ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Воспитание физических качеств содействует всестороннему развитию личности ребенка, достижению высокой устойчивости организма к социально – экологическим условиям современного мира, повышению его адаптивных свойств, что требует физических, энергетических и эмоциональных затрат. П.Ф. Лесгафт выявил решающее значение мышц в формировании суставных поверхностей, разрабатывая закономерности анатомического строения мышц, костей и суставов и их функциональных особенностей. В младшем дошкольном возрасте начинается развитие способности переносить статичные нагрузки, формируются умения самостоятельно и творчески использовать двигательные средства. Игра в футбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств, а также является благотворной двигательной активностью, направленной на работу мышц, обеспечивает подвижность суставов для правильного роста и развития костей. Данная программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся (воспитанников), формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное - воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. Технические приемы, тактические действия и игра в мини-футболе таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Направленность - Физкультурно - спортивная Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть дошкольников занимается физическими упражнениями лишь на занятиях физической культуры в детском саду. Поэтому одной из важнейших задач является привлечение как можно большего числа дошкольников к систематическим занятиям для повышения уровня физической подготовленности, которые будут благотворно влиять на укрепление организма и всестороннее физическое развитие ребенка. Новизна Назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в игре в футбол. Игра в футбол динамична и эмоциональна, способствуют развитию силы, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты, требует проявления находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Она эффективно влияет на развитие у детей дошкольного возраста как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения), так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ). Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность 30 минут, 1 час равен 30 минутам. Цель - Развитие двигательной деятельности у детей дошкольного возраста за счет углубленного изучения спортивной игры «Мини-футбол». Задачи старшего дошкольного возраста (6-7 лет) 1. Формировать представление о здоровом образе жизни, о спорте, об игре в футбол - ознакомить с основными правилами и принципами игры - накапливать и обогащать двигательный опыт детей (бег, бег с изменением направления и скорости, бег спиной вперед, бег приставными шагами, и т.д.) 2. Формировать первоначальные представления и навыки выполнения технических элементов игры в футбол (ведение, остановка, удар, передача) содействовать в развитии физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость, сила, гибкость) 3. Способствовать воспитанию активности, сознательности, морально-волевых качеств, уверенности в своих силах, уважительного отношения к себе и окружающим. 4.Содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка. 5.Развивать физические качества дошкольников. 6.Укреплять здоровье детей дошкольного возраста за счет повышения их двигательной активности. Планируемые результаты: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие; умеют выражать свои эмоции; понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают; выполняют требования по физической подготовке в соответствии с возрастом; контролируют и регулируют функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, управляют своими эмоциями; знают технические приемы и тактические взаимодействия, владея техникой передвижений, остановок, поворотов, а также техникой ударов по воротам, владеют игровыми ситуациями на поле, основам судейства. Возрастные особенности детей 6 - 7 лет. В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям и достаточно тонко их различать. Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Их социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребенок стремится как можно больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Для ребенка чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, и др. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль. В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётко прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Дошкольники классифицируют изображения предметов по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам, например, по родовидовой принадлежности (мебель, посуда, дикие животные). Удовлетворение полученным результатом к 7 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные). К 7 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком. В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни. Календарный учебный график старшего дошкольного возраста (6-7 лет) № п/п 1 Тема недели Диагностика образовательной Количество занятий 2 Месяц проведения занятия X XI XII I II 1 III IV V 1 деятельности. Тематические занятия Итоговое открытое занятие 2 3 Итого 29 3 4 4 4 4 4 1 4 2 1 По 30 мин =960 мин, 16 ч 32 Режим занятий старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Количество занятий неделю 1 Длительность занятий за Количество занятий в месяц Количество занятий в год 30 мин 4 Количество часов в месяц 2 часа 32 Общее количество часов в год 16 часов Технологии и методы работы с детьми Ведущей формой организации обучения является групповая. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам: смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях; смена личностных интересов и запросов воспитанников. Способы проверки знаний и умений: проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей) на предмет удовлетворенности результатами данной программы; участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях; открытые занятия Формы работы с детьми и подведение итогов: Подгрупповые игровые занятия. Обобщающие занятия. Занятия – беседы. Наблюдения педагога. Сюжетные игровые ситуации. Открытые игровые занятия для родителей. Принципы проведения: 1. Принцип научности – построение образовательной деятельности в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка. 2. Принцип систематичности – непрерывность, планомерность всего курса занятий. 3. Принцип постепенности – использование правил: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному». 4. Принцип индивидуальности – при работе учитывать физиологическую и психологическую стороны развития каждого ребенка. 5. Принцип доступности – материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей. Умелое соблюдение принципа доступности – залог оздоровительного эффекта. 6. Принцип учета возрастного развития движений – степень развития основных движений у ребенка, его двигательных навыков. 7. Принцип чередования нагрузки – предупреждение утомления детей, чередование нагрузки и отдыха. 8. Принцип зрительной наглядности – демонстрация движений. 9. Принцип сознательности и активности – формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля, самокоррекции действий, развитие сознательности, инициативы и творчества. Учебный план старшего дошкольного возраста (6-7 лет) № Тема 1 Знакомство обучающихся друг с другом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности 2 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 3 Техническая подготовка 4 Общая физическая подготовка 5 Специальная физическая подготовка 6 Игровая подготовка 7 Инструкторская и судейская практика 8 Соревнования 9 Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов Количество часов Форма контроля 1 1 8 6 6 6 1 2 1 32 часа Результаты педагогических наблюдений Содержание программы старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 Диагностика Содержание Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя мяча (Ведение мяча осуществляется последовательными толчками, внешней или внутренней стороной стопы, поочередно то правой, то левой ногой); Удар по воротам – (расстояние 4м, размеры ворот – 1 х 2 м) Техника безопасности при игре в футбол Беседа: как избежать травматизма. Ведение мяча по прямой, змейкой. Удары в цель. Игра в футбол. Правила игры Беседа: простейшие правила игры, Вспомнить основные элементы техники игры. Игра в футбол Перебрасывание мяча из-за головы Перебрасывание мяча друг другу стоя способ из-за головы, стоя способ снизу (расстояние 3-4 м). Метание малого мяча в вертикальную цель, в броске мяча вверх и ловле его двумя руками. Игр.упр.: «Подскок», «Толкни поймай», «Головой удерживая мяч». П/.и.: «Воевода». Игра в футбол., «Подскок», «Мяч в обруч». Игра в футбол Перебрасывание мяча снизу Перебрасывание мяча друг другу стоя способ снизу (расстояние 3-4 м). Метание малого мяча вдаль правой и левой рукой. Игр. упр.: «Подскок», «Толкни – поймай». П/.и.: «Воевода». Игра в футбол. Бросание мяча друг другу в перед вверх от головы двумя руками в приседе. Бросок мяча двумя руками от груди в стену и Бросание мяча разными способами ловля его партнером, стоящим сзади. Ведение мяча по прямой Отбивание мяча об стенку с хлопком. Игр. упр.: «Отбивалки», П/и.: «Летучий мяч». , «Незадень предмет» , «Быстро за мячом» . П/и.: «Защита крепости» . Игра в футбол. Ведение с остановкой и Перебрасывание мяча друг другу стоя на коленях, спиной друг к другу. изменением скорости Ведение мяча с остановкой и изменением скорости. Игр.упр. : «Переноска мячей» . П/и: «Играй , играй , мяч не теряй» . М/п игр а «Повтори-ка». 9 Скоростное ведение по прямой 10 Скоростное ведение с изменением направления 11 Техника передвижения, скоростное ведение 12 Ведение мяча, удары по неподвижному мячу 13 Техника передвижения, передача мяча 14 Передача мяча в движении, удары по катящемуся мячу 15 Ведение мяча восьмеркой, передачи мяча 16 Техника владения мячом Перебрасывание мяча друг другу стоя с отскоком мяча от пола. Бросок мяча двумя руками от груди в стену и ловля его партнером, стоящим сзади. Ведение мяча по прямой. Игр. упр.: «Не задень предмет», «Быстро за мячом». П/и.: «Защита крепости». Игра в футбол. Перебрасывание мяч а друг другу с хлопком, поворотом . Метание в цел ь из исходного положения , сто я на коленях . Ведение с изменением направления Игр. упр. : «Передал-садись». П/и.: «Успей поймать» . Игр а в футбол Бег через набивные мячи. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега. Ведение мяч а с изменение м направления . Игр.упр. «Ловки е ребята » ведение мяча по прямой , «Не выпускай мяч из круга » - дети быстр о предают мяч ногой п о кругу . П/и . «Пустое место » (пятнашки с вызовом) . Игра в футбол. Ведение мяча между ориентирами. Удары по неподвижном у мячу. Игр.упр. «Подвижна я цель » - дет и быстро передают мяч ногой , стараясь попасть в водящего , «Чей мяч дальше?» . П/и. «Разноцветны й мячик» . М/ п игра «Тиктак». Бег по прямой и спиной вперед. Передача мяча партнеру. Ведение мяч а между ориентирами . Игр.упр . ». «Обратны й поезд » - бег прямо й и спиной вперед, «Футбол вдвоем » - игр а в парах: прием ы мяч а - игровая задач а - не потерять мяч, ведение мяч а с передачи . П/ и «Мяч и веревка» . М/ п игр а «Будь внимательным». Передача мяча друг другу в движении. Удары по воротам ; удар мяча о стену и обратно . Игр.упр.«Точны й удар», «Кто больше отобьет» . П/и. «Пятнашки» . Игра в футбол Ведение мяча вокруг обруча правой и левой ногой в разных направлениях. Ведение мяча парами. Передача мяча ногой по кругу. Игр. упр. «Ведение мяча парами», «Забей в ворота». П/и. «Мяч с топотом». Игра в футбол. Перебрасывание мяча из одной руки в другую. Отбивание мяча на месте. Подбрасывание мяча и ловля его двумя руками. Прокатывание мяча вперед 17 18 Отработка приемов нападения и защиты в футболе. Техника владения мячом 19 Передача мяча в движении, открывание. 20 Ведение с последующим ударом в цель 21 Ведение мяча с препятствиями 22 Игра в футбол по заданию 23 Ведение с обманными движениями 24 Передача мяча в парах, открывание 25 Передача мяча в тройках, развитие равновесия головой. Игр. упр. «Передал - садись» броски и ловля мяча, «Светофор» - во время выполнения бега по кругу на красный цвет принять стойку баскетболиста. П/и «Салки с мячом». М/п игра. «Передай мяч соседу». Беседа: умей нападать, умей защищаться. Турнир по упрощенной игре 2 на 2, 3 на 3 Ходьба по гимнастической скамейке с отбиванием мяча обеими руками. Бросание мяча и ловля его двумя руками. Игр. упр. «Три мяча» - поочередно переносить мячи из обруча в обруч – по три мяча, «Туннель» - прокатывание мяча между ног, «Лови, бросай – падать не давай» - перебрасывание мяча друг другу в быстром темпе, «Меткий стрелок» попадание мячом в обруч, П/и. «Охотники и утки». Игра в футбол. Передача мяча в движении. Ведение мяча. Передача мяча друг другу с передвижением по площадке парами (открывание). П/и. «Ловля оленей», «Мяч капитану». Игра в футбол. Ведение с последующим ударом в цель, с разных участков поля. Игра в футбол. Релаксация «Наедине с дождем» Игр. упр. «Будь ловким» - ведение мяча с препятствиями (веревочка). Игра в футбол. Релаксация «Волшебный сон». Игр.упр . « С двум я мячами», «Борьба за мяч» . Игр а в футбол. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками. Ведение мяча с обманными движениями. Игр. упр. «Туннель» - прокатывание мяча между ног, «Лови, бросай – падать не давай» перебрасывание мяча друг другу в быстром темпе. П/и «За мячом». М/п игра «Будь внимателен». Передача мяча друг другу в быстром темпе. Открывание. Игр.упр. «Лови, бросай – падать не давай», «Туннель» прокатывание мяча между ног, «Меткий стрелок». П/и. «Займи свободный кружок». Игра в футбол. Передача мяча в тройках. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед, мяч за головой. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через набивные мячи. Игр. упр. «Кто быстрее?». 26 Передача мяча в тройках в движении 27 Развитие координации, техника владения мячом 28 Развитие равновесия, техника владения мячом. 29 Игра по упрощенным правилам 30 31 Итоговое занятие 32 Диагностика П/игра «Пустое место». М/п игра «Мяч по кругу». Передача мяча через сетку в парах способом из-за головы. Ползание под дугами, головой прокатывая набивной мяч. Передача мяча в тройках, в движении. П/игра «Успей перебежать». «Здравствуй, догони!». Игра в футбол. Бег по координационной лесенке. Футбольное путешествие. П/и. «Пятнашки с мячом», «Беспокойный мяч». М/п игра «Вызов по имени». Ходьба по гимнастической скамье с перекладыванием малого мяча перед собой из правой руки в левую. Отбивание мяча от стены и ловля его двумя руками. Футбольное путешествие. Игра по упрощенным правилам 1 на 1 мин. Игра по упрощенным правилам 4 на 4 Игр. упр.: «Вышло солнце из-за речки» бег врассыпную, быстро построиться возле своего обруча. «Попади в корзину» бросок мяча в корзину разными способами, с разных точек. П/и. «Гонка мячей», «У кого меньше мячей», «Займи свободный кружок». М/п игра «Ручеек с мячом». Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя мяча (ведение мяча осуществляется последовательными толчками, внешней или внутренней стороны стопы, по очередно то правой то левой ногой). Удары по воротам (расстояние 4 м.) Материально – техническое обеспечение: 1.Мячи футбольные 2.Ориентиры для эстафеты 3.Кегли 4.Скакалки 5.Скамейки гимнастические 6.Мешочки с песком 7. Мат гимнастический 8.Обручи большого диаметра Список литературы 1.Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.г. 2.Мини-футбол в дошкольных образовательных учреждениях. Авт. Алиев Эмиль, Андреев О.С Андреев С.Н. изд. Советский спорт 20014г 3.Теория и методика мини-футбола. Авт. В.П Губа .20016 г 4.Учебно-тренировочная программа по футболу для детей 6-7 лет с методическими рекомендациями. Авт. А.Я.Ситников, Л.А.Каширина. 2012 г. 5. Н.И.Николаева «Школа мяча» СПб: Детство – пресс, 2008г. 6.Е.Ф. Желобкович «Футбол в детском саду». –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009г. 7.Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов Спортивные игры. «Академия» 2014 8. Былеева Л., Коротков И., Яковлев В.. Подвижные игры. М. «Физкультура и спорт». 2014 9. В.А.Муравьев «Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста» - М,2014 г. 10. Комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. Волгоград: Учитель, 2017г. Календарно-тематическое планирование Старший дошкольный возраст ( 6 -7 лет) Тема занятия Диагностика 1 2 Техника безопасности при игре в футбол 3 Правила игры 4 Перебрасывание мяча из-за головы 5 Перебрасывание мяча снизу 6 7 8 Бросание мяча разными способами Ведение с остановкой и изменением скорости 9 Скоростное ведение по прямой 10 Скоростное ведение с изменением направления 11 Техника передвижения, скоростное ведение 12 Ведение мяча, удары по неподвижному мячу 13 14 Техника передвижения, передача мяча Передача мяча в движении, удары по катящемуся мячу 15 Ведение мяча восьмеркой, передачи мяча 16 Техника владения мячом 17 Отработка приемов нападения и защиты в футболе. Дата 18 Техника владения мячом 19 20 21 Передача мяча в движении, открывание. Ведение с последующим ударом в цель Ведение мяча с препятствиями 22 Игра в футбол по заданию 23 Ведение с обманными движениями 24 25 Передача мяча в парах, открывание Передача мяча в тройках, развитие равновесия 26 27 Передача мяча в тройках в движении Развитие координации, техника владения мячом 28 29 Развитие равновесия, техника владения мячом. 30 31 32 Игра по упрощенным правилам Итоговое занятие Диагностика