Занимательная математика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математическое развитие является одной из ведущих задач обучения и воспитания
ребенка в дошкольном учреждении. Для умственного развития существенное значение
имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно
влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего
мира и решения различного рода практических задач, а также успешного обучения в
начальной школе.
Направленность – социально-педагогическая
Актуальность
Для того, чтобы ребенок развивался активно необходимо создавать такие условия
его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству,
преобразованию себя и окружающей среды, желанию узнать что-то новое. Возникает
потребность в поиске, разработке и адаптации новых подходов, которые доступны для
освоения педагогу и эффективны в работе с детьми, которые помогают ребенку раскрыться,
проявить себя. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением
открывающий для себя окружающий мир.
Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию,
удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума
ребенка. Так, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного
образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Логико – математические игры способствуют развитию внимания, памяти, речи,
воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу,
побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании
игровой ситуации.
Новизна.
В основе программы – принцип развивающего игрового обучения. Игра занимает главное
место в жизни ребенка. В целях интересного и продуктивного занятия по формированию
элементарных математических представлений необходимо использовать

игровые

упражнения, основанные на практическом применении счетно-измерительных действий,
логико-математические игры. Программа заключается в построении программного
материала по принципу пирамиды, когда каждый раздел опирается на предыдущий и
служит основанием для следующего, такая структура отражает особенности мыслительной
деятельности ребенка-дошкольника и процесс усвоения нового опыта. Содержание
мышления составляют знания и опыт. Подавляющее количество знаний и впечатлений
поступают из окружающего среды. Результатом усвоения являются новые мыслительные
2

умения и способности. Дети дошкольного возраста обучаются в игровой форме через
разные виды логико-математических игр, согласно возрасту. Подбор игр проводится с
учётом основных положений:


забота о здоровье, эмоциональном

благополучии своевременном всестороннем

развитии каждого ребенка;


создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам,

что

любознательными,

позволит

растить

инициативными,

их

общительными,

стремящимся

к

добрыми,

самостоятельности

и

творчеству;


максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их
интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса



творческая организация образовательного процесса;



вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;



уважительное отношение к результатам детского творчества;



обеспечение развития ребенка в образовательном процессе;



соблюдение преемственности в работе ДОУ и начальной школы, исключающей
умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка
дошкольного возраста.
Дополнительная

общеразвивающая

направлена на интеллектуальное развитие

программа

«Занимательная

математика»

личности ребенка. Данная программа

рассчитана на детей с 3 до 7 лет, реализуется в течение 4 лет. Программа включает 32
занятия ( в год) из расчета 4 занятия в месяц ( с октября по май).
Продолжительность занятия: средний дошкольный возраст (4-5 лет) – 20 минут
Занятия проводятся по подгруппам (10-12 человек). При подаче материала учитываются
индивидуальные особенности детей, « зона ближайшего развития». Последовательность
изложения материала осуществляется по принципу от простого к сложному. Материал
программы доступен для овладения детьми данной возрастной категории.
Цель — создание благоприятных условий для развития умственных способностей
детей дошкольного возраста, познавательной активности посредством математических и
логических игр.

3

способствовать развитию познавательных процессов и аналитических способностей,
создав благоприятные условия для развития умственных способностей детей дошкольного
возраста.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
1. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над
множествами ( сравнение, разбиение, классификация, группировка,
объединение).
2. Формировать представление о математических понятиях ( алгоритм,
кодирование, декодирование информации).
3. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать
объекты по свойствам, объяснять свойства и различия предметов.
4. Способствовать

развитию

познавательной

активности,

развивать

познавательные процессы, мыслительные операции.
5. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
6. Развитие способности ребенка самостоятельно познавать свойства, отношения
и зависимости в окружающем мире, путем повышения мотивации к обучению
сложных познавательных задач.
7. Формировать интерес дошкольников к математическим представлениям на
основе мнемотаблиц, коллажей и т.д.
8. Создать условия для детей, путем развития разнообразной интеллектуальной
деятельности познавательного характера
9. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих,
комбинаторных задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
Планируемые результаты:


умеет образно и логически мыслить



умеет использовать приемы мнемотехники;



может устанавливать математические связи, закономерности, порядок
следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов,
отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.



различает и называет сенсорные свойства предметов: форму, цвет и размер,
самостоятельно группирует предметы по сенсорным признакам;



может классифицировать предметы по сходным признакам, выделять из группы
лишний;
4



может дорисовывать простые фигуры;



складывает картинки из 4-6 частей с простым и диагональным разрезом;



подбирать по цвету, форме и размеру вкладыши различной конфигурации;



узнает и называет близкие по оттенку цвета, пользоваться расширенной
цветовой палитрой и лексикой
Возрастные способности детей 4-5 лет

Дети 4–5 лет испытывают потребность в общении, как со сверстниками, так и с
взрослыми. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых
сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование
обследования предметов. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют
представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин.
Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в
окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он способен
придерживаться определённой последовательности: выделять основные части, определять
их цвет, форму и величину, а затем — дополнительные части, сравнивать предметы.
Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и
анализирующим. В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет
он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему
картинках. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее
образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах
и т. д. Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка и уровня понимания им
того, что он слышит от взрослых, видит на картинках и т. д. В них часто смешивается
реальное и сказочное, фантастическое. Воображение помогает ребёнку познавать
окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Однако образы у ребёнка 4—
5 лет разрозненны и зависят от меняющихся внешних условий, поскольку ещё отсутствуют
целенаправленные действия воображения.
Формы подведения итогов и способы проверки знаний:


результаты педагогических наблюдений;



итоговые мероприятия, в которых подводятся итоги по прохождению Программы,
проводятся ежеквартально в форме открытых занятий для родителей.
Формы работы с детьми:



подгрупповые игровые занятия;
5



обобщающие занятия;



занятия – беседы;



итоговые мероприятия;



сюжетные игровые ситуации.

Календарный учебный график младшего дошкольного возраста (4-5 лет)
Колво
занят
ий

X

2

1

2.

Диагностика образовательной
деятельности. Вводное занятие
Тематические занятия

29

3

3.

Итоговое открытое занятие

1

№
1.

Тема недели

Итого:

Месяц проведения занятий
XI

XII I

II

III

IV

V
1

4

4

4

4

4

4

2
1

32 занятия по 20 мин =640 минут, 10 часов
40 минут, где 1 час равен 20 минутам
Режим занятий

Количество занятий
в неделю - 1 занятие
Длительность занятия
20 минут

Количество занятий
в месяц - 4 занятия
Количество часов в
месяц
1 час 20 минут

Количество занятий в год
32 занятий
Общее количество часов
в год - 10 часов 40 минут

Учебный план среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
№ п/п

Перечень
модулей занятий

1.

Развитие тонкой
моторики,
зрительномоторной
координации

2.

Развитие
конструктивных
навыков

Всего часов

5

5

В том числе
практических
занятий

5

5

Формы
контроля
Результаты
педагогических
наблюдений
Результаты
педагогических
наблюдений

6

3.

Формирование
цветовых и
пространственных,
временных
представлений

4.

Общая моторика

5.

Развитие памяти и
логических
способностей

10

10

5

Результаты
педагогических
наблюдений

7

7

Результаты
педагогических
наблюдений

32

32

5

Итого

Результаты
педагогических
наблюдений

Технологии обучения в образовательном процессе:
На ряду с традиционными образовательными технологиями( наглядные, практические,
словесные методы и приемы традиционной педагогики)

педагоги дополнительного

образования применяют так же и инновационные (активные) технологии обучения.
Название технологии

Здоровьесберегающие
технологии

Личностноориентированные
технологии

Задачи
увеличение резервов
здоровья;
овладение набором
простейших норм и
способов поведения,
способствующих
сохранению и укрепления
здоровья всеми
субъектами
образовательного
процесса;
формирование субъектной
позиции по отношению к
своему здоровью и
ценностного отношения к
своему отношению у
детей, сотрудников,
родителей
Гуманистическая
направленность
содержания деятельности
ДОУ;
Обеспечение
комфортных,
бесконфликтных и
безопасных условий

Формы организации, методы,
средства и приемы
Пальчиковая гимнастика;
Гимнастика для глаз;
Дыхательная гимнастика;
Артикуляционная гимнастика;
Динамические паузы;
Релаксация;

Игры;
упражнения, логикоматематические игры;

7

Игровые технологии

Технология
развивающего
обучения

развития личности
ребенка, реализация ее
природных потенциалов;
Приоритет личностных
отношений;
Индивидуальный подход
к воспитанникам,
сотрудникам, родителям
ДОУ;
Субъект-субъектное
взаимодействие
Развитие взаимодействия
«Ребенок-ребенок»;
«Ребенок-родитель»;
«Ребенок-взрослый для
обеспечения душевного
благополучия»;
Коррекция
импульсивного,
демонстративного,
протестного,
агрессивного,
конформного поведения;
Формирование умений и
навыков дружеского
коммуникативного
взаимодействия;
Решение задач
«социального»
закаливания;
Создание условий для
развития личностных
качеств и способностей
всех субъектов открытого
образовательного
пространства;
Развитие навыков
полноценного
межличностного общения,
помогающего ребенку
понять самого себя
Технология развивающего
обучения, которая
направлена на освоение
не частных способов
действия, умений,
навыков, а принципов
действия. Здесь педагог
выступает как партнер,
функция которого
заключается не в передаче
знаний, а в организации

Коллективные дела, работа в
малых группах,
игры и тренинги на умение
договариваться,
игры с правилами,
игры-соревнования,

Метод поисковой деятельности;
Приемы, направленные на
создание ситуации успеха и
комфортности
( Д.Б. Эльконин – В.В.
Давыдов);

8

Технология
проблемного,
поискового обучения,
основанная
на
дидактических
принципах
Л.В. Занкова
Технологии
интеллектуального
развития

Технология детского
исследования
( А.И. Савенков)

Информационнокоммуникативные
технологии

собственной,
самостоятельной
деятельности детей. Она
построена на общении
детей, совместном
решении задач,
педагогическом
творчестве и
компетентности
взрослого.
Создать у детей
мотивационную ситуацию
для «открытия» нового
знания или способа
действий;
Развивать мышление и
речь
Развитие интеллекта
детей дошкольного
возраста

Развитие творческих
способностей;
приобретение ребенком
новых знаний, умений,
навыков
исследовательского
поведения и обработки
полученного материала
Являются современным
инструментом для сбора и
обработки информации,
помогают
ориентироваться в
источниках информации и
делать выводы, задавать
вопросы на
интересующую тему,
проявлять творчество,
побуждать искать новые
нетрадиционные формы и
методы.
Повышение качества
обучения;
Формирование
информационной

Метод создания проблемных
ситуаций с элементами
самооценки (Л.В. Занков)

Использование логических
блоков З. Дьенеша
ТРИЗ,
Мнемотехника
Использование технологии А.
Зака
Моделирование
(А.М. Вербенец)
Палочки Кьюзенера
беседы, вопросы
сравнения

Использование ноутбука
Использование глобальной сети
Интернет
Использование мультимедийных
презентаций;
Использование мультимедийной
системы
“ Mimio”

9

Технология развития
тонкойкой моторики
пальцев рук

компетентности детей,
сотрудников, родителей;
Развитие мелкой
моторики рук;
Подготовка руки к письму
в тетрадях

пальчиковые игры,
выкладывание фигур из палочек,
раскладывание и складывание
разборных игрушек,
расстегивание пуговиц,
шнуровки,

Содержание
Октябрь
1 занятие – вводное « К друг другу в гости»
Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, комбинаторных, творческих
задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:


Р\и « Угадай цифру».



Выкладывание из счетных палочек квадрата и прямоугольника.



Р\и « «Где правая, где левая?».



Физкультминутка « Буратино».



Логическая задача « Дорисуй недостающий домик»
2 занятие « Петрушкины игрушки»

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:


Р\и « Бабочки».



Д\и « Какой цифры не стало?».



Коллаж на состав числа 6.



Физкультминутка « Петрушка».



Слуховой диктант « Геометрические фигуры».
3 занятие «Звонкий колокольчик»

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:
10



Математическая разминка «Веселый счет».



Д\и « Что ближе?».



Р\и « Где звенит колокольчик?».



Физкультминутка ( по желанию детей).



Игровое упражнение « Смотри, слушай, делай».
4 занятие « Занятная мозаика»

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти.
Содержание:


Р\и «Молчанка».



Мнемотаблица на состав числа 8.



Д\и «Помоги зайчонку».



Физкультминутка « Зайка».
Ноябрь
1 занятие « В гости к зайчикам»

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие зрительной памяти, внимания, мышления.
Содержание:


Математическая разминка « Веселый счет».



Д\и « Собери в корзинку»



Мнемотаблица на состав числа 5



Физкультминутка « Заинька ».



Д\Ии « Что где?»
2 занятие « Прогулка с Квадратиком»

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи:


развитие логического мышления, памяти и внимания.



обучать составлять квадрат из четырех палочек.

Содержание:
11



Р\и « Угадай-ка».



Выкладывание квадрата из счетных палочек.



Д\И « Фигуры высшего пилотажа».



Физкультминутка « Ежик»



Коллаж « Найди предмет похожий на…»
3 занятие « Занимательные полоски»

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
обучать сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью мерки
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:


Р\И « « Покажи столько же».



Игровое упражнение « Дружные измерения».



Д\И « Соберем букет».



Физкультминутка « Качели».



Д\и « Назови скорей»
4 занятие « Дружные ребята»

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:


Р\и « Угадай цифру».



Выкладывание из счетных палочек квадрата и прямоугольника.



Р\и « «Где правая, где левая?».



Физкультминутка « Буратино».



Логическая задача « Дорисуй недостающий домик»
Декабрь
1 занятие « Игрушки»

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
12

Содержание:


Р\и « Бабочки».



Д\и « Какой цифры не стало?».



Коллаж на состав числа 6.



Физкультминутка « Петрушка».



Слуховой диктант « Геометрические фигуры».
2 занятие « В гостях у Треугоши».

Цель:Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи:


развитие логического мышления, памяти и внимания.



обучать составлять конструкцию из 4 равнобедренных треугольников.

Содержание:


Р\и « Не ошибись!».



Математическая загадка « Рыбка».



Игровое упражнение « «Собери рыбку» ( из треугольников).



Игровое упражнение « Кошки-мышки».



Игровое упражнение « Дорисуй треугольник»
3 занятие «Теремок»

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:


Р\и «Отгадай где?».



Коллаж « Найди похожий на …».



Выкладывание из палочек трапецию и ромба.



Физкультминутка ( по желанию детей).



Р\и « Чудесный мешочек».
4 занятие « Скорый поезд»

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:
13



Математическая разминка « Кто знает - пусть тот дальше считает».



Р\И «Кто больше запомнит?».



Мнемотаблица на состав числа 7.



Физкультминутка « Качели».



Логическая задача « Сколько?»
Январь
1 занятие « Магазин Карамельки»

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи:


развитие логического мышления, памяти и внимания.



обучать узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах.

Содержание:


Р\и « «Что изменилось?».



Д\и « Назови фигуру».



Выкладывание из счетных палочек четырехугольники.



Физкультминутка «Смотри в оба!».



Логическая задача «Смотри и закрашивай!».
2 занятие « Помоги Незнайке».

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи:


развитие логического мышления, памяти и внимания.



обучать видоизменять фигуру путем преобразования счетных палочек.

Содержание:


Д\и «Скажи наоборот».



Игровое упражнение « Дорисуй правильно».



Конструирование из счетных палочек геометрических фигур.



Физкультминутка «качели».



Д\и «Наведи порядок».
3 занятие « Наш друг - Колокольчик»

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
14

Содержание:


Математическая разминка «Веселый счет».



Д\и « Что ближе?».



Р\и « Где звенит колокольчик?».



Физкультминутка ( по желанию детей).



Игровое упражнение « Смотри, слушай, делай».
4 занятие « Игрушки для елки».

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:


Р\И « Что изменилось?».



Игровое упражнение « Кто что считал?».



Д\и « Украсим елку игрушками».



Д\и « Продолжи…».
Февраль
1 занятие « Занимательная мозаика»

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти.
Содержание:


Р\и «Молчанка».



Мнемотаблица на состав числа 8.



Д\и «Помоги зайчонку».



Физкультминутка « Зайка».



Игровое упражнение « Продолжи узор».
2 занятие « Веселая Неделька».

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:


Р\и «продолжи цепочку».



Д\и « Живая Неделя».
15



Логическая задача « Дорисуй недостающее».



Физкультминутка ( по желанию детей).



Слуховой диктант.
3 занятие « Живые числа».

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания
Содержание:


Р\и « «Угадай цифру».



Математическая загадка «Слушай, смотри, делай».



Физкультминутка « Делай, как я».



Игровое упражнение « Найди отличия».
4 занятие «Занятная мозаика»

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:


Коллаж « Найди столько же».



Д\и «Назови число».



Мнемотаблица на состав числа 5.



Физкультминутка « Делай, как я».



Игровое упражнение «Дорисуй цифру»
Март
1 занятие « Цирковое представление»

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:


Математическая разминка « Угадай-ка».



Д\и « Назови число».



Игровое упражнение « Фокус».



Физкультминутка « Качели».



Р\и « Волшебный мешочек».
16

2 занятие « Прогулка в зоопарк».
Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:


Математическая разминка: «Кто знает, пусть дальше сичтает».



Игровое упражнение « Игра с кубом».



Д\и « смотри в оба».



Выкладывание из счетных палочек по замыслу.
3 занятие « «Листочки календаря».

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:


Р\и « На что похоже?».



Д\и « Назови скорей!».



Логическая задача « «Слушай и закрашивай».



Физкультминутка ( по желанию детей).



Д\и «Когда это бывает?»
4 занятие «Веселый счет»

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:


Р\и « Счет по цепочке».



Игровое упражнение « Исправь ошибку».



Игровое упражнение « По порядку стройся!».



Физкультминутка « Клен».



Д\и с геометрическими фигурами.
Апрель
1 занятие « Грибная поляна».

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
17

Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:


Д\и «Скажи наоборот!».



Д\и «Назови соседей».



Игровое упражнение « «Продолжи узор».



Физкультминутка ( по желанию детей).



Игровое упражнение « Собери грибы».
2 занятие « Путешествие точки».

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи:


развитие пространственного мышления, памяти и внимания.



упражняться в ориентировке на листе бумаги.

Содержание:


Р\и « Лучший стрелок».



Игровое упражнение « Угадай место игрушки».



Логическая задача « За какими пеньком спрятаться ежик?».



Физкультминутка «Ежик».



Слуховой диктант « Путешествие точки».
3 занятие «Занятная Неделька».

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:


Коллаж «Дни недели».



Игровое упражнение « Когда мы это делаем?».



Математическая загадка « Неделька».



Физкультминутка « Карусели».



Выкладывание из палочек по образцу ( домик).
4 занятие « Путешествие по комнате».

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи:


развитие логического мышления, памяти и внимания.
18



обучать ориентироваться на ограниченной плоскости.

Содержание:


Р\и « Отгадй число».



Математическая загадка « Помоги Зайчику!».



Д\и « Что, где?»



Физкультминутка « Смотри в оба!»



Д\и « Найди спрятанную игрушку».
Май
1 занятие «Наш день»

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:


Р\и « Отгадай-ка!»



Игровое упражнение «Вчера, сегодня, завтра.»



Д\и « Наоборот!»



Физкультминутка « Запретное движение».



Д\и « Танграм» ( по образцу).
2 занятие « «Найди пару».

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности; Задачи: развитие логического мышления,
памяти и внимания.
Содержание:


Р\и «Четвертый лишний».



Д\и « На что похоже?»



Физкультминутка « «Отгадай, чей голос?»



Д\и « Помоги малышам найти свою маму».
3 занятие « Детки на ветке».

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:


Д\и «Что изменилось?»



Д\и « Детки на ветке».
19



Физкультминутка «Жук».



Игровое упражнение «Дорисуй картинку».
4 занятие «Занимательное лото».

Цель: развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к
разнообразной интеллектуальной деятельности;
Задачи: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Содержание:


Р\и «Волшебный мешочек».



Д\и «Найди свой домик».



Физкультминутка « Путешествие».



Мнемотехника « Геометрические фигуры».

20

Литература
1. Корниенко Г. «Занимательные задачи и головоломки для детей 4-7 лет» ,Москва, Айрис
Пресс, 2014 г.
2. Береславский Л.Я. «Интеллектуальная мастерская», Москва,2000 г.
3. Т.В. Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью
мнемотехники» «Детство-Пресс» 2005 г.
4. Зак А. «Интеллектика для дошкольников», Москва, Интеллект-Центр, часть I , 2005 г.
5. Зак А. «Интеллектика для дошкольников», Москва, Интеллект-Центр, часть II, 2005 г.
6. А.З. Зак «600 игровых задач для развития логического мышления детей», Ярославль,
«Академия развития»,1998 г.
7. Л.В. Минкевич «Математика в детском саду, 2-я младшая группа», Москва,
«Скрипторий 2003», 2014 г.
8. Л.В. Минкевич «Математика в детском саду, средняя группа», Москва, «Скрипторий
2003», 2014 г.
9. Л.В. Минкевич «Математика в детском саду, старшая группа», Москва, «Скрипторий
2003», 2014 г.
10. Л.В. Минкевич «Математика в детском саду, 2-я подготовительная группа», Москва,
«Скрипторий 2003», 2014 г.
11. Л.Береславский «Современные игровые методики развития интеллекта», Москва,
Школьная Пресса, 2010 г.
12. Т.И. Ерофеева «Знакомство с математикой»– Москва, «Просвещение», 2006 г.
13. Бортникова Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление для детей 4-5 летЕкатеринбург, ООО «Книга-Мир», 2010 г.
14. Бортникова Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление для детей 5-6 летЕкатеринбург, ООО «Литур-опт», 2012 г.
15. Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного
возраста», СПб, Детство-Пресс, 2010 г.
16. Е.В. Казанцева «Математика с улыбкой», Ярославль, «Академия развития», 2001 г.

Интернет-ресурсы
21

http://ps.1september.ru
http://dob.1september.ru
http://zdd.1september.ru
http://doshvozrast.ru/igra.htm
http://vidahl.agava.ru
http://www.logozavr.ru/2/
http://www.edu.ru
http://www.fcpro.ru
http://www.leon4ik.com/load/programmy_dlja_detej/33
http://www.prosv.ru/umk/doshkolka
http://detkivsadu.ru/
http://doshvozrast.ru/index.htm
www.trizminsk.org

22

Календарно-тематическое планирование
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
№ п/п

Тема

1.

Вводное занятие. « К друг другу в гости»

2.

« Петрушкины игрушки»

3.

«Звонкий колокольчик»

4.

« Занятная мозаика»

5.

«В гости к зайчикам»

6.

Прогулка с Квадратиком

7.

Занимательные полоски

8.

Дружные ребята

9.

Игрушки

10.

В гостях у Треугоши

11.

Теремок

12.

Скорый поезд

13.

Магазин Карамельки

14.

Помоги Незнайке

15.

Наш друг- Колокольчик

16.

Игрушки для елки

17.

Занимательная мозаика

18.

Веселая Неделька

19.

Живые числа

20.

Занятная мозаика

21.

Цирковое представление

22.

Прогулка в зоопарк

23.

Листочки календаря

24.

Веселый счет

25.

Грибная поляна

26.

Путешествие точки

27.

Занятная неделька

Дата

23

28.

Путешествие по комнате

29.

Наш день

30.

Найди пару

31.

Детки на ветке

32.

Занимательное лото
(обобщающее занятие)

Возрастные особенности развития детей в возрасте 6-7 лет
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений,
творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни —
обучению в школе. Чаще всего дети данного возраста практически готовы к расширению
своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену
деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Он постепенно
социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен
переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки
зрения других людей и может начать с ними сотрудничать. Маленький ребенок делает
выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает,
например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может
учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее
выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а
маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для
ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет. Помимо всего. он способен
сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая
дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже
игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще
продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго
заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь
на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Старшие дошкольник в возрасте 6-7 лет
часто не только готовы, но и хотят пойти в школу, поскольку смена социальной роли
придает им взрослости, к которой они так стремятся. Но полная психологическая
готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и
интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть
24

способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач.
Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам. Но тем не менее, очень
ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе
самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.
Логическое мышление - развитие мышления, памяти, внимания. Восприятие продолжает
развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях,
когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания
составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные
формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести
целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате
появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в
ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с
уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того мо¬мента,
когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка
запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но
и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения.
Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной)
памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного
в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью,
доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен
усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот
период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам
классификации и группировки в целях запоминания.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу
дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно
предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И
здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских
рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном
возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или
абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник
может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных
25

ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать
серию из 6—8 последовательных картинок.
Формы работы с детьми и подведение итогов:


Подгрупповые игровые занятия.



Обобщающие занятия.



Занятия – беседы.



Наблюдения педагога.



Сюжетные игровые ситуации.



Открытое игровое занятие для родителей.

Примерная структура занятий с детьми:

Организационная часть – 1 мин.;
5 мин. работа у доски по очереди;
10 мин. работа на абакусе. Самостоятельная проверка заданий, исправление ошибок;
2 мин. физминутка, подвижные математические игры;
9 мин. ментальная работа;
Итог занятия – 3 мин.
Календарный учебный график старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Колво
занят
ий

X

2

1

2.

Диагностика образовательной
деятельности. Вводное занятие
Тематические занятия

29

3

3.

Итоговое открытое занятие

1

№
1.

Тема недели

Итого:

Месяц проведения занятий
XI

XII I

II

III

IV

V
1

4

4

4

4

4

4

2
1

32 занятия по 30 мин =960 минут, 16 часов,
где 1 час равен 30 минутам
Режим занятий

Количество занятий за неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

1
Длительность занятий

4
Количество часов в месяц

32
Общее количество часов
в год
26

30 мин

2ч

16 часов

Основные блоки занятий
№
п\п

Перечень блоков занятий

Количество часов

1.

Знакомство с числами на абаке от 0 до 9. Счет на
абаке

3

2

Знакомство с числами на абаке десятками. Счет на
абаке

3

3

Работа с ментальными картами от 0 до 9. Счет на

5

ментальной карте
Работа с ментальными картами десятками . Счет на

4

7

ментальной карте
5

Работа с флэш-картами, дидактические игры

2

6

Решение простых примеров на « + » и « - » на абаке и
ментальной карте

5

7

Ментальный счет

5

8

Диагностика

2

Общее количество часов

32 часа

Учебно-тематический план старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
№ п/п

1

Тема

" Удивительный Абакус"

Диагностика подготовленности
каждого ребенка

" Числа 1.2.3.4.5 вышли погулять"

Беседа, игра, игровые упражнения,
работа в тетради

2
" Выстроились в ряд числа 6,7, 8,9".
3
4

Форма контроля

Тема "Фокусы Абакуса"

Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики
Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
27

моторики

5

« Простые примеры»

Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики

" Вычитание с Абакусом

Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики

6

7

8

9

10

" Что такое флэш-карта?",

" День рождение Абакуса"

12

13

Правило №3: +2=-3+5
Правило №4: +1=-4+5

Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики

ментально решать примеры с применением этих
формул. Увеличиваем скорость счёта простых
примеров на абаке и ментально

Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики

Повторение: сложение и вычитание без
правил.
Правило №5: -4=-5+1.
Правило №6: -3=-5+2

Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики

Правило №7: -2=-5+3
Правило №8: -1=-5+4

Повторение правил №1-№8.

14

15

Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики

" Загадки Абакуса"
правила братиков
Беседа, наблюдение, математические
Изучение состава числа "5". Изучение
правила №1: +4=-1+5.
игры, работа по развитию мелкой
Правило №2: +3=-2+5. Продолжаем
моторики
решать ментально простые примеры (1е и 2- значные)

Повторение правил №1-№4. Начинаем

11

Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики

Состав числа 10. Правило №9: +1=9+10.Продолжаем решать ментально простые
примеры и братиков.

Правило №10: +2=-8+10

Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики
Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики
Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики
28

16

Правило №11: +3=-7+10
Правило №12: +4=-6+10

17

Правило №13: +5=-5+10
Закрепление материала.

18

19

20

Правило №14: +6=-4+10. Правило друзей
Изучение сложных правил на +6
(разложение формул)

Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики
Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики
Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики

Беседа, наблюдение, математические
Правило №15: +7=-3+10. Изучение сложных игры, работа по развитию мелкой
правил на +7 (разложение формул)
моторики
Беседа, наблюдение, математические
Правило №16: +8=-2+10. Изучение сложных игры, работа по развитию мелкой
правил на +8(разложение формул)
моторики
Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики

21

Закрепление материала.

22

Правило №17: +9=-1+10. Изучение сложных
игры, работа по развитию мелкой
правил на +9 (разложение формул)

Беседа, наблюдение, математические

23

24

25

26

моторики
Беседа, наблюдение, математические
Закрепление материала. Продолжаем решать игры, работа по развитию мелкой
простые, братиков и друзей
моторики
Беседа, наблюдение, математические
Закрепление материала. Решение ментально игры, работа по развитию мелкой
правил до №17
моторики

Закрепление примеров на сложение

Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики

Беседа, наблюдение, математические
Закрепление примеров на сложение. Решаем игры, работа по развитию мелкой
на абаке, мент.карте и ментально
моторики
Правило №18: -1=-10+9. Улучшаем

27

ментальный счёт на все правила. Простые
примеры и братики к этому времени дети
должны уже решать хорошо

28

Правило №19: -2=-10+8

Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики
Беседа, наблюдение, математические
29

игры, работа по развитию мелкой
моторики

Правило №20: -3=-10+7

29

Правило №21: -4=-10+6

30

Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики
Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики

31

Открытое занятие

Беседа, наблюдение, математические
игры, работа по развитию мелкой
моторики

32

Диагностика

Диагностика освоения программы.
подготовленности каждого ребенка

Содержание
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

№п/п Тема

1

" Удивительный Абакус"

" Числа 1.2.3.4.5 вышли погулять"
2

" Выстроились в ряд числа 6,7, 8,9".
3

Содержание
Диагностика. Знакомство с группой
детей. Знакомство с ментальной
арифметикой. Знакомство со счетами, с
обнулением абака.
Знакомство с числами
на абаке
от 0 до 5. Набор чисел. Обучение
правильному использованию пальцев
(большой, указательный, "птичка").
Знакомство с числами на абаке
от 0 до 9. Набор чисел. Обучение
правильному использованию пальцев
(большой, указательный, "птичка").
30

4

5

Тема "Фокусы Абакуса"

« Простые примеры»

" Вычитание с Абакусом
6

7

" Что такое флэш-карта?",

8

" День рождение Абакуса"

9

10

12

13

14

Знакомство с ментальной картой.
Решение простых примеров на
ментальной карте
Знакомство с флэш-картами.
Повторение отображения чисел.
Знакомство со знаком "-". Обучение
действию вычитания на абаке простых
примеров
Знакомство с ментальным счетом.
Решение простых примеров ментально

" Загадки Абакуса"
правила братиков
Изучение состава числа "5". Изучение
Повторение решения простых
правила №1: +4=-1+5.
примеров на абаке и ментальной карте.
Правило №2: +3=-2+5. Продолжаем
Решение ментально
решать ментально простые примеры (1е и 2- значные)
Правило №3: +2=-3+5
Правило №4: +1=-4+5
Повторение правил №1-№4. Начинаем

11

Знакомство со знаком "+". Обучение
действию сложение на абаке простых
примеров. Повторение материала:
набор чисел, использование пальцев
(большой, указательный, "птичка").
Повторение отображения чисел.
Знакомство со знаком "-". Обучение
действию вычитания на абаке простых
примеров

ментально решать примеры с применением этих
формул. Увеличиваем скорость счёта простых
примеров на абаке и ментально

Повторение: сложение и вычитание без
правил.
Правило №5: -4=-5+1.
Правило №6: -3=-5+2
Правило №7: -2=-5+3
Правило №8: -1=-5+4

Повторение правил №1-№8.

Повторение решения простых
примеров на абаке и ментальной карте,
ментально
Повторение пройденного
материала. В это время
продолжаем решать ментально
простые примеры. Улучшаем
скорость счёта
Повторение решения простых
примеров на абаке и ментальной карте.
Решение ментально
Повторение решения простых
примеров на абаке и ментальной карте,
ментально
Повторение пройденного
материала. В это время
31

продолжаем решать ментально
простые примеры. Улучшаем
скорость счёта
Состав числа 10. Правило №9: +1=9+10.Продолжаем решать ментально простые
примеры и братиков.

15

Правило №10: +2=-8+10

16

Правило №11: +3=-7+10
Правило №12: +4=-6+10

17

Правило №13: +5=-5+10
Закрепление материала.

18

Правило №14: +6=-4+10. Правило друзей
Изучение сложных правил на +6
(разложение формул)

19

Правило №15: +7=-3+10. Изучение сложных
правил на +7 (разложение формул)

20

Правило №16: +8=-2+10. Изучение сложных
правил на +8(разложение формул)

21

Закрепление материала.

22

Правило №17: +9=-1+10. Изучение сложных
правил на +9 (разложение формул)

23

Закрепление материала. Продолжаем решать
простые, братиков и друзей

24

Закрепление материала. Решение ментально
правил до №17

25

Закрепление примеров на сложение

26

Закрепление примеров на сложение. Решаем
на абаке, мент.карте и ментально

Повторение решения простых
примеров на абаке и ментальной карте.
Решение ментально
Повторение решения простых
примеров на абаке и ментальной карте,
ментально
Повторение пройденного
материала. В это время
продолжаем решать ментально
простые примеры. Улучшаем
скорость счёта
Повторение решения простых
примеров на абаке и ментальной карте.
Решение ментально
Повторение решения простых
примеров на абаке и ментальной карте,
ментально
Повторение пройденного
материала. В это время
продолжаем решать ментально
простые примеры. Улучшаем
скорость счёта
Повторение решения простых
примеров на абаке и ментальной карте.
Решение ментально
Повторение решения простых
примеров на абаке и ментальной карте,
ментально
Повторение пройденного
материала. В это время
продолжаем решать ментально
простые примеры. Улучшаем
скорость счёта
Повторение решения простых
примеров на абаке и ментальной карте.
Решение ментально
Повторение решения простых
примеров на абаке и ментальной карте,
ментально
Повторение пройденного
материала. В это время
продолжаем решать ментально
простые примеры. Улучшаем
скорость счёта
32

Правило №18: -1=-10+9. Улучшаем

27

ментальный счёт на все правила. Простые
примеры и братики к этому времени дети
должны уже решать хорошо

28

Правило №19: -2=-10+8

29

Правило №20: -3=-10+7

30

Правило №21: -4=-10+6

31

Открытое занятие

32

Диагностика

Повторение решения простых
примеров на абаке и ментальной карте.
Решение ментально
Повторение решения простых
примеров на абаке и ментальной карте,
ментально
Повторение пройденного
материала. В это время
продолжаем решать ментально
простые примеры. Улучшаем
скорость счёта
Повторение решения простых
примеров на абаке и ментальной карте.
Решение ментально
Повторение пройденного материала.

Методическое и материально – техническое обеспечение программы:

Описание материально-технической обеспеченности
Для успешной реализации программы необходимо создание предметно-развивающей
среды: оснащение кабинета необходимым оборудованием (столы, стулья, доска, экран
телевизора, компьютер, учительский абакус)
Материально-техническое обеспечение

Примечание

Ноутбук

Для работы педагога

Интерактивный стол

Для демонстрации информации

Индивидуальные счёты Абакус

Для работы детей в классе и дома
33

Демонстрационные счеты Абакус

Для работы педагога

Стол, стул

Индивидуальное рабочее место
ребенка

Флеш-карты

Для работы педагога и детей

Настольно-печатные игры

Для работы педагога и детей

Интерактивные, онлайн игры

Для работы педагога и детей

Информационное обеспечение:
видео с «Youtube»:
« Ментальная арифметика для каждого»
https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=B..
«Маленькие гении»
https://www.youtube.com/watch?v=npx6nTi64FY&featu..
Литература:

1. Х. Шен. «Менар. Абакус 1,2,3,4,5,6»
2. Г.П. Шалаева «Решаем задачи»; «Меры измерения»
3. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 5359.
4. Сухонова Д.С « Ментальная арифметика», « КТК Галактика» , 2019;
5. Малсан БИ « Ментальная математика. Для всех», « Издательские решения», 2018;
6. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский
сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
7. Дмитрий Вендланд « Ментальная арифметика. Учим математику при помощи абакуса»,
Издательство « Питер», 2019;
8. http://menar.ru.com Обучающий материал: наглядные пособия (картинки, карточки,
цифры, числовые домики), учебные тетради, печатные листы, видео курсы, компьютерные
программы, сайты в интернете в дополнение к учебным тетрадям.

Календарно-тематическое планирование
34

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
№
Тема
п/п
1. " Удивительный Абакус"
2.
3.

" Числа 1.2.3.4.5 вышли погулять"
" Выстроились в ряд числа 6,7, 8,9".

4.

Тема "Фокусы Абакуса"

5.

« Простые примеры»

6.

" Вычитание с Абакусом

7.

" Что такое флэш-карта?",

8.

" День рождение Абакуса"

9.

10.
11.

Дата

" Загадки Абакуса"
правила братиков
Изучение состава числа "5". Изучение правила №1:
+4=-1+5.
Правило №2: +3=-2+5. Продолжаем решать
ментально простые примеры (1-е и 2- значные)
Правило №3: +2=-3+5
Правило №4: +1=-4+5
Повторение правил №1-№4. Начинаем ментально решать
примеры с применением этих формул. Увеличиваем скорость счёта
простых примеров на абаке и ментально

Повторение: сложение и вычитание без правил.
12. Правило №5: -4=-5+1.
Правило №6: -3=-5+2
Правило №7: -2=-5+3
13. Правило №8: -1=-5+4

14. Повторение правил №1-№8.
Состав числа 10. Правило №9: +1=-9+10.Продолжаем

15.

решать ментально простые примеры и братиков.

Правило №10: +2=-8+10
Правило №11: +3=-7+10
16. Правило №12: +4=-6+10
Правило №13: +5=-5+10
Закрепление
материала.
17.
Правило №14: +6=-4+10. Правило друзей

18. Изучение сложных правил на +6 (разложение формул)
Правило №15: +7=-3+10. Изучение сложных правил на +7

19. (разложение формул)

Правило №16: +8=-2+10. Изучение сложных правил на

20. +8(разложение формул)

21. Закрепление материала.
22. Правило №17: +9=-1+10. Изучение сложных правил на +9
35

23.

(разложение формул)
Закрепление материала. Продолжаем решать простые,
братиков и друзей

Закрепление материала. Решение ментально правил до

24. №17

25. Закрепление примеров на сложение
Закрепление примеров на сложение. Решаем на абаке,

26. мент.карте и ментально

Правило №18: -1=-10+9. Улучшаем ментальный счёт на

27.

все правила. Простые примеры и братики к этому времени
дети должны уже решать хорошо

28. Правило №19: -2=-10+8
29. Правило №20: -3=-10+7
30. Правило №21: -4=-10+6
31. Открытое занятие
32. Диагностика

Приложение № 1
Диагностика освоения детьми программы
Мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования «Занимательная
математика» Для определения уровня усвоения программы применяется внутренний
мониторинг (наблюдение)
Внутренний мониторинг.
В октябре проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания
с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка
по основным навыкам выполнения задания.

36

В мае проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить
динамику уровня усвоения программы на первом году обучения.
Таблица индивидуальной диагностики освоения программы
Ф.И.О._________________________________________________________________________
___ Возраст______________
Уровень на начало Уровень на конец
Показатели для мониторинга
учебного года
учебного года
Умение работать в тетради (постановка руки
при написании цифр)
Эмоциональная вовлеченность ребенка в
работу на занятии
Знание арифметических знаков (цифры от 0 до
9)
Знание арифметический знаков (числа от 10 до
100 и больше, знак «+», «-»)
Умение считать на счётах – Абакус (работа
двумя руками, работа пальцами)
Умение совершать арифметические действия
на абакусе и ментально («+», «-»):
цепочка однозначных чисел;
цепочка двухзначных чисел;
Скорость выполнения задания/ правильность
решения арифметических действий:
на счётах «Абакус»
при ментальном счете (скорость, кол-во чисел)
- упражнения на развитие логического
мышления
- упражнения на глазодвигательную реакцию
взаимодействие с семьей, вовлеченность семьи
в создание развивающей среды, создания
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий
уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого
выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.
Уровни освоения программы
1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными
знаниями.
2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки
в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при
выполнении заданий.
Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка.
Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих
результатов.
Организация режима реализации программы дополнительного образования
37

Занятия в каждой возрастной группе проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия – 1
академический час. Наполняемость группы не более 14 человек.
Программа рассчитана на 1 год, длится с октября по май. Также 1 занятие отводиться на
диагностику в начале года, и 1 занятие отводиться на диагностику в конце года.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».