Веселая грамматика

ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
Стать высокообразованным человеком – это значит овладеть всеми
богатствами родного языка. Главная задача взрослых – это создание условий
для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими
литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения
речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у
детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое
общение.
Успешность обучения в дошкольном возрасте является гарантией хорошей
готовности к школе. В настоящее время структура готовности

ребенка

рассматривается как многокомпонентное образование, включающее в себя не
только определенный уровень развития физиологических и психических
функций, но и уровень развития ребенка в целом.
Напрвленность – социально-педагогическая
Актуальность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по
развитию речи дошкольников актуальна тем, что дает возможность повысить
уровень развития речи, мышление, произвольную смысловую память, что
составляет основу успешности обучения ребенка как в дошкольном
учреждении и дальнейшем обучении в школе.
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это
обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода
психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть
восприятия, любознательность и яркость воображения. Именно поэтому
программа строится на расширении представлений о предметном мире и
ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие
мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой
личности.

Новизна
Данная Программа многогранна и включает в себя разные виды деятельности
дошкольника. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических
материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных
процессов у детей: зрительного и слухового восприятие, памяти, логики,
аналитического и абстрактного мышления, творческих способностей,
внимательности, волевых механизмов. Кроме этого осуществляется развитие
мелкой моторики пальцев рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной
азбукой, кассой букв и слогов, игры с природным и бросовым материалом
(веточки, пуговички, крупа и пр.) выполнения графических заданий,
пальчиковых игр, обводок и штриховок.
Отличительной особенностью данной Программы является активное
использование мнемотаблиц

и мнемоколлажей в контексте обучения и

развития у ребенка грамотной речи, памяти, внимания и мышления. Таким
образом, в течение всего обучения активно формируется у ребенка
способность к общению со сверстниками, вежливость к окружающим,
приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к
старшим. Лучшим воспитателем в данном случае становится не сила
убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских
книг и произведений устного народного творчества.
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая грамматика»
направлена на интеллектуальное, когнитивное развитие личности ребенка.
Программа включает 32 занятия в год из расчета 4 занятия в месяц (с октября
по май).
Продолжительность занятия для детей:
Средний дошкольный возраст (4-5лет) – 20минут.

Занятия проводятся по подгруппам (10-12 человек). При подаче материала
учитываются индивидуальные особенности детей,

«зона ближайшего

развития». Последовательность изложения материала осуществляется по
принципу от простого к сложному. Материал программы доступен для
овладения детьми данной возрастной категории.

Все занятия проводятся в

виде тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций,
заданий, упражнений, игр, которые подобраны так, чтобы содействовать
решению образовательных и развивающих задач.
Цель:
Развивать грамотную речь детей дошкольного возраста, подготовить к
овладению чтению.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
1. Способствовать формированию и обогащения лексического запаса, а
именно обогащать активный и пассивный словарь
2. Развивать мелкую моторику;
3. Совершенствовать интонационную выразительность речи
4. Совершенствовать звуковую культуру речи, способствовать развитию
артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового
внимания.
5. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления,
воображения.
6. Развитие навыков ритмического и интонационного, выразительного
чтения.
7. Формирование тонкой моторики, графомоторных навыков, зрительномоторной координации.
8. Развитие навыков создания и понимания печатных текстов.

9. Способствовать освоению языка, грамматического строя, которые дают
возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы,
отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
10. Воспитывать интерес к родному языку и прививать любовь к чтению и
книге.
11. Формировать навыки самоконтроля и самооценки
Планируемые результаты
1.

Осмысленно работают над собственным произношением, выделяют

первый звук в слове.
2.

Понимают

причинно-следственные

отношения;

употребляют

сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
3.

Подробно, с детализацией и повторами рассказывают о содержании

сюжетной картинки, с помощью взрослого повторяют образцы описания
игрушки, драматизируют отрывки из знакомых произведений.
4.

Рассказывают невероятные истории, что является следствием активного

развития воображения.
5.

Активно сопровождают речью свою деятельность (игровые, бытовые и

другие действия).
Возрастные особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста (4-5 лет)
Пятый

год

жизни

знаменуется

становлением

произвольности

речи,

формированием фонематического восприятия, осознанием простейших
языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии
языковых

игр

с

грамматическим

содержанием

(словотворчество,

«грамматические переборы»).
К 4 - 5 годам малыш овладевает падежами, сначала родительным, затем
дательным, творительным, предложным. Появляются глагольные времена и
многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и

местоимения. Пятый год жизни - заключительная фаза в развитии языка, но
детское словотворчество еще продолжается.
В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми
они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражение
временных

и

пространственных

отношений,

начинают

появляться

притяжательные прилагательные. Все шире ребенок использует наречия,
личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих),
сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные
существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако последние
ребенок употребляет еще очень редко. Свои высказывания четырехлетний
ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений,
сложносочиненные и сложноподчиненные используют чаще, чем на
предыдущем возрастном этапе, но все же еще редко.
В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи
впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они
усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными
в косвенных падежах; пользуются более усложненной и распространенной
фразой.
Календарный учебный график среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Колво
занят
ий

X

2

1

2.

Диагностика образовательной
деятельности. Вводное занятие
Тематические занятия

29

3

3.

Итоговое открытое занятие

1

№
1.

Тема недели

Итого:

Месяц проведения занятий
XI

XII I

II

III

IV

V
1

4

4

4

4

4

4

2
1

32 занятия по 20 мин =640 минут, 10 часов
40 минут, где 1 час равен 20 минутам

Режим занятий
Количество занятий за
неделю
1

Количество занятий в
месяц
4

Количество занятий в год
32

Длительность занятий
20 мин

Количество часов в месяц
1 час 20 мин

Общее количество часов
в год
10 часов 40 минут,

Формы работы с детьми:
 подгрупповые игровые занятия;
 обобщающие занятия;
 занятия – беседы;
 итоговые мероприятия;
 сюжетные игровые ситуации
Формы подведения итогов и способы проверки знаний:
 результаты педагогических наблюдений;
 итоговые мероприятия
Примерная структура занятий с детьми:
 Пальчиковая гимнастика;
 Артикуляционная и дыхательная гимнастика;
 Физкультминутки;
 Скороговорки и чистоговорки;


Проговаривание, пересказ и заучивание стихов и текса;

 Описательный рассказ;
 Сюжетные игры;
 Игровые и проблемные ситуации;
 Работа в тетрадях, штриховки, раскраски;
 Работа с ножницами;

 Лепка, аппликация и рисование.
 Дидактические игры.
Учебный план среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

8.

Перечень
модулей
Внимание
Восприятие и
воображение
Память
Мышление
Речь
Мелкая
моторика
Диагностика,
обобщающее
открытое
занятие
Обобщающее
занятие с
детьми

Количество
В т.ч.
занятий
практических
5
5
4

4

5
4
6

5
4
6

5

5

2

2

1

1

Формы контроля

Результаты
педагогических
наблюдения

Итого: 32 занятия
Содержание Программы
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Тема
Знакомство с
многообразием
слов. " Осень в
гости к нам
пришла".
" Осенние
листочки»

Задачи
Содержание
Формировать
Игровое упражнение "Обведи
понимание
и правильно".
правильное
2. Знакомство с моделированием
употребление
3. Физкультминутка "Назови
термина "слово".
скорее" (игра с мячом).
4.Дорисуй картинку.
5. Игра "Чудесный мешочек"

Многообразие
звуков речи
" В гости к
Петрушке"

Познакомить детей
с понятием "звук".
Развивать слуховое
восприятие.

1. Беседа о звуках; что мы
слышим.
2. Игровое упражнение " Что за
звук?" ( шуршание бумаги, стук,
звон и т.д.)

Познакомить
с
протяженностью
Знакомство
с слов, с тем, что
протяженностью слова могут близки
слов. Сравнение по звучанию.
слов по звучанию.
Звонкая песенка",

"Звук и буква А".
Знакомство
со
звуком
"А",
буквой "А".

Познакомить
с
понятием
"ЗвукБуква".
Гласная
буква.
Учить
находить в заданных
словах звук "А"

Знакомство
со Познакомить
со
звуком
"О", звуком
"О",
буквой "О" .
понятием гласный
звук.

Знакомство
звуком
буквой
Закрепить

3. Наши помощники: губы, язык,
зубы. Артикуляционная
гимнастика.
4.Разучивание скороговорки.
5. Путаницы.
1. Игра "Загадки и отгадки"
2. Игровое упражнение "
Соедини правильно" .
3. "Какие бываю слова?"
Стихотворение М.
Пляцковского . Назови "
сладкие", "быстрые", "колючие"
слова.
4.Дорисуй иголки ежику.
1. Чтение стихотворения
"Ананас". Какие слова со звуком
" А" ты услышал?
2. Рассматривание буквы "А". На
что похожа эта буква?
3. Игра " Собери букву" (счетные
буквы)
4.Прописывание элементов
буквы " А".
1. Дыхательная гимнастика
"Облачко".
2. Песенки звуков "А" и "О"(
поем тихо, громко, долго и
отрывисто-делаем вывод: ничего
не мешает воздуху проходить,
следовательно звуки "А" и "О"
гласные)
3. Определение
местонахождения звука "О" в
словах. (понятие звуковой
домик)
4.Пальчиковая гимнастика "
Мышонок".
5. Упражнение в тетради прописываем букву "О".

со Формировать
1. Артикуляционная гимнастика.
"У", навыки
поиска 2. Чтение стихотворения
"У". слова с заданным "Утенок". (какие слова со звуком
звуком,
"У" запомнили)
интонационно
3. Игра "Узнай букву".

понятие "гласный выделять звук "У" в 4.Физкультминутка "Назови
звук".
слове
скорее" ( игра с мячом).
5. Работа в тетради- обведи
буквы.
Знакомство
со Формировать
1. Чтение стихотворения
звуком
"И", навыки
поиска "Индюк"(услышать и запомнить
буквой "И".
заданного звука в слова с "и")
словах, выделять его 2. Игра "Телеграф"(деление на
интонационно,
слоги).
учить графическому 3. Физкультминутка
изображению буквы "Изобрази"(имитационные
"И".
Продолжать движения).
учить делить слова 4.Составление буквы "И" из
на слоги.
счетных палочек.
5. Упражнение в тетради :
изображение элементов буквы
"И".
Знакомство
со Закреплять знания 1. Артикуляционная гимнастика.
звуком
"Ы", детей о гласных 2. Игра "Где спрятался
буквой "Ы".
звуках.
Дать звук?".(никогда не бывает в
понятие
об начале слова)
образовании
3. Игра "Собери букву".
множественного
4. Пальчиковая гимнастика
числа
"Сорока"
существительных с 5. Игра "Один -много
помощью
окончания "Ы" в
словах (слон-слоны
итд.)
« Гласные звуки и Формировать
1. Игровое упражнение " Кто в
буквы». Закрепить умение сравнивать домике живет?"
понятие "гласный слова по звучанию. 2. " Подскажи словечко"
звук".
Формировать
3. Пальчиковая гимнастика "
Знакомство
с умение внимательно Веселые пальчики".
многообразием
слушать
4.Упражнение " Соедини
слов, звучанием стихотворение,
правильно"
их
подбирать
слова, 5. Рисование "Солнышко"- учить
подходящие
по рисовать прямые линии.
смыслу.
Знакомство
звуком
буквой "С".

со Познакомить
с
"С", новым звуком, дать
понятие "согласный
звук"

1. Игра "Кто больше назовет
слов со звуком "С".
2. Игровое задание: "Назови
того, кто нарисован на картинке,
интонационно выделя звук "С".

Знакомство
со
звуком
"С-Сь",
знакомство
с
твердыми
и
мягкими
согласными.
Многообразие
слов.
Деление
слов на слоги.

Формировать
умение различать и
произносить
изолированно звуки
"С" "Сь" в игровых
упражнениях.
Закрепить умение
сравнивать слова по
звучанию.
Учить
делить слова на
слоги.

Знакомство
со
звуком
"З-Зь",
закрепление
понятий
о
твердых и мягких
согласных.

Формировать
умение
четко
произносить звуки
"З",
"Зь",
изолированно и в
словах
выделять
интонационно.

Звуки "С-Сь и "З- Формировать
Зь".
умение различать на
слух данные звуки,
видеть как меняется
смысл слов при
замене звуков.

Знакомство
со Познакомить
с
звуком
"Б-Бь", твердыми и мягкими
буквой "Б".
согласными звуками
"Б-Бь".
Учить
называть
первый
звук
в
слове.
Развивать

3. Чистоговорки на звук "С".
4.Пальчиковая гимнастика
"Опята и ребята"
5. Лепка буквы "С".
1. Игровое упражнение "Песенка
насоса".
2. Игра "Подскажи словечко".
3. Физкультминутка "Зарядка".
4.Задание "Раскрась листья".
5. Заучивание стихотворения
"Слоненок".
1. Упражнение "Загадки и
отгадки".
2. Игровое упражнение
"Соедини правильно".
3. Физкультминутка "Игра с
пальчиками"
4.Задание "Раздели правильно".
5. Рисование "Дорисуй елкам
иголки".
1. Игровое упражнение "Как
поют комары?".
2. Игра "Загадки и отгадки".
3. Физкультминутка "Зайке
холодно сидеть".
4.Задание "Что забыл нарисовать
художник?".
5. Заучивание стихотворения Б.
Заходера "Заболела книжка".
1. Дыхательная гимнастика.
2. Разучивание чистоговорок с
данными звуками.
3. Упражнение " Где спрятался
звук?"
4.Пальчикова гимнастика "Про
бабку".
5. Работа в тетради- обведи
буквы.
1. Игра "Узнай по голосу?"
2. Разучивание скороговорки на
данный звук.
3. Пальчиковая гимнастика "
Цыплятки".
4 Игровое задание " Интересные
слова".

графические
навыки.
Знакомство
со Формировать
звуком
"Ц", умение различать и
заучивание
произносить
стихотворения Г. твердый согласный
Сапгира.
звук
в
словах,
выделять
его
интонационно.
Формировать
умение внимательно
слушать рассказ и
отвечать на вопросы
по тексту.
Закрепляющее
занятие
Знакомство
со
звуком
"Б-Бь",
буквой "Б".

Знакомство
со
звуком
"Ш",
закрепление
понятия
"согласный звук".

Знакомство
со
звуком
"Ж",
заучивание
стихотворения И.
Солдатенко

5. Лепка буквы "Р".
1. Чтение рассказа А. Максанова
"Цыпленок Цып, отвечать на
вопросы по тексту.
2. Игра "Закончи предложение".
3. Физкультминутка
"Цапля"(имитационные
движения).
4."Рисуем огурцы".
5. Заучивание стихотворения Г.
Сапгира "Курица".

Комплекс упражнений из предыдущих занятий.
Познакомить
с
твердыми и мягкими
согласными звуками
"Б-Бь".
Учить
называть
первый
звук
в
слове.
Развивать
графические
навыки.
Формировать
умение
интонационно
выделять согласный
звук "Ш" в словах.
Формировать
умение
воспринимать
стихотворение,
подбирать
слова,
подходящие
по
смыслу.
Формировать
умение
интонационно
выделять согласный
звук "Ж" в словах.
учить воспринимать
стихотворение,

1. Игра "Узнай по голосу?"
2. Разучивание скороговорки на
данный звук.
3. Пальчиковая гимнастика "
Цыплятки".
4 Игровое задание " Интересные
слова".
5. Лепка буквы "Р".
1. Игра "Подскажи словечко".
2. Игровое упражнение "Будь
внимателен"
3. Физкультминутка "Шарик".
4."Рисуем шарики".
5. Заучивание потешки "Кошка
на окошке".

1. Игра "Загадки и отгадки".
2. Игровое упражнение "Раздели
правильно".
3. Физкультминутка "Жуки".
4."Рисуем желуди".
5. Заучивание стихотворения
"Лыжи".

подбирать
слова,
подходящие
по
смыслу. Закреплять
умение делить на
слоги.
Закрепление
Закрепить
понятия о твердых пройденный
согласных звуках. материал, еще раз
акцентировать
внимание что "Ц",
"Ш", "Ж" всегда
твердые согласные
звуки.

1. Чистоговорки на данные
звуки.
2. Игровое упражнение "Отбери
картинки, в которых спрятался
звук".
3. Физкультминутка "Зайке
холодно зимой".
4."Игра " Отгадай, что буква?"
5. Работа в тетрадях -одень
данные буквы в синие платья
(штриховка).
1. Игра "Подскажи словечко".
2. Игровое упражнение
"Соедини правильно".
3. Физкультминутка "Назови
скорее" (игра с мячом).
4."Дорисуй щетинки у щетки".
5. Заучивание стихотворения
"Два щенка".

Знакомство
со
звуком
"Щ",
заучивание
стихотворения
,моделирование.

Формировать
умение называть и
определять первый
звук
в
словах,
интонационно
выделять согласный
звук "Щ" в словах,
развивать
графические
навыки.

Закрепление
знаний о мягком
согласном звуке
"Щ".
Словообразование
при
помощи
суффикса -чк-.

Дать понятие об
образовании
слов
при
помощи
уменьшительного
суффикса -чк.

1. Повторение стихотворения
"Два щенка".
2. Игровое упражнение "Собери
букву".
3. Пальчиковая гимнастика
"Кулачок".
4. Работа в тетради "Обведи
букву".
5. Игра "Большой- маленький".

Закрепление
пройденного.
Составление
и
чтение
прямых
слогов.
Словообразование
при
помощи
суффикса -чк-.

Формировать
навыки
слитного
прочтения слогов.
Закреплять умение
описывать предмет
по ощущениям.

1. Дыхательная гимнастика.
2. Игра "Чудесный мешочек".
3. Игра " Назови слово, которое
начинается со звука"
4. Физкультминутка " Два
медведя".

Звук
"Ч",
моделирование,
рисование
предметов.

Продолжать
знакомить
с
термином
"звук",
называть
первый
звук в слове, учить
делить слова на
слоги.

1. Игра "Загадки и отгадки".
2. Чистоговорки на данный звук.
3. Игровое упражнение "Кто
внимательней?".
4. Физкультминутка " Часы".
5. Игровое задание "Помоги
девочке".

Способствовать
развитию
фонематического
слуха,
различать
согласные звуки "ЧЩ",
учить
выразительному
исполнению
потешки.
Знакомство
со Продолжать
звуком "М-Мь", формировть навыки
буквой "М.
определения мягких
и
твердых
согласных звуков.
учить
читать
обратные
слоги.
Развивать мелкую
моторику рук.

1. Разучивание потешки -ответы
на вопросы по тексту.
2. Чистоговорки на данные
звуки.
3. Игровое упражнение "Раздели
правильно".
4. Физкультминутка " Черепахи".
5. Игровое задание "Подскажи
словечко
1. Заучивание стихотворения "
Медвежата".
2. а с картинками " разложи
правильно" (слова с "Мь"
отдельно от слов "М")
3. Физкультминутка "Изобрази" .
4.Игоровое задание "Сложи
букву".
5. Задание в тетради "Напиши
букву".
1. Упражнение "Как поет
мотор?"
2. Игровое упражнение "Загадки
и отгадки".
3. Физкультминутка "Зарядка".
4 Игра "Кто внимательный?"
5. Заучивание стихотворения
"Кто мяукнул?".
1. Слушание потешки "Тилибом"
2. Рисование домика для кошки
3.Физкульминутка
4. Загадки и отгадки
5.Раскрась букву

Звуки
"Ч-Щ",
моделирование,
нахождение
различий
в
рисунках.

Знакомство
со
звуком
"Р-Рь",
заучивание
стихотворения О.
Высотской

Познакомить
с
твердыми и мягкими
согласными звуками
"Р-Рь".
Формировать
умение
называть
первый звук в слове.

Знакомство
со Познакомить
с
звуком "М-Мь", твердыми и мягкими
буквой "М".
согласными звуками
"М-мь".
Формировать
умение
называть
первый звук в слове.
Выразительное
чтение

стихотворения.
Деление на слоги.
Знакомство
со Познакомить
с
звуком
"Л-Ль", твердыми и мягкими
буквой "Л".
согласными звуками
"Л-Ль".
Формировать
умение
называть
первый звук в слове.
Выразительное
чтение
стихотворения.
Деление на слоги
Буквенные
Продолжать
лабиринты
формировать
навыки определения
мягких и твердых
согласных звуков.
Формировать
умение
читать
обратные
слоги.
Развивать мелкую
моторику рук.
В
стране Закрепить понятие о
« Буквоград»
согласных звуках,
их
отличии
от
гласных.
Учить
составлять
слова
при
помощи
приставок.

1. Рисуем неваляшку.
2. Игра " Подскажи словечко".
3. Физкультминутка " Мы
немножко рисовали".
4 Игровое упражнение " Раздели
правильно?"
5. Заучивание стихотворения
"Тюлень ".

1. Заучивание стихотворения "
Медвежата".
2. а с картинками " разложи
правильно" (слова с "Мь"
отдельно от слов "М")
3. Физкультминутка "Изобрази" .
4.Игоровое задание "Сложи
букву".
5. Задание в тетради "Напиши
букву".
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Игра "Кто больше?"
3. Физкультминутка "Указочка".
4 Игра "Покатаем на машине"(
словообразование : поехать,
приехать, переехать итд)
5. Работа в тетради "Обведи
буквы".
Обобщающее занятие " Закрепление пройденного материала»
Материально-техническое обеспечение






Магнитофон
Ноутбук
Проектор
Интерактивная доска
Лицензионные УМК по развитию речи
Литература

Автор
составитель
Антонова Л. Г.

Наименование издания

Издательство

Развитие речи. Уроки риторики Ярославль

Год издания
1997

«Академия»
Алябьева Е. А.

Развитие воображения и речи
детей 4-7 лет. Игровые
технологии.-М.:

ТЦ Сфера

2010

Е.В.Колеснико
ва

Развитие звуковой культуры
речи у детей 3-4 лет рабочая
тетрадь и методические
рекомендации

М. Ювента

2017

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 3-4 лет
(рабочая тетрадь)

М.
Просвещение

2015

Т.И.Гризик

Поиграем и узнаем

Баева Н.А.

Предшкольное обучение
грамоте в ДОУ.

М., АРКТИ

2007

Гербова В.В.

Учусь говорить. Метод.реком.
для воспитателей, работающих
с детьми 3-6 лет по программе
«Радуга

М.
Просвещение

2014

Гербова В.В.

Хрестоматия "Книга для чтения М.
в детском саду и дома" 2-4 года Просвещение

2014

Гербова В.В.

Учусь говорить. Методические
рекомендации для
воспитателей.

М.
Просвещение

2013

Гербова В.В.

Учусь говорить. Пособие для
детей младшего дошкольного
возраста

М.
Просвещение

2014

Н.В.
Новотворцева

Развитие речи детей " Пособие
для родителей и педагогов

Я. " Академия
развития"

1997

И.А. Морозова
М.А.
Пушкарева

Занятия по развитию речи

Владос

2006

2004

Инернет-ресурсы
 http://ps.1september.ru
 http://dob.1september.ru
 http://zdd.1september.ru
 http://doshvozrast.ru/igra.htm
 http://www.logozavr.ru/2/
 http://www.edu.ru
 http://www.fcpro.ru
 http://www.leon4ik.com/load/programmy_dlja_detej/33
 http://www.prosv.ru/umk/doshkolka
 http://detkivsadu.ru/
 http://doshvozrast.ru/index.htm
Календарно-тематическое планирование
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
№ п/п

Тема

1.

" Осень в гости к нам пришла". Диагностика

2.

" Осенние листочки", Потешки, пестушки

3.

" В гости к Петрушке"
Знакомство с многообразием слов

4.

" Звонкая песенка", "Звук и буква А"
Многообразие слов.

5.

Многообразие звуков речи"Звук и буква О"
Многообразие звуков речи
Знакомство со звуком "У", буквой "У"

6.
7.
8.
9.
10.

Многообразие звуков речи.
Знакомство со звуком "И", буквой "И".
Знакомство со звуком "Ы", буквой "Ы".
Знакомство с протяженностью слов.
Сравнение слов по звучанию
« Гласные звуки и буквы». Закрепить
понятие "гласный звук".
Знакомство со звуком "С", буквой "С".

Дата

11.

Знакомство со звуком "С-Сь", знакомство с
твердыми и мягкими согласными.

12.

Знакомство со звуком "З-Зь", закрепление
понятий о твердых и мягких согласных

13.

Звуки "С-Сь и "З-Зь".

14.

Знакомство со звуком "Б-Бь", буквой "Б".

15.

Знакомство со звуком "Ц", заучивание
стихотворения Г. Сапгира.

16.

Закрепляющее занятие

17.

Знакомство со звуком "К-Кь", буквой "К".
Словообразование с помощью приставок.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Знакомство со звуком "Ш", закрепление
понятия "согласный звук".
Знакомство со звуком "Ж", заучивание
стихотворения И. Солдатенко
Закрепление понятия о твердых согласных
звуках
Знакомство со звуком "Щ", заучивание
стихотворения ,моделирование.
Закрепление знаний о мягком согласном
звуке "Щ".
Звук "Ч", моделирование, рисование
предметов.
Звуки "Ч-Щ", моделирование, нахождение
различий в рисунках.
Знакомство со звуком "Р-Рь", заучивание
стихотворения О. Высотской

26.

Знакомство со звуком "М-Мь", буквой "М".

27.

Знакомство со звуком "Л-Ль", буквой "Л".

28.

Закрепляющее
занятие

29.

Буквенные лабиринты

30.

В стране « Буквоград»

31.

Диагностика

32.

Обобщающее занятие "закрепление
пройденного материала"

Календарный учебный график старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Колво
занят
ий

X

2

1

2.

Диагностика образовательной
деятельности. Вводное занятие
Тематические занятия

29

3

3.

Итоговое открытое занятие

1

№
1.

Тема недели

Итого:

Месяц проведения занятий
XI

XII I

II

III

IV

V
1

4

4

4

4

4

4

2
1

32 занятия по 30 мин =960 минут, 16 часов, где
1 час равен 30 минутам

Режим занятий
Количество занятий за
неделю
1

Количество занятий в
месяц
4

Количество занятий в год
32

Длительность занятий
30 мин

Количество часов в месяц
2 часа

Общее количество часов
в год
16 часов

Программа предполагает следующую игровые и образовательные приемы:
 Дыхательная, артикуляционная гимнастика
 Упражнения на развитие мелкой моторики
 Заучивание и проговаривание скороговорок
 Чтение слогов различной сложности, слоговые и словесные таблицы.
Выполнение данного упражнения направленно действует на
артикуляционный аппарат и на быстроту воспроизведения увиденного;

 Чтение слов различной сложности, элементы аудирования (чтение
текстов разной сложности), упражнение на развитие психических
процессов;
 Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата;
работа с «Таблицами Шульте» и клиновидными таблицами
 Упражнения на тренировку периферического зрения, а именно
расширение угла зрения, на развитие зрительной памяти;
 Анаграммы- слова анаграммы и аналогичные тексты позволяют быстро
и легко ориентироваться в словосочетаниях. Кроме того, они помогают
разработке правильной орфографии, запоминанию правильного
написания слова. Такие тексты помогают улучшить скорость чтения и
запоминания.
 Лабиринты. При выполнении данного упражнения, в игровой форме,
происходит расширение поля зрения и концентрация внимания.
 Тесты Струпа. Полезная гимнастика для мозга или упражнение на
внимательность. Они помогают повысить уровень концентрации,
улучшают внимание, развивают оба полушария мозга.
 Ассиметричные движения. Движения выполняемые одновременно
обеими руками позволяют гармонично взаимодействовать как правому,
так и левому полушариям головного мозга.
 Алфавит. Это упражнение для улучшения внимания, мышления и
работоспособности. Кроме того «Алфавит» помогает снять
эмоциональное напряжение, расслабиться.
 Пиктограммы. Упражнение направлено на развитие образной памяти
 Дидактические игры.
В течение года проводится активная работа на формирование навыков
быстрого чтения текста, понимания прочитанного и выделение необходимой
информации. Для продуктивной работы используются следующие методы:


Словесные: рассказ, объяснение, чтение, аудирование



Наглядные: демонстрация.



Практические: упражнения, выполнение графических записей.



Аналитические:

наблюдение,

сравнение,

анкетирование,

самоанализ, опрос.
В ходе работы используются следующие принципы обучения:


принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности
ребёнка при руководящей роли педагога;



принцип

наглядности,

единства

конкретного

и

абстрактного,

рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного
обучения скорочтению, улучшения зрительной и слуховой памяти, как
выражение комплексного подхода;



принцип связи теории с практикой
постоянный поиск новых форм работы и совершенствования
технологии.

Формы работы с детьми и подведение итогов:
 Подгрупповые игровые занятия.
 Обобщающие занятия.
 Занятия – беседы.
 Наблюдения педагога.
 Сюжетные игровые ситуации.
 Открытое игровое занятие.
Диагностика освоения детьми Программы
Мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования
«Веселая грамматика» Для определения уровня усвоения программы
применяется внутренний мониторинг (наблюдение)
Внутренний мониторинг.

В октябре проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям
предлагается задания. Педагог фиксирует индивидуальные способности
ребенка по основным навыкам выполнения задания.

В мае проводится

мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику
уровня усвоения программы на первом году обучения.
Учебный план старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
№

Формы контроля

1

Диагностика

2

Скороговорки

3

Работа со слогами

4

Запоминание слов и рисунков

Теор.

Практ.

Всего

2

2

1

6

7

3

7

10

3

3

Работа с таблицами

1

4

5

5

Чтение текстов на время

1

3

4

6

Итоговое занятие

1

1

Итого

Период
проведения
Начало,
конец года
Каждое 4
занятие
Каждое
занятие
Каждое
занятие
Каждое
занятие
Каждые 2
месяца
Конец года

32

Содержание Программы
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Занятие 1. «Язык родной дружи со
мной. Вводное занятие»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку № 1- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 10 . Считаем
3 раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения
на двигательную память.
Нос-ухо, нос-ухо, скрестные движения.
ФАС.
Введение с помощью звуковых фишек

Занятие 2. Дружные звуки. Скороговорки
с ассиметричными движениями»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку № 1- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 10 . Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения на
двигательную память.
Нос-ухо, нос-ухо.
ФАС.
Отработка с помощью звуковых фишек

гласных звуков А-О-У-Ы-Э и букв, их
обозначающих.
Состав числа 3.
Читаем с ширмой вслух 3 раза.
Развитие памяти.
Игра с мячом. Передаём друг другу мяч
со словами. Нельзя ронять мяч и нельзя
повторять одни и те же слова.
Домашнее задание:
Ежедневно читаем слоговую таблицу.
Выучить скороговорку.

гласных звуков А-О-У-Ы-Э и букв, их
обозначающих.
5.Состав числа 4.

Занятие 3. «Дружные звуки.
Скороговорки с ассиметричными
движениями»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку №1-5 раз.
Прямой и обратный счет до 10 . Считаем
3 раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения
на двигательную память.
Нос-ухо, нос-хлопок-ухо, добавить
скороговорку.
ФАС.
Введение согласных звуков видимой
артикуляции ( м, п, в, с, ш, т, л, н, р).
Дифференциация гласных и согласных.
Буква М.
Состав числа 4.

Занятие 4. «Упр-я на увеличение поля
зрения. Работа с простейшими слогами»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку №2- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 11 . Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения на
двигательную память.
Нос-ухо, нос-хлопок-ухо.
ФАС.
Согласные звуки видимой артикуляции ( м,
п, в, с, ш, т, л, н, р). Дифференциация
гласных и согласных. Буква С.
Состав числа 5.

Занятие 5. «Найди и назови слоги.
Работа с минутным текстом»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку №2- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 11 . Считаем
3 раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения
на двигательную память.
Нос-ухо, нос-хлопок-ухо, добавить
скороговорку.
ФАС.
Введение согласных звуков (к, б, г, д, ж,
з ). Дифференциация гласных и
согласных. Буква Т.
Состав числа 5.

Занятие 6. «Дружные слоги. Что ты
видишь, расскажи?»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку №2- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 11. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения на
двигательную память.
Нос-ухо, нос-хлопок-ухо.
ФАС.
Введение обратного слога.
Состав числа 6.

Занятие 7. «Дружные слоги. Что ты
видишь, расскажи?»»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку №3- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 12 . Считаем
3 раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения
на двигательную память.
Нос-ухо, нос-хлопок-ухо, добавить
скороговорку.
ФАС.
Обратный слог.
Состав числа 6.

Занятие 8. «Буквенные бродилки. Чтение
слов лесенкой»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку №3- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 12. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения на
двигательную память.
Нос-ухо, нос-хлопок-ухо, добавить
скороговорку.
ФАС.
Обратный слог.
Состав числа 7.

Занятие 9. «Работа с таблицами
Шульте. Поиск цифр и букв»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку № 3- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 12. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения
на двигательную память.
Нос-ухо, нос-хлопок-ухо, добавить
скороговорку.
ФАС.
Образование односложных слов типа сок
путем присоединения согласной к
обратному слогу.
Состав числа 7.

Занятие 10. «Работа с таблицами Шульте.
Поиск цифр и букв»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку № 4-5 раз.
Прямой и обратный счет до 13. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения на
двигательную память.
Нос-ухо, нос-хлопок-ухо, добавить
скороговорку.
ФАС.
Односложные слова типа сок.
Состав числа 8.

Занятие 11. «Работа с таблицами
Шульте. Тренировка горизонтального
движения глаз»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку №4- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 13. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения
на двигательную память.
Комплекс №2.
ФАС.
Односложные слова, с гласной в
середине слова

Занятие 12. . «Работа с таблицами
Шульте. Тренировка горизонтального
движения глаз»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку №4- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 13 . Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения на
двигательную память.
Нос-ухо, нос-хлопок-ухо, добавить
скороговорку.
ФАС.
Односложные слова, с гласной в середине

Состав числа 8.

слова
Состав числа 9.

Занятие 13 «Чтение слогов из 5,6,4
букв»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку № 5- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 14. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения
на двигательную память.
Комплекс №2.
ФАС.
Односложные слова, с гласной в
середине слова
Состав числа 9.

Занятие 14. «Закрепление пройденного»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку № 5-5 раз.
Прямой и обратный счет до 14. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения на
двигательную память.
Комплекс № 2.
ФАС.
Слова со стечением согласных на конце
(танк).
Состав числа 10.

Занятие 15. «Работа с рисунками и
словами»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку № 5-5 раз.
Прямой и обратный счет до 14. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения
на двигательную память.
Комплекс № 2.
ФАС.
Слова со стечением согласных на конце
(танк).
Состав числа 10.

Занятие 16. «Работа с рисунками и
словами»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку № 6-5 раз.
Прямой и обратный счет до 15. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения на
двигательную память.
Комплекс № 2.
ФАС.
Односложные слова типа танк.
Состав числа 11.

Занятие 17. «Работа с таблицами с
буквами и цифрами»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку№6- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 15. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения
на двигательную память.
Комплекс № 2.
ФАС.

Занятие 18. «Работа с таблицами с
буквами и цифрами»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку№6- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 15. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения на
двигательную память.
Комплекс № 2.
ФАС.

Односложные слова типа танк.
Состав числа 11.

Односложные слова со стечением
согласных в начале (стон).
Состав числа 12.

Занятие 19. «Чтение слогов из 5,6,4
букв»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку №7- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 16. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения
на двигательную память.
Комплекс №2.
ФАС.
Односложные слова со стечением
согласных в начале (стон).
Состав числа 12.

Занятие 20. «Чтение слогов из 5,6,4 букв»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку №7- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 16. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения на
двигательную память.
Комплекс № 2.
ФАС.
Односложные слова со стечением
согласных в начале (стон).
Состав числа 13

Занятие 21. «Чтение слогов
повышенной сложности»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку №7- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 16. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения
на двигательную память.
Комплекс № 3.
ФАС.
Односложные слова со стечением
согласных в начале (стон).
Состав числа 13.

Занятие 22. «Чтение слогов повышенной
сложности»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку №8- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 17. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения на
двигательную память.
Комплекс № 3.
ФАС.
Двусложные слова с открытыми слогами
( каша).
Состав числа 14.

Занятие 23. «Работа с рисунками и
словами»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку №8-5 раз.
Прямой и обратный счет до 17. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения
на двигательную память.
Комплекс № 3.
ФАС.

Занятие 24. «Работа с рисунками и
словами»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку № 8-5 раз.
Прямой и обратный счет до 17. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения на
двигательную память.
Комплекс № 3.
ФАС.

Двусложные слова ( каша).
Состав числа 14.

Двусложные слова (каша).
Состав числа 15.

Занятие 25 «Работа с 3-хминутным
текстом»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку №9- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 17. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения
на двигательную память.
Комплекс № 3.
ФАС.
Двусложные слова (каша).
Состав числа 15.

Занятие 26. «Работа с 3-хминутным
текстом»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку № 9- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 18. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения на
двигательную память.
Комплекс № 3.
ФАС.
Предложение.
Состав числа 16.

Занятие 27. «Работа с разными
слогами»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку №9- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 18. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения
на двигательную память.
Комплекс № 3.
ФАС.
Предложение.
Состав числа 16.

Занятие 28. «Работа с разными слогами»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку № 10- 5 раз.
Прямой и обратный счет до 19. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения на
двигательную память.
Комплекс № 3.
ФАС.
Предложение.
Состав числа 17.

Занятие 29. «Чтение. Слоги.
Отработка»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку № 10-5 раз.
Прямой и обратный счет до 19. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения
на двигательную память.
Комплекс № 3.
ФАС.
Предложение.
Состав числа 18.

Занятие 30. «Чтение. Слоги. Отработка»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку № 10-5 раз.
Прямой и обратный счет до 19. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения на
двигательную память.
Комплекс № 3.
ФАС.
Предложение.
Состав числа 19.

Занятие 31. «Работа с таблицами
Шульте. Поиск цифр и букв.
Тренировка горизонтального
движения глаз»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку по выбору 5 раз.
Прямой и обратный счет до 20. Считаем 3
раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения
на двигательную память.
По выбору.
ФАС.
Текст.
Состав числа 20.

Занятие 32. «Работа с таблицами Шульте.
Поиск цифр и букв. Тренировка
горизонтального движения глаз»
Артикуляционная разминка
Повторить скороговорку 5 раз.
Прямой и обратный счет до 10 и обратно.
Считаем 3 раза.
Упражнение на увеличение поля зрения
1). Таблица Шульте 3*3 (1 шт.)
2). Лабиринт 1 карточка
Ассиметричные движения. Упражнения на
двигательную память.
Нос-ухо, нос-хлопок-ухо, добавить
скороговорку.
ФАС.
Состав числа

Литература
- Крылова О.Н. «Чтение. Работа с текстом» Изд. «Экзамен», 2011г
- Ситдикова Р.Н. «Опережающее развитие ребёнка» Дополнительные задания. Изд.
«Рекпол» г. Челябинск, 2011г
- Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002г
- Эдыгей В.Б. «Чтение с увлечением».
- Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению» Изд. «Рекпол» г. Челябинск,
2011г
Интернет ресурсы. Компьютерные эксперименты на расширение (измерение) угла
зрения
Угол зрения и чтение
Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры
Упражнение на расширение угла зрения
Таблицы Шульте
Угол зрения и предустановка
Компьютерные эксперименты на восприятие текста
Вращающиеся буквы
Разорви текст на полоски и попробуй прочитать

Перемешанные буквы
Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте
Попробуйте читать без некоторых букв
Чтение короткими порциями (моргающий текст)
Деконцентрация и чтение
Восприятие текста. Прочитай текст за одно мгновение
Восприятие текста. Прочитай текст, если в нем не хватает букв
Таблицы Шульте (вариация - изменение одного числа)
Таблицы Шульте (цифры расположены по горизонтали)

Приложение 1.
1. Скороговорки.
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. Гули голуби гуляли , голубику собирали.
3. Скворцы да синицы весёлые птицы.
4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
5. Белые бараны били в барабаны.
6. Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.
7. Поле полное полыни выпало полоть Полине.
8. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
9. Во мраке раки шумят в драке.
10. Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в
капюшоне он смешон.

2. Кинезиологические упражнения:
Упражнение 1- "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде
отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью
наоборот".
Упражнение 2- «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на
плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная
ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.
Упражнение 3- «Окей, победа».
Левая рука находится в положении кольца из большого и указательного пальца, остальные
3 пальца подняты вверх. Правая рука находится в положении поднятых пальцев среднего
и указательного, остальные прижаты к ладони. По команде синхронно меняются
положения рук.

Календарно-тематический план
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема
Язык родной дружи со мной. Вводное занятие
Дружные звуки. Скороговорки с ассиметричными
движениями
Дружные звуки. Скороговорки с ассиметричными
движениями
Упражнения на увеличение поля зрения. Работа с
простейшими слогами
Найди и назови слоги.
Работа с минутным текстом
Дружные слоги. Что ты видишь, расскажи?
Дружные слоги. Что ты видишь, расскажи?
Буквенные бродилки. Чтение слов лесенкой

Дата

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв.
Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв.
Работа с таблицами Шульте.
Тренировка горизонтального
движения глаз
Чтение слогов из 4, 5, 6 букв
Закрепление пройденного
Работа с рисунками и словами
Работа с рисунками и словами
Работа с таблицей с буквами и цифрами
Работа с таблицей с буквами и цифрами
Чтение слогов из 4, 5, 6 букв
Чтение слогов из 4, 5, 6 букв
Чтение слоги повышенной сложности
Чтение слоги повышенной сложности
Работа с рисунками и словами
Работа с рисунками и словами
Работа с 3-х минутным текстом
Работа с 3-х минутным текстом
Работа с разными слогами
Работа с разными слогами
Чтение. Слоги. Отработка
Чтение. Слоги. Отработка

31.

Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв.
Работа с таблицами Шульте. Тренировка
горизонтального движения глаз

32.

Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв.
Работа с таблицами Шульте. Тренировка
горизонтального движения глаз


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».