Мини-футбол

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание физических качеств содействует всестороннему развитию личности
ребенка, достижению высокой устойчивости организма к социально – экологическим
условиям современного мира, повышению его адаптивных свойств, что требует
физических, энергетических и эмоциональных затрат.
П.Ф. Лесгафт выявил решающее значение мышц в формировании суставных
поверхностей, разрабатывая закономерности анатомического строения мышц, костей и
суставов и их функциональных особенностей. В младшем дошкольном возрасте начинается
развитие

способности

переносить

статичные

нагрузки,

формируются

умения

самостоятельно и творчески использовать двигательные средства.
Игра в футбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует
совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых
качеств, а также является благотворной двигательной активностью, направленной на
работу мышц, обеспечивает подвижность суставов для правильного роста и развития
костей.
Данная программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся
(воспитанников), формируя у них целостное представление о физической культуре, ее
возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное
- воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Технические приемы, тактические действия и игра в мини-футболе таят в себе большие
возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития
физических способностей детей.
Направленность - Физкультурно - спортивная
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная
часть дошкольников занимается физическими упражнениями лишь на занятиях
физической культуры в детском саду. Поэтому одной из важнейших задач является
привлечение как можно большего числа дошкольников к систематическим занятиям для
повышения уровня физической подготовленности, которые будут благотворно влиять на
укрепление организма и всестороннее физическое развитие ребенка.
Новизна
Назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного
оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности
ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким,

сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в игре в футбол. Игра в футбол
динамична и эмоциональна, способствуют развитию силы, скоростно-силовых качеств,
координационных способностей, быстроты, требует проявления находчивости,
способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной,
динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Она
эффективно влияет на развитие у детей дошкольного возраста как психических процессов
(внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения), так и
физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ).
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность 30
минут, 1 час равен 30 минутам.
Цель - Развитие двигательной деятельности у детей дошкольного возраста за счет
углубленного изучения спортивной игры «Мини-футбол».
Задачи старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
1. Формировать представление о здоровом образе жизни, о спорте, об игре в
футбол - ознакомить с основными правилами и принципами игры - накапливать
и обогащать двигательный опыт детей (бег, бег с изменением направления и
скорости, бег спиной вперед, бег приставными шагами, и т.д.)
2.

Формировать первоначальные представления и навыки выполнения
технических элементов игры в футбол (ведение, остановка, удар, передача) содействовать в развитии физических качеств (ловкость, быстрота,
выносливость, сила, гибкость)

3. Способствовать воспитанию активности, сознательности, морально-волевых
качеств, уверенности в своих силах, уважительного отношения к себе и
окружающим.
4.Содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка.
5.Развивать физические качества дошкольников.
6.Укреплять здоровье детей дошкольного возраста за счет повышения их
двигательной активности.
Планируемые результаты:


оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивают конкретные поступки как
хорошие или плохие;



умеют выражать свои эмоции;



понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают;



выполняют требования по физической подготовке в соответствии с возрастом;



контролируют и регулируют функциональное состояние организма при
выполнении физических упражнений, управляют своими эмоциями;



знают технические приемы и тактические взаимодействия, владея техникой
передвижений, остановок, поворотов, а также техникой ударов по воротам,
владеют игровыми ситуациями на поле, основам судейства.
Возрастные особенности детей 6 - 7 лет.

В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект
деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным
понятиям и достаточно тонко их различать. Они могут совершать позитивный
нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Их
социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. Поведение ребенка
начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С
развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность
эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения,
радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает
правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное,
положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием
эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста
происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей
этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по
содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных
проявлениях. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым.
По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и
сотрудничестве с ним, ребенок стремится как можно больше узнать о нём, причём круг
интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Для ребенка
чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого. Большую
значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные
отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. В
играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события —
рождение ребёнка, свадьба, праздник, и др. Дети этого возраста могут по ходу игры брать
на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут

вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную,
так и подчинённую роль. В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им
непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём
информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо
запомнить. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и
оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. Несмотря на то, что
увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных
продуктах их воображения чётко прослеживаются объективные закономерности
действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются
установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать
перспективу. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления,
которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщенных
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах
различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при
нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило,
совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях
затруднений. Дошкольники классифицируют изображения предметов по существенным,
непосредственно не наблюдаемым признакам, например, по родовидовой принадлежности
(мебель, посуда, дикие животные). Удовлетворение полученным результатом к 7 годам
начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и
поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже
начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).
К 7 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые
дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические
навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные
правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки
самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового
образа жизни.
Календарный учебный график старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
№
п/п
1

Тема недели
Диагностика
образовательной

Количество
занятий
2

Месяц проведения занятия
X
XI
XII I
II
1

III

IV

V
1

деятельности.
Тематические
занятия
Итоговое
открытое
занятие

2
3
Итого

29

3

4

4

4

4

4

1

4

2
1

По 30 мин =960 мин, 16 ч

32

Режим занятий старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Количество занятий
неделю
1
Длительность занятий

за Количество занятий в месяц Количество занятий в год

30 мин

4
Количество часов в месяц
2 часа

32
Общее количество часов
в год
16 часов

Технологии и методы работы с детьми
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы
детей. В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может
изменяться по следующим причинам: смена места жительства, противопоказания по
здоровью и в других случаях; смена личностных интересов и запросов воспитанников.
Способы проверки знаний и умений:


проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и
родителей) на предмет удовлетворенности результатами данной программы;



участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях;



открытые занятия

Формы работы с детьми и подведение итогов:


Подгрупповые игровые занятия.



Обобщающие занятия.



Занятия – беседы.



Наблюдения педагога.



Сюжетные игровые ситуации.



Открытые игровые занятия для родителей.

Принципы проведения:
1.

Принцип

научности

–

построение образовательной

деятельности

в

соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития
ребенка.
2.

Принцип систематичности – непрерывность, планомерность всего курса

занятий.
3.

Принцип постепенности – использование правил: «от известного к

неизвестному», «от простого к сложному».
4.

Принцип индивидуальности – при работе учитывать физиологическую и

психологическую стороны развития каждого ребенка.
5.

Принцип доступности – материал должен быть легким, гарантирующим

свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей.
Умелое соблюдение принципа доступности – залог оздоровительного эффекта.
6.

Принцип учета возрастного развития движений – степень развития

основных движений у ребенка, его двигательных навыков.
7.

Принцип чередования нагрузки – предупреждение утомления детей,

чередование нагрузки и отдыха.
8.

Принцип зрительной наглядности – демонстрация движений.

9.

Принцип сознательности и активности – формирование у детей устойчивого

интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля, самокоррекции
действий, развитие сознательности, инициативы и творчества.
Учебный план старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
№ Тема
1 Знакомство обучающихся друг с
другом. Выявление уровня первичной
подготовки детей в данном виде
деятельности
2 Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности
3 Техническая подготовка
4 Общая физическая подготовка
5 Специальная физическая подготовка
6 Игровая подготовка
7 Инструкторская и судейская практика
8 Соревнования
9 Итоговое занятие. Сдача
контрольных нормативов

Количество часов

Форма контроля

1

1
8
6
6
6
1
2
1
32 часа

Результаты
педагогических
наблюдений

Содержание программы старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Тема занятия
1

2

3

4

5

6

7

8

Диагностика

Содержание

Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя
мяча (Ведение мяча осуществляется
последовательными толчками, внешней
или внутренней стороной стопы,
поочередно то правой, то левой ногой);
Удар по воротам – (расстояние 4м,
размеры ворот – 1 х 2 м)
Техника безопасности при игре в футбол Беседа: как избежать травматизма.
Ведение мяча по прямой, змейкой. Удары
в цель. Игра в футбол.
Правила игры
Беседа: простейшие правила игры,
Вспомнить основные элементы техники
игры. Игра в футбол
Перебрасывание мяча из-за головы
Перебрасывание мяча друг другу стоя
способ из-за головы, стоя способ снизу
(расстояние 3-4 м). Метание малого мяча в
вертикальную цель, в броске мяча вверх и
ловле его двумя руками. Игр.упр.:
«Подскок», «Толкни поймай», «Головой
удерживая мяч». П/.и.: «Воевода». Игра в
футбол., «Подскок», «Мяч в обруч».
Игра в футбол
Перебрасывание мяча снизу
Перебрасывание мяча друг другу стоя
способ снизу (расстояние 3-4 м). Метание
малого мяча вдаль правой и левой рукой.
Игр. упр.: «Подскок», «Толкни – поймай».
П/.и.: «Воевода». Игра в футбол.
Бросание мяча друг другу в перед вверх от
головы двумя руками в приседе. Бросок
мяча двумя руками от груди в стену и
Бросание мяча разными способами
ловля его партнером, стоящим сзади.
Ведение мяча по прямой Отбивание мяча
об стенку с хлопком.
Игр. упр.: «Отбивалки», П/и.: «Летучий
мяч». , «Незадень предмет» , «Быстро за
мячом» . П/и.: «Защита крепости» .
Игра в футбол.
Ведение с остановкой и
Перебрасывание мяча друг другу стоя на
коленях, спиной друг к другу.
изменением скорости
Ведение мяча с остановкой и изменением
скорости. Игр.упр. : «Переноска мячей» .
П/и: «Играй , играй , мяч не теряй» . М/п
игр а «Повтори-ка».

9

Скоростное ведение по прямой

10

Скоростное ведение с изменением
направления

11

Техника передвижения,
скоростное ведение

12

Ведение мяча, удары
по неподвижному мячу

13

Техника передвижения, передача мяча

14

Передача мяча в движении, удары по
катящемуся мячу

15

Ведение мяча восьмеркой,
передачи мяча

16

Техника владения мячом

Перебрасывание мяча друг другу стоя с
отскоком мяча от пола. Бросок мяча двумя
руками от груди в стену и ловля его
партнером, стоящим сзади. Ведение мяча
по прямой. Игр. упр.: «Не задень
предмет», «Быстро за мячом». П/и.:
«Защита крепости». Игра в футбол.
Перебрасывание мяч а друг другу с
хлопком, поворотом . Метание в цел ь из
исходного положения , сто я на коленях .
Ведение с изменением направления
Игр. упр. : «Передал-садись». П/и.: «Успей
поймать» . Игр а в футбол
Бег через набивные мячи. Удары по
неподвижному мячу правой и левой ногой
с разбега. Ведение мяч а с изменение м
направления . Игр.упр. «Ловки е ребята » ведение мяча по прямой , «Не выпускай
мяч из круга » - дети быстр о предают мяч
ногой п о кругу . П/и . «Пустое место »
(пятнашки с вызовом) . Игра в футбол.
Ведение мяча между ориентирами. Удары
по неподвижном у мячу. Игр.упр.
«Подвижна я цель » - дет и быстро
передают мяч ногой , стараясь попасть в
водящего , «Чей мяч дальше?» . П/и.
«Разноцветны й мячик» . М/ п игра «Тиктак».
Бег по прямой и спиной вперед. Передача
мяча партнеру. Ведение мяч а между
ориентирами . Игр.упр . ». «Обратны й
поезд » - бег прямо й и спиной вперед,
«Футбол вдвоем » - игр а в парах: прием ы
мяч а - игровая задач а - не потерять мяч,
ведение мяч а с передачи . П/ и «Мяч и
веревка» . М/ п игр а «Будь
внимательным».
Передача мяча друг другу в движении.
Удары по воротам ; удар мяча о стену и
обратно . Игр.упр.«Точны й удар», «Кто
больше отобьет» . П/и. «Пятнашки» .
Игра в футбол
Ведение мяча вокруг обруча правой и
левой ногой в разных направлениях.
Ведение мяча парами. Передача мяча
ногой по кругу. Игр. упр. «Ведение мяча
парами», «Забей в ворота». П/и. «Мяч с
топотом». Игра в футбол.
Перебрасывание мяча из одной руки в
другую. Отбивание мяча на месте.
Подбрасывание мяча и ловля его двумя
руками. Прокатывание мяча вперед

17
18

Отработка приемов нападения и
защиты в футболе.
Техника владения мячом

19

Передача мяча в движении,
открывание.

20

Ведение с последующим ударом в
цель

21

Ведение мяча с препятствиями

22

Игра в футбол по заданию

23

Ведение с обманными движениями

24

Передача мяча в парах, открывание

25

Передача мяча в тройках,
развитие равновесия

головой. Игр. упр. «Передал - садись» броски и ловля мяча, «Светофор» - во
время выполнения бега по кругу на
красный цвет принять стойку
баскетболиста. П/и «Салки с мячом». М/п
игра. «Передай мяч соседу».
Беседа: умей нападать, умей защищаться.
Турнир по упрощенной игре 2 на 2, 3 на 3
Ходьба по гимнастической скамейке с
отбиванием мяча обеими руками.
Бросание мяча и ловля его двумя руками.
Игр. упр. «Три мяча» - поочередно
переносить мячи из обруча в обруч – по
три мяча, «Туннель» - прокатывание мяча
между ног, «Лови, бросай – падать не
давай» - перебрасывание мяча друг другу в
быстром темпе, «Меткий стрелок» попадание мячом в обруч, П/и. «Охотники
и утки». Игра в футбол.
Передача мяча в движении. Ведение мяча.
Передача мяча друг другу с
передвижением по площадке парами
(открывание). П/и. «Ловля оленей», «Мяч
капитану». Игра в футбол.
Ведение с последующим ударом в цель, с
разных участков поля.
Игра в футбол. Релаксация «Наедине с
дождем»
Игр. упр. «Будь ловким» - ведение мяча с
препятствиями (веревочка). Игра в футбол.
Релаксация «Волшебный сон».
Игр.упр . « С двум я мячами», «Борьба за
мяч» . Игр а в футбол.
Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей
его двумя руками. Ведение мяча с
обманными движениями. Игр. упр.
«Туннель» - прокатывание мяча между
ног, «Лови, бросай – падать не давай» перебрасывание мяча друг другу в
быстром темпе. П/и «За мячом». М/п игра
«Будь внимателен».
Передача мяча друг другу в быстром
темпе. Открывание. Игр.упр. «Лови,
бросай – падать не давай», «Туннель» прокатывание мяча между ног, «Меткий
стрелок». П/и. «Займи свободный
кружок». Игра в футбол.
Передача мяча в тройках. Прыжки на
одной ноге с продвижением вперед, мяч за
головой. Ходьба по гимнастической
скамейке с перешагиванием через
набивные мячи. Игр. упр. «Кто быстрее?».

26

Передача мяча в тройках в движении

27

Развитие координации, техника
владения мячом

28

Развитие равновесия, техника
владения мячом.

29

Игра по упрощенным правилам

30
31

Итоговое занятие

32

Диагностика

П/игра «Пустое место». М/п игра «Мяч по
кругу».
Передача мяча через сетку в парах
способом из-за головы. Ползание под
дугами, головой прокатывая набивной
мяч. Передача мяча в тройках, в движении.
П/игра «Успей перебежать». «Здравствуй,
догони!». Игра в футбол.
Бег по координационной лесенке.
Футбольное путешествие. П/и. «Пятнашки
с мячом», «Беспокойный мяч». М/п игра
«Вызов по имени».
Ходьба по гимнастической скамье с
перекладыванием малого мяча перед
собой из правой руки в левую. Отбивание
мяча от стены и ловля его двумя руками.
Футбольное путешествие.
Игра по упрощенным правилам 1 на 1 мин.
Игра по упрощенным правилам 4 на 4
Игр. упр.: «Вышло солнце из-за речки» бег врассыпную, быстро построиться возле
своего обруча. «Попади в корзину» бросок мяча в корзину разными
способами, с разных точек. П/и. «Гонка
мячей», «У кого меньше мячей», «Займи
свободный кружок». М/п игра «Ручеек с
мячом».
Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя
мяча (ведение мяча осуществляется
последовательными толчками, внешней
или внутренней стороны стопы, по
очередно то правой то левой ногой).
Удары по воротам (расстояние 4 м.)

Материально – техническое обеспечение:
1.Мячи футбольные
2.Ориентиры для эстафеты
3.Кегли
4.Скакалки
5.Скамейки гимнастические
6.Мешочки с песком
7. Мат гимнастический
8.Обручи большого диаметра

Список литературы

1.Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие
для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. - М.: Гуманит. изд.
центр Владос, 2000.г.
2.Мини-футбол в дошкольных образовательных учреждениях. Авт. Алиев Эмиль, Андреев
О.С Андреев С.Н. изд. Советский спорт 20014г
3.Теория и методика мини-футбола. Авт. В.П Губа .20016 г
4.Учебно-тренировочная программа по футболу для детей 6-7 лет с методическими
рекомендациями. Авт. А.Я.Ситников, Л.А.Каширина. 2012 г.
5. Н.И.Николаева «Школа мяча» СПб: Детство – пресс, 2008г.
6.Е.Ф. Желобкович «Футбол в детском саду». –М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2009г.
7.Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов Спортивные игры. «Академия» 2014
8. Былеева Л., Коротков И., Яковлев В.. Подвижные игры. М. «Физкультура и спорт». 2014
9. В.А.Муравьев «Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного
возраста» - М,2014 г.
10. Комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.
Волгоград: Учитель, 2017г.

Календарно-тематическое планирование
Старший дошкольный возраст ( 6 -7 лет)
Тема занятия
Диагностика

1
2

Техника безопасности при игре в футбол

3

Правила игры

4

Перебрасывание мяча из-за головы

5

Перебрасывание мяча снизу

6
7
8

Бросание мяча разными способами
Ведение с остановкой и изменением скорости

9

Скоростное ведение по прямой

10

Скоростное ведение с изменением направления

11

Техника передвижения, скоростное ведение

12

Ведение мяча, удары по неподвижному мячу

13
14

Техника передвижения, передача мяча
Передача мяча в движении, удары по катящемуся мячу

15

Ведение мяча восьмеркой, передачи мяча

16

Техника владения мячом

17

Отработка приемов нападения и защиты в футболе.

Дата

18

Техника владения мячом

19
20
21

Передача мяча в движении, открывание.
Ведение с последующим ударом в цель
Ведение мяча с препятствиями

22

Игра в футбол по заданию

23

Ведение с обманными движениями

24
25

Передача мяча в парах, открывание
Передача мяча в тройках, развитие равновесия

26
27

Передача мяча в тройках в движении
Развитие координации, техника владения мячом

28
29

Развитие равновесия, техника владения мячом.

30
31
32

Игра по упрощенным правилам
Итоговое занятие
Диагностика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».