Санкт-Петербург
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речь – одна из важных сторон развития ребенка. Речь – чудесный дар природы – не дается
человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка
развивалась правильно и своевременно.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной
речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми,
отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с
мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными
ощущениями («Рефлексы головного мозга»,1866). Также было доказано советским ученым,
неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького ребенка заметное
воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки
(«Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»). Развитием
чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для
дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют
в первую очередь на эмоциональный интеллект ребенка, что помогает детям быстрее и лучше
усваивать материал, учиться говорить правильно.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они
включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры,
упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями,
двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию
чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм,
которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения
со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя
комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов
и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться
устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность
в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не
выучивается.
Направленность: Социально-педагогическая, физкультурно-спортивная
Вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к
музыкальной
и
речевой
деятельности,
поддерживают
положительное
эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают
достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Актуальность
Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой
отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические
занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие
упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приемы массажа,
гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи
пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на
развитие чувства ритма или внимания.
2
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и
музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со
сверстниками
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она разработана с учетом
современных образовательных технологий, которые находят свое отражение в:
– принципах обучения: постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий);
посильность заданий для воспитанников; системность проведения занятий; соответствие
содержания образования уровню развития современной науки и техники; единства процессов
обучения и воспитания.
– формах и методах обучения: словесные – объяснение, беседа, советы, звукоподражание;
наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении, беседа,
разъяснение сюжета, вопросы по последовательности движений, команды, образный сюжетный
рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение работы.
– методах контроля и управления образовательным процессом: индивидуальные консультации
родителей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 5 до 6 лет.
Срок реализации образовательной программы - 1 год.
Форма занятий – групповая. Формой проведения логоритмических занятий является игра.
Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности
ребенка, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения - базиса
различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности. При
составлении занятий по логопедической ритмике также учитываются следующие дидактические
принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное
повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю. Продолжительность занятия 25
минут. Тема берется на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и
психофизиологических особенностей детей.
Цель:
Развитие, коррекция и профилактика неречевых и речевых психических функций ребенка
посредством сочетания слова и движения под музыку;
Задачи:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой.
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую
выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно
двигаться в соответствии сданным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
развивающие:
3
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Планируемые результаты:
Воспитанник будет уметь:
- ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный
характер, образ;
- правильно выполнять артикуляции звуков;
- ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, петь протяжно, подвижно,
передавая характер музыки;
- брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
- подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане.
Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной
логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это
период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон
речи - фонетической, лексической, грамматической.
Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов
речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают
благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.
Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной
взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую
интонационную природу.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном
детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром,
понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами,
способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное
владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач
умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования
личности ребёнка.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного
пользования словами.
Словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями глаголами, да и слова,
близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки
в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово
неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении
союзов, предлогов (например, вместо предлога между, используются слова в середине).
Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное
согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное
образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных
(«грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине»
стоят часы»).
В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора
использует как краткие, так и развернутые ответы.
4
На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и
дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом
возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р.
В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются умеренной громкостью
голоса, но по мере необходимости многие способны говорить громче и тише. В повседневном
общении дети стараются пользоваться умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает
замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты
эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной
сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и
говорит громче и быстрее обычного.
Ориентируясь на образец, дети не всегда способны воспроизводить стихи с соблюдением
интонационных средств выразительности. Однако не все шестилетние дети владеют правильным
произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное
их формирование: р — горловое, одно-ударное, звуки ш, ж — боковые, с, з — межзубные и т.д.
Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки лир.
Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих
одновременно оба звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается ошибок при
произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные
такими звуками, произносятся детьми не всегда четко.
Не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, они недостаточно четко
различают звонкие и глухие согласные, например при выделении слога или слова со звуком с из
группы слогов или слов дети называют и такие, в которых есть звук з (или даже звук ш).
Смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и ц, щ и
ч, ц и ч.
Произношение шестилетних детей отличается от речи взрослых из-за нарушения фонетической
и грамматической стороны речи, но к семи годам при условии систематической работы над
звукопроизношением дети вполне справляются с этими трудностями.
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится
не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют
устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство
становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный
подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать
свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями,
словом.
Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому
человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают
эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина
эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать
не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров,
выраженных в музыке.
Закономерности и особенности развития психических процессов ребенка этого возраста
позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший
дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм,
композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится
накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения музыкой.
Слушание музыки остается по-прежнему весьма привлекательным для ребенка. Большинство
детей к этому времени овладевают культурой слушания. Легко различают не только первичный
5
жанр музыки, но и виды музыкальных произведений. Вникают в эмоциональнообразное
содержание музыки, воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки.
Интенсивно продолжают развиваться музыкально-сенсорные способности. Дети могут различать
выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладовый слух.
Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное
музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом возрасте у ребенка сформирована
потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится
звонче, характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается вокально-слуховая
координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном дыхании
целые фразы песни. Певческая дикция у большинства детей правильная, в то же время голос
ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.
Календарный учебный график
Количество занятий в месяц
Количество занятий в год
1
Длительность занятий
4
Количество часов в месяц
15 мин
Дата начала обучения по
программе
01 октября 2019
1ч
Дата окончания обучения по
программе
31 мая 2020
32
Общее количество часов
в год
8ч
Количество занятий за неделю
Всего учебных недель
32
Принципы организации логоритмических занятий
Общедидактические принципы:
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно
обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип систематичности. Системность и постепенность заключается в непрерывности,
регулярности, планомерности образовательного процесса, способствует перестройке сердечнососудистой системы, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной систем.
3. Принцип повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только многократные
систематические повторения способствуют образованию здоровых двигательных стереотипов.
Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы
взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип сознательности и активности. Сознательное и активное отношение к выполняемым
заданиям.
5. Принцип наглядности. Показ выполняемого задания.
6. Принцип доступности и индивидуализации. Предусматривает учёт возрастных особенностей,
речевых и двигательных возможностей.
7. Принцип постепенного повышения требований. Переход к новым, более сложным упражнениям
должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков.
Специфические принципы:
1. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии
ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение
предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при
соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение
ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое
предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка
и этапа коррекционного воздействия.
6
2. Принцип всестороннего развития. Обуславливает общее влияние на организм логоритмического
воздействия. Повышается общая тренированность.
3. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи,
оздоровления каждого ребенка.
4. Принцип комплексности.
Учебно-тематический план
№ п/п
7
Темы
Форма контроля
1.
Вводное занятие. Знакомство.
Наблюдение
2.
Фрукты
Тестирование
3.
Домашние заготовки
Конкурс чистоговорок
4.
Осень. Деревья
Беседа, подвижные игры
5.
Дикие животные
Речевые игры
6.
Дикие животные готовятся к зиме
Коммуникативные игры
7.
Перелетные птицы
Упражнения на
вокализацию
8.
Зимующие птицы
Театрал. этюды
9.
Домашние животные
Беседа, ритмические игры
10.
Домашние птицы
11.
Зима. Зимние забавы
12.
Одежда
Беседа
13.
Посуда
Игры «Путешествия по
сказкам»
14.
Профессии
Коммуникативные игры
15.
Транспорт
Конкурс чистоговорок.
Отработка звука
16.
Защитники Отечества
17.
Дни недели
18.
Электроприборы. Ателье
Пальчиковые игры и сказки
Ритмические игры
Театрализ. этюды
Музыкально-ритмические
игры
19.
Наши пернатые друзья
20.
Мамин день Семья
21.
Первые цветы
22.
Весна в природе
Игры «Путешествия по
сказкам»
23.
В гостях у братьев Тик и Так
Коммуникативные игры
24.
Прогулка в зоопарк
25.
Город Санкт-Петербург
Конкурс чистоговорок.
Отработка звука
Ритмические игры
26.
Космос
Беседа, подвижные игры
27.
Насекомые
Речевые игры
28.
К бабушке в деревню
Коммуникативные игры
29.
Волшебный мир цветов
30.
Труд людей весной
31.
Продукты питания
32.
Открытое занятие «В гости к бабушке Федоре»
Игры-упражнения на
пропевание вокализов
Подготовка к итоговой
диагностике
Итоговая диагностика
Непосредственная образовательная деятельность по логоритмике включает следующие виды
упражнений, которые также могут являться формой контроля развития речевых и неречевых
психических функций ребенка:
8
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять
и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом,
их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция –
основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями
звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат
ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов
артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над
артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность
языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
9
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать
диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение
выдоха
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества
голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти
упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную,
слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на
смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки,
язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное
произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое
внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без
музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги
и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки,
потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и
облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли
такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и
музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации
гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми
нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на
коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев
напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук,
мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на
музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка
звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами,
выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная
мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными.
Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную
моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их
творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности
в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении
настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его
достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению
сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и
движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры
воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей
выполнять правила игры
Диагностика образовательного процесса
1. Вводная диагностика - октябрь.
2. Итоговая диагностика - май.
Структура логоритмического занятия
Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, и находятся в
тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их
продолжительность составляет 25 мин. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной
направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к
происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между
предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой
лексической темой, задачами логопедической коррекции.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 5 минут. Используются вводные упражнения, которые дают
установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на
тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия
эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах,
подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 5 минут. В неё входят упражнения на восстановление
дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
10
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным
особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с
музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого
дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство
ритма;
– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в
пространстве;
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения,
эмоциональности, позитивного самоощущения;
– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Дидактический материал: дидактические карточки, музыкальные произведения, песни, танцы,
аудиозаписи, иллюстрации, картины, раздаточный материал.
Техническое оснащение занятий: музыкальный
музыкальные инструменты, декорации, костюмы и др.
центр,
мультимедийный
проектор,
Литература
11
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях
дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005;
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. –
М.: ТЦ Сфера, 2004;
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.: «Издательство
ГНОМ и Д», 2000;
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми
нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами
ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов
пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей
дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос,
1994;
12
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство
«Лань», 2002;