение

30

На 1-4 счёт плавное
поднятие вверх
правой руки,
на 5-8 счёт плавное
опускание вниз
правой руки,
на 1-4 счёт плавное
поднятие вверх
левой руки,
на 5-8 счёт плавное
опускание вниз
левой руки.
На 1-4 счёт плавное
поднятие обеих рук,
на 5-8 счёт плавное
опускание вниз
обеих рук.

Перестроение из
шеренги в круг.

На 1-4 счёт плавное
поднятие вверх
правой руки,
на 5-8 счёт плавное
опускание вниз
правой руки,
на 1-4 счёт плавное
поднятие вверх
левой руки,
на 5-8 счёт плавное
опускание вниз
левой руки.
На 1-4 счёт плавное
поднятие обеих рук,
на 5-8 счёт плавное
опускание вниз обеих
рук.
Повтор предыдущего
упражнения.

Движение по
кругу со сменой
направления по
сигналу.

Движение по
кругу со сменой
направления по
сигналу.

31

32

Открытое итоговое занятие

«Ритмика»

является

Перескоки с
одной ноги на
другую на
расстояние шага
(вправо, влево,
вперёд, назад).
Упражнение
«Карусель» по 34 ребёнка со
сменой
направления.
Разучивание
гимнастической
композиции с
обручем.

Музыкальноритмическая
разминка
«Виноватая
тучка».

Перестроение в
колонну.

Повторение
пройденного
материала.
Подготовка к
открытому
мероприятию.

Раздел

Упражнение
«Молоточки» по
6 позиции ног
(постукивания
сокращёнными
полупальцами).

Разучивание
музыкально ритмической
разминки
«Виноватая
тучка».

Движение по
кругу со сменой
направления по
сигналу.
Повороты с
переступаниями.

основой

двигательных способностей детей, позволяющих

Ходьба по кругу (на
полупальцах, шаг с
высоким
отбрасыванием
пятки назад, шаг с
остановкой, шаг в
сочетании с
прыжком на 8 - ой
счёт, лёгкий бег на
полупальцах).

для

развития

свободно,

Повторение
гимнастической
композиции с
обручем.

чувства

красиво

и

ритма

и

правильно

выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, ритму, темпу. В этот
раздел входят специальные упражнения для согласования движений с

музыкой,

музыкальные задания и игры. Виды упражнений - хлопки в такт музыки (образнозвуковые действия «горошинки», “капельки”); акцентированная ходьба; движения руками в
различном темпе; хлопки или удары ногой на каждый счёт, через счёт; сочетание ходьбы на
18

каждый счёт с хлопками через счёт; выполнение ходьбы, бега, движений туловища в
различном темпе; акцентированная ходьба махом руками вниз на сильную долю такта;
поднимание и опускание рук на 4 счёта, на 2счёта, на каждый счёт; поочередное поднимание
и опускание рук по линиям.
Раздел «Танцы» направленна формирование у детей танцевальных движений.
Доставляет эстетическую радость занимающимся детям.В раздел входят танцевальные
шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев: народного,
бального, современного и ритмического. Виды упражнений: шаг с носка, на носках;
приставной шаг в сторону с приседанием, с хлопком; шаг с подскоком; скрестный шаг;
русский хороводный; шаг с поворотом на 180*, на 360*; галоп прямой и боковой; шаг с
притопом; русский шаг-«припадание»; «гармошка»; «ковырялочка»; тройной шаг с
притопом; комбинации из танцевальных шагов.
Раздел «Музыкально-ритмическая разминка» направлен на формирование у
детей пластичности, гибкости и координации. В разделе представлены образнотанцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный
характер и завершённость.

Все

композиции объединяются в комплексы упражнений

для детей различных возрастных групп.
Раздел «Пластика» - основывается на нетрадиционной

методике

развития

мышечной силы и гибкости детей. Ребёнок обретает умиротворенность, открытость и
внутреннюю свободу.
Раздел

«Строевые

упражнения»

является

ведущим

видом

деятельности

дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения,
ролевые

ситуации, соревнования. Варианты игр: «Найди своё место»; «Нитка – иголка»;

«Мы – весёлые ребята»; «Совушка»; «Цапля и лягушки»; «У медведя во бору»; «Море
волнуется»; «Ровным кругом»; «Карлики и великаны»; «Два мороза»; «Буги Вуги»;
«Музыкальные стулья»; «Музыкальные змейки»; «Хитрый кот»; «Запев – припев»;
«Горелки»; «Эхо»; «Мы пойдём сначала вправо»; «Магазин игрушек»; «Мяч по кругу»;
«Давайте все делать как я»; «Лавота»; «Ну-ка повторяй» «Это что за маскарад».
Во время занятий проводится пальчиковая гимнастика , которая служит основой для
развития ручной умелости, мелкой моторики и координации
Упражнения

обогащают

внутренний

мира

ребёнка.

движений

Оказывают

рук.

положительное

воздействие на улучшение памяти, мышления, развитию фантазии

19

Методическое и материально – техническое обеспечение программы
1. Музыкальные произведения
М. Глинка

«Детская полька», «Жаворонок»

Д. Гречанинов

«Вальс»

Э. Григ

Отрывки из оперы «Пер Гюнт», «Вальс»

И. Дунаевский

«Полька»

Д. Кабалевский

«Клоуны», «Марш», полька из оперетты «Весна поет»

Л. Книппер

«Почему медведь зимой спит»

М. Карасев

«Конь», «Рыбка», «Медвежата», «Песня зайцев»

С. Майкапар

«Вальс», «Мотылек», «Полька»

Н. Метлов

«Зима прошла»

М. Мусоргский

«Гопак»

А. Петров

«Вальс»

Л. Половинкин

«Медвежонок»

С. Прокофьев

«Марш», «Вальс»

М. Старокадомский «Зайчик»
П. Чайковский

Вальс из балета «Спящая красавица»; из балета «Щелкунчик»:

«Китайский танец», «Испанский танец»; из «Детского альбома»: «Немецкая песенка»,
«Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка», «Вальс», «Старинная французская
песенка»
Д. Шостакович

«Вальс – шутка», «Музыкальный момент», «Фореллен – квинтет»

Р. Шуман

«Веселый крестьянин»

Русские народные песни: «Во саду ли в огороде», «На горе-то калина», «Земелюшка –
чернозем», «Как у наших у ворот», «Светит месяц», «Как под яблонькой», «Из-под дуба»,
«Лявониха», «Ах, вы сени», «Пойду ль, выйду ль я», «Я с комариком», «Как на тоненький
ледок», «Ходила младешенька».
Народные танцы: «Яблочко», «Барыня».
Народные песни: «Светит месяц», « Во поле берёза стояла».
Сборники детских песен, звуки живой природы, музыка для релаксации.
«Малыш и птички», Волшебные голоса природы, (Музыка для малышей);
«Волшебство природы», (Музыка для малышей);
«Русские композиторы», (Малыш и классика).
Подвижные игры под музыку.
20

Материально – техническое обеспечение
Музыкальный центр-1
Магнитофон -1;
Шкаф для хранения пособий
Зеркала
Фортепиано – 2
Детские музыкальные инструменты ( бубны, ложки, металлофон и др.)
Стулья
Столы
Аудио и СD:
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика.
2. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей.
3. Радынова О.П. Мы слушаем музыку.
4. Железнова Е. Аэробика для малышей.
5. Железнов С., Железнова А. Ритмика «Веселые уроки».
6. Сборники песен М.Пляцковского, Б.Савельева, В.Шаинского, Г.Гладкова и др.

21

Литература

1. А.И.Буренина «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.,1997.-128с.
2.Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. – М., 2001.
3.Шукшина З. Ритмика. – М., 1976.
4. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. – СПб.: Детство-пресс, 2007. – 352 с.
5. А .И.Буренина Коммуникативные « Танцы- игры для детей» Музыкальная палитра СПб

2004
6. Н.В. Нищева

« Весёлая пальчиковая гимнастика» Детство- Пресс

разработано в

соответствии ФГОС
7. Т. Сауко , А. Буренина « Топ – хлоп малыши» , программа по музыкально- ритмическому

воспитанию детей 2-3 лет
8. С . Коротаева « Здравствуй, музыка!» СПб 2008
9. Н. В Нищева «Топ-топ- топотушки» Музыкально-художественное развитие детей

дошкольного возраста. Детство- Пресс разработано в соответствии ФГОС- 2015г
10 Новоскольцева И.А., Каплунова И.М. Программа "Топ - хлоп, малыши!"
11.И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день»
12.И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Топ-топ, каблучок».
13. Программный сборник "Ладушки". Автор: Новоскольцева И.А., Каплунова И.М.

22

Приложение № 1
Основные элементы, используемые в реализации программы
1.Постановка корпуса:
«Елочка» (Макушка тянется вверх)
«Мы солдаты»
2.Ходьба:
-Простой шаг в разном темпе и характере (спокойный - гуляем, четкий- маршируем, мягкий как у кошечки).
-На носочках
-На пяточках
-Со скошенной стопой (косолапый мишка).
3.Бег:
-Мелкий, легкий (листики полетели, рассыпались «горошенки», бегут мышата, летят
птички)
4.Ходьба и бег в сочетании:
-Мягкий шаг и легкий бег (кошка и мышка).
5.Прыжки:
-На двух ногах- темп умеренный. В конце года вариант с продвижением вперед, назад, на
месте (прыгают зайчики, испугались лисы).
6. Бег и прыжки в сочетании:
-По принципу контраста (тихо- громко, быстро-медленно)
7.Притопы:
-Удар одной ногой в пол всей ступней.
-Топаем двумя ножками
8.Упражнения для кистей и пальцев рук:
-Руки поднимаем (вперед, в стороны, вверх одну или две)и т. д.
-Кисти: звенят колокольчики, стряхиваем водичку, машем до свидания.
-Пальцы: сжимаем кулачок, выбрасываем пальцы. (Когти у кошки, мягкие лапки).
-«Полочка» руки перед грудью лежат одна на другой
9.Взмахи руками:
-«Качаемся на качелях» (обеими руками и попеременно – с пружинкой в коленях).
-Характер мягкий и спокойный, веселый и резвый.
10.Упражнения на поднимание и опускание плеч:
-Характер мягкий и спокойный, веселый и резвый.
11.Упражнения для головы:
23

-Наклоны вперед (птичка пьет воду), наклоны в сторону (маленькие часики).
12.Упражнения для корпуса:
-Небольшие наклоны в сторону (неваляшки), наклоны корпуса вперед (подъемный кран)
10. Танцы:
« Капелька»
« Цветок»
« Котики и кошка»
« Кнопочка» и др.

24

№ занятия

Календарно-тематическое планирование младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Тема

1

Вводное занятие. Знакомство

2
3

Пружинки
Осень

4

Осенние листочки

5

Калина

6
7
8

Калина. Повторение
Гномики
Гномики. Повторение.

9

Ёжик

10
11
12
13
14
15
16

Ёжик. Повторение
Зимние забавы
Праздничные хлопоты
Ворота
Отойди и подойди
Марш снеговиков
Марш снеговиков. Повторение

17

Цыплятки

18
19
20

Цыплятки. Повторение
Карусель
Хоровод

Дата

21 Колобок
22 Гармошка
23 Красные сапожки
24 Красные сапожки. Повторение
25

Две лягушки

26
27
28

Змейка
Русские народные элементы танца
Русские народные элементы танца

29 Виноватая тучка
30 Виноватая тучка. Повторение
Повторение пройденного материала.
31
Подготовка к открытому мероприятию.
32 Открытое итоговое мероприятие

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».