ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание физических качеств содействует всестороннему развитию личности
ребенка, достижению высокой устойчивости организма к социально – экологическим
условиям современного мира, повышению его адаптивных свойств, что требует
физических, энергетических и эмоциональных затрат.
П.Ф. Лесгафт выявил решающее значение мышц в формировании суставных
поверхностей, разрабатывая закономерности анатомического строения мышц, костей и
суставов и их функциональных особенностей. В младшем дошкольном возрасте начинается
развитие
способности
переносить
статичные
нагрузки,
формируются
умения
самостоятельно и творчески использовать двигательные средства.
Игра в футбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует
совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых
качеств, а также является благотворной двигательной активностью, направленной на
работу мышц, обеспечивает подвижность суставов для правильного роста и развития
костей.
Данная программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся
(воспитанников), формируя у них целостное представление о физической культуре, ее
возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное
- воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Технические приемы, тактические действия и игра в мини-футболе таят в себе большие
возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития
физических способностей детей.
Направленность - Физкультурно - спортивная
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная
часть дошкольников занимается физическими упражнениями лишь на занятиях
физической культуры в детском саду. Поэтому одной из важнейших задач является
привлечение как можно большего числа дошкольников к систематическим занятиям для
повышения уровня физической подготовленности, которые будут благотворно влиять на
укрепление организма и всестороннее физическое развитие ребенка.
Новизна
Назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного
оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности
ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким,
сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в игре в футбол. Игра в футбол
динамична и эмоциональна, способствуют развитию силы, скоростно-силовых качеств,
координационных способностей, быстроты, требует проявления находчивости,
способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной,
динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Она
эффективно влияет на развитие у детей дошкольного возраста как психических процессов
(внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения), так и
физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ).
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность 30
минут, 1 час равен 30 минутам.
Цель - Развитие двигательной деятельности у детей дошкольного возраста за счет
углубленного изучения спортивной игры «Мини-футбол».
Задачи старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
1. Формировать представление о здоровом образе жизни, о спорте, об игре в
футбол - ознакомить с основными правилами и принципами игры - накапливать
и обогащать двигательный опыт детей (бег, бег с изменением направления и
скорости, бег спиной вперед, бег приставными шагами, и т.д.)
2.
Формировать первоначальные представления и навыки выполнения
технических элементов игры в футбол (ведение, остановка, удар, передача) содействовать в развитии физических качеств (ловкость, быстрота,
выносливость, сила, гибкость)
3. Способствовать воспитанию активности, сознательности, морально-волевых
качеств, уверенности в своих силах, уважительного отношения к себе и
окружающим.
4.Содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка.
5.Развивать физические качества дошкольников.
6.Укреплять здоровье детей дошкольного возраста за счет повышения их
двигательной активности.
Планируемые результаты:
оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивают конкретные поступки как
хорошие или плохие;
умеют выражать свои эмоции;
понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают;
выполняют требования по физической подготовке в соответствии с возрастом;
контролируют и регулируют функциональное состояние организма при
выполнении физических упражнений, управляют своими эмоциями;
знают технические приемы и тактические взаимодействия, владея техникой
передвижений, остановок, поворотов, а также техникой ударов по воротам,
владеют игровыми ситуациями на поле, основам судейства.
Возрастные особенности детей 6 - 7 лет.
В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект
деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным
понятиям и достаточно тонко их различать. Они могут совершать позитивный
нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Их
социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. Поведение ребенка
начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С
развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность
эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения,
радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает
правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное,
положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием
эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста
происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей
этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по
содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных
проявлениях. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым.
По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и
сотрудничестве с ним, ребенок стремится как можно больше узнать о нём, причём круг
интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Для ребенка
чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого. Большую
значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные
отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. В
играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события —
рождение ребёнка, свадьба, праздник, и др. Дети этого возраста могут по ходу игры брать
на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут
вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную,
так и подчинённую роль. В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им
непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём
информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо
запомнить. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и
оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. Несмотря на то, что
увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных
продуктах их воображения чётко прослеживаются объективные закономерности
действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются
установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать
перспективу. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления,
которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщенных
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах
различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при
нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило,
совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях
затруднений. Дошкольники классифицируют изображения предметов по существенным,
непосредственно не наблюдаемым признакам, например, по родовидовой принадлежности
(мебель, посуда, дикие животные). Удовлетворение полученным результатом к 7 годам
начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и
поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже
начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).
К 7 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые
дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические
навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные
правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки
самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового
образа жизни.
Календарный учебный график старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
№
п/п
1
Тема недели
Диагностика
образовательной
Количество
занятий
2
Месяц проведения занятия
X
XI
XII I
II
1
III
IV
V
1
деятельности.
Тематические
занятия
Итоговое
открытое
занятие
2
3
Итого
29
3
4
4
4
4
4
1
4
2
1
По 30 мин =960 мин, 16 ч
32
Режим занятий старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Количество занятий
неделю
1
Длительность занятий
за Количество занятий в месяц Количество занятий в год
30 мин
4
Количество часов в месяц
2 часа
32
Общее количество часов
в год
16 часов
Технологии и методы работы с детьми
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы
детей. В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может
изменяться по следующим причинам: смена места жительства, противопоказания по
здоровью и в других случаях; смена личностных интересов и запросов воспитанников.
Способы проверки знаний и умений:
проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и
родителей) на предмет удовлетворенности результатами данной программы;
участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях;
открытые занятия
Формы работы с детьми и подведение итогов:
Подгрупповые игровые занятия.
Обобщающие занятия.
Занятия – беседы.
Наблюдения педагога.
Сюжетные игровые ситуации.
Открытые игровые занятия для родителей.
Принципы проведения:
1.
Принцип
научности
–
построение образовательной
деятельности
в
соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития
ребенка.
2.
Принцип систематичности – непрерывность, планомерность всего курса
занятий.
3.
Принцип постепенности – использование правил: «от известного к
неизвестному», «от простого к сложному».
4.
Принцип индивидуальности – при работе учитывать физиологическую и
психологическую стороны развития каждого ребенка.
5.
Принцип доступности – материал должен быть легким, гарантирующим
свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей.
Умелое соблюдение принципа доступности – залог оздоровительного эффекта.
6.
Принцип учета возрастного развития движений – степень развития
основных движений у ребенка, его двигательных навыков.
7.
Принцип чередования нагрузки – предупреждение утомления детей,
чередование нагрузки и отдыха.
8.
Принцип зрительной наглядности – демонстрация движений.
9.
Принцип сознательности и активности – формирование у детей устойчивого
интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля, самокоррекции
действий, развитие сознательности, инициативы и творчества.
Учебный план старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
№ Тема
1 Знакомство обучающихся друг с
другом. Выявление уровня первичной
подготовки детей в данном виде
деятельности
2 Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности
3 Техническая подготовка
4 Общая физическая подготовка
5 Специальная физическая подготовка
6 Игровая подготовка
7 Инструкторская и судейская практика
8 Соревнования
9 Итоговое занятие. Сдача
контрольных нормативов
Количество часов
Форма контроля
1
1
8
6
6
6
1
2
1
32 часа
Результаты
педагогических
наблюдений
Содержание программы старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Тема занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
Диагностика
Содержание
Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя
мяча (Ведение мяча осуществляется
последовательными толчками, внешней
или внутренней стороной стопы,
поочередно то правой, то левой ногой);
Удар по воротам – (расстояние 4м,
размеры ворот – 1 х 2 м)
Техника безопасности при игре в футбол Беседа: как избежать травматизма.
Ведение мяча по прямой, змейкой. Удары
в цель. Игра в футбол.
Правила игры
Беседа: простейшие правила игры,
Вспомнить основные элементы техники
игры. Игра в футбол
Перебрасывание мяча из-за головы
Перебрасывание мяча друг другу стоя
способ из-за головы, стоя способ снизу
(расстояние 3-4 м). Метание малого мяча в
вертикальную цель, в броске мяча вверх и
ловле его двумя руками. Игр.упр.:
«Подскок», «Толкни поймай», «Головой
удерживая мяч». П/.и.: «Воевода». Игра в
футбол., «Подскок», «Мяч в обруч».
Игра в футбол
Перебрасывание мяча снизу
Перебрасывание мяча друг другу стоя
способ снизу (расстояние 3-4 м). Метание
малого мяча вдаль правой и левой рукой.
Игр. упр.: «Подскок», «Толкни – поймай».
П/.и.: «Воевода». Игра в футбол.
Бросание мяча друг другу в перед вверх от
головы двумя руками в приседе. Бросок
мяча двумя руками от груди в стену и
Бросание мяча разными способами
ловля его партнером, стоящим сзади.
Ведение мяча по прямой Отбивание мяча
об стенку с хлопком.
Игр. упр.: «Отбивалки», П/и.: «Летучий
мяч». , «Незадень предмет» , «Быстро за
мячом» . П/и.: «Защита крепости» .
Игра в футбол.
Ведение с остановкой и
Перебрасывание мяча друг другу стоя на
коленях, спиной друг к другу.
изменением скорости
Ведение мяча с остановкой и изменением
скорости. Игр.упр. : «Переноска мячей» .
П/и: «Играй , играй , мяч не теряй» . М/п
игр а «Повтори-ка».
9
Скоростное ведение по прямой
10
Скоростное ведение с изменением
направления
11
Техника передвижения,
скоростное ведение
12
Ведение мяча, удары
по неподвижному мячу
13
Техника передвижения, передача мяча
14
Передача мяча в движении, удары по
катящемуся мячу
15
Ведение мяча восьмеркой,
передачи мяча
16
Техника владения мячом
Перебрасывание мяча друг другу стоя с
отскоком мяча от пола. Бросок мяча двумя
руками от груди в стену и ловля его
партнером, стоящим сзади. Ведение мяча
по прямой. Игр. упр.: «Не задень
предмет», «Быстро за мячом». П/и.:
«Защита крепости». Игра в футбол.
Перебрасывание мяч а друг другу с
хлопком, поворотом . Метание в цел ь из
исходного положения , сто я на коленях .
Ведение с изменением направления
Игр. упр. : «Передал-садись». П/и.: «Успей
поймать» . Игр а в футбол
Бег через набивные мячи. Удары по
неподвижному мячу правой и левой ногой
с разбега. Ведение мяч а с изменение м
направления . Игр.упр. «Ловки е ребята » ведение мяча по прямой , «Не выпускай
мяч из круга » - дети быстр о предают мяч
ногой п о кругу . П/и . «Пустое место »
(пятнашки с вызовом) . Игра в футбол.
Ведение мяча между ориентирами. Удары
по неподвижном у мячу. Игр.упр.
«Подвижна я цель » - дет и быстро
передают мяч ногой , стараясь попасть в
водящего , «Чей мяч дальше?» . П/и.
«Разноцветны й мячик» . М/ п игра «Тиктак».
Бег по прямой и спиной вперед. Передача
мяча партнеру. Ведение мяч а между
ориентирами . Игр.упр . ». «Обратны й
поезд » - бег прямо й и спиной вперед,
«Футбол вдвоем » - игр а в парах: прием ы
мяч а - игровая задач а - не потерять мяч,
ведение мяч а с передачи . П/ и «Мяч и
веревка» . М/ п игр а «Будь
внимательным».
Передача мяча друг другу в движении.
Удары по воротам ; удар мяча о стену и
обратно . Игр.упр.«Точны й удар», «Кто
больше отобьет» . П/и. «Пятнашки» .
Игра в футбол
Ведение мяча вокруг обруча правой и
левой ногой в разных направлениях.
Ведение мяча парами. Передача мяча
ногой по кругу. Игр. упр. «Ведение мяча
парами», «Забей в ворота». П/и. «Мяч с
топотом». Игра в футбол.
Перебрасывание мяча из одной руки в
другую. Отбивание мяча на месте.
Подбрасывание мяча и ловля его двумя
руками. Прокатывание мяча вперед
17
18
Отработка приемов нападения и
защиты в футболе.
Техника владения мячом
19
Передача мяча в движении,
открывание.
20
Ведение с последующим ударом в
цель
21
Ведение мяча с препятствиями
22
Игра в футбол по заданию
23
Ведение с обманными движениями
24
Передача мяча в парах, открывание
25
Передача мяча в тройках,
развитие равновесия
головой. Игр. упр. «Передал - садись» броски и ловля мяча, «Светофор» - во
время выполнения бега по кругу на
красный цвет принять стойку
баскетболиста. П/и «Салки с мячом». М/п
игра. «Передай мяч соседу».
Беседа: умей нападать, умей защищаться.
Турнир по упрощенной игре 2 на 2, 3 на 3
Ходьба по гимнастической скамейке с
отбиванием мяча обеими руками.
Бросание мяча и ловля его двумя руками.
Игр. упр. «Три мяча» - поочередно
переносить мячи из обруча в обруч – по
три мяча, «Туннель» - прокатывание мяча
между ног, «Лови, бросай – падать не
давай» - перебрасывание мяча друг другу в
быстром темпе, «Меткий стрелок» попадание мячом в обруч, П/и. «Охотники
и утки». Игра в футбол.
Передача мяча в движении. Ведение мяча.
Передача мяча друг другу с
передвижением по площадке парами
(открывание). П/и. «Ловля оленей», «Мяч
капитану». Игра в футбол.
Ведение с последующим ударом в цель, с
разных участков поля.
Игра в футбол. Релаксация «Наедине с
дождем»
Игр. упр. «Будь ловким» - ведение мяча с
препятствиями (веревочка). Игра в футбол.
Релаксация «Волшебный сон».
Игр.упр . « С двум я мячами», «Борьба за
мяч» . Игр а в футбол.
Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей
его двумя руками. Ведение мяча с
обманными движениями. Игр. упр.
«Туннель» - прокатывание мяча между
ног, «Лови, бросай – падать не давай» перебрасывание мяча друг другу в
быстром темпе. П/и «За мячом». М/п игра
«Будь внимателен».
Передача мяча друг другу в быстром
темпе. Открывание. Игр.упр. «Лови,
бросай – падать не давай», «Туннель» прокатывание мяча между ног, «Меткий
стрелок». П/и. «Займи свободный
кружок». Игра в футбол.
Передача мяча в тройках. Прыжки на
одной ноге с продвижением вперед, мяч за
головой. Ходьба по гимнастической
скамейке с перешагиванием через
набивные мячи. Игр. упр. «Кто быстрее?».
26
Передача мяча в тройках в движении
27
Развитие координации, техника
владения мячом
28
Развитие равновесия, техника
владения мячом.
29
Игра по упрощенным правилам
30
31
Итоговое занятие
32
Диагностика
П/игра «Пустое место». М/п игра «Мяч по
кругу».
Передача мяча через сетку в парах
способом из-за головы. Ползание под
дугами, головой прокатывая набивной
мяч. Передача мяча в тройках, в движении.
П/игра «Успей перебежать». «Здравствуй,
догони!». Игра в футбол.
Бег по координационной лесенке.
Футбольное путешествие. П/и. «Пятнашки
с мячом», «Беспокойный мяч». М/п игра
«Вызов по имени».
Ходьба по гимнастической скамье с
перекладыванием малого мяча перед
собой из правой руки в левую. Отбивание
мяча от стены и ловля его двумя руками.
Футбольное путешествие.
Игра по упрощенным правилам 1 на 1 мин.
Игра по упрощенным правилам 4 на 4
Игр. упр.: «Вышло солнце из-за речки» бег врассыпную, быстро построиться возле
своего обруча. «Попади в корзину» бросок мяча в корзину разными
способами, с разных точек. П/и. «Гонка
мячей», «У кого меньше мячей», «Займи
свободный кружок». М/п игра «Ручеек с
мячом».
Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя
мяча (ведение мяча осуществляется
последовательными толчками, внешней
или внутренней стороны стопы, по
очередно то правой то левой ногой).
Удары по воротам (расстояние 4 м.)
Материально – техническое обеспечение:
1.Мячи футбольные
2.Ориентиры для эстафеты
3.Кегли
4.Скакалки
5.Скамейки гимнастические
6.Мешочки с песком
7. Мат гимнастический
8.Обручи большого диаметра
Список литературы
1.Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие
для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. - М.: Гуманит. изд.
центр Владос, 2000.г.
2.Мини-футбол в дошкольных образовательных учреждениях. Авт. Алиев Эмиль, Андреев
О.С Андреев С.Н. изд. Советский спорт 20014г
3.Теория и методика мини-футбола. Авт. В.П Губа .20016 г
4.Учебно-тренировочная программа по футболу для детей 6-7 лет с методическими
рекомендациями. Авт. А.Я.Ситников, Л.А.Каширина. 2012 г.
5. Н.И.Николаева «Школа мяча» СПб: Детство – пресс, 2008г.
6.Е.Ф. Желобкович «Футбол в детском саду». –М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2009г.
7.Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов Спортивные игры. «Академия» 2014
8. Былеева Л., Коротков И., Яковлев В.. Подвижные игры. М. «Физкультура и спорт». 2014
9. В.А.Муравьев «Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного
возраста» - М,2014 г.
10. Комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.
Волгоград: Учитель, 2017г.
Календарно-тематическое планирование
Старший дошкольный возраст ( 6 -7 лет)
Тема занятия
Диагностика
1
2
Техника безопасности при игре в футбол
3
Правила игры
4
Перебрасывание мяча из-за головы
5
Перебрасывание мяча снизу
6
7
8
Бросание мяча разными способами
Ведение с остановкой и изменением скорости
9
Скоростное ведение по прямой
10
Скоростное ведение с изменением направления
11
Техника передвижения, скоростное ведение
12
Ведение мяча, удары по неподвижному мячу
13
14
Техника передвижения, передача мяча
Передача мяча в движении, удары по катящемуся мячу
15
Ведение мяча восьмеркой, передачи мяча
16
Техника владения мячом
17
Отработка приемов нападения и защиты в футболе.
Дата
18
Техника владения мячом
19
20
21
Передача мяча в движении, открывание.
Ведение с последующим ударом в цель
Ведение мяча с препятствиями
22
Игра в футбол по заданию
23
Ведение с обманными движениями
24
25
Передача мяча в парах, открывание
Передача мяча в тройках, развитие равновесия
26
27
Передача мяча в тройках в движении
Развитие координации, техника владения мячом
28
29
Развитие равновесия, техника владения мячом.
30
31
32
Игра по упрощенным правилам
Итоговое занятие
Диагностика