ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыкальное занятие оздоровительной направленности, основными средствами
которого
являются
комплексы
оздоровительных и
гимнастических
упражнений,
развивающие игры, различные по своему характеру, выполняемые под музыку и
оформленные танцевальными движениями.
«Ритмопластика» базируется на огромном арсенале разнообразных движений и
упражнений. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов,
движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру
человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе
занятий ритмопластикой. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки,
правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти - вот неполная характеристика
красивого движения.
Занимаясь ритмопластикой, дети получают представление о
разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них
новым и необычным. В данной программе используются не только музыкальноритмические и имитационные движения, но и разнообразные упражнения, растяжки, игры.
Веселая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают радостное,
приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. Опыт проведения
ритмопластики показал, её привлекательность и доступность. Основу для ритмических
композиций составляют простые движения, направленные на развитие у детей
музыкальности, двигательных качеств и умений, чувства ритма, творческих способностей,
нравственно-эстетических качеств. Одной из основных направленностей ритмопластики
является психологическое раскрепощение ребенка, а разнообразие используемой на
занятиях музыки дарит детям мгновения чудесного самовыражения, развивает творческие
способности, совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную
сферу.
Направленность
Художественная.
В основе ее лежит «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, поскольку программа
направлена на развитие художественно - творческих способностей,
психологического раскрепощения и в целом ведет к физическому оздоровлению каждого
ребенка, что является целью моей педагогической деятельности.
Актуальность
Актуальность программы в том, что занятия ритмопластикой позволяют ребенку развивать
творческие способности, формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность
движений. У детей укрепляется здоровье, укрепляются мышцы, улучшается работа органов
дыхания, кровообращения, а также в процессе занятий дети избавляются от
стеснительности, зажатости и комплексов. В танцах дети проявляют индивидуальность,
получая результат своего творчества. А так же, что ребенок
дошкольного возраста
интенсивно растет и развивается. И именно тогда закладываются основы здоровья, и
формируется
творческая личность. Программа носит комплексный характер, так как
включает в себя дисциплины, направленные на развитие
различной деятельности
(музыкальной, эстетической, интеллектуальной, физической).
Ритмопластика способствует выработке устойчивой правильной осанки; укреплению и
развитию различных групп мышц; укреплению иммунитета; улучшению координации
движений; воспитанию в детях чувства внутренней свободы; уверенности в себе; развитию
умения правильно и красиво двигаться; развитию творческих способностей, воображения;
развитию чувства ритма,
музыкального слуха и вкуса; речевому развитию; умения
чувствовать и передавать характер музыки. Программа разработана по принципу
концентричности (от простого к сложному); каждая возрастная ступень является основой
для следующей ступени.
Новизна программы
Новизна данной программы в том, что
дополнительные занятия,
позволяют
углубленному изучению танцевальных движений, движений на постановку корпуса. С
детьми, занимающимися ставятся более сложные танцы и танцевальные композиции. Они
быстрее усваивают материал, чувствуют ритм, темп. На музыкальных занятиях во время
музыкально-ритмических движений эти дети могут быть образцом для показа и
помощником педагога с более слабыми детьми, как на занятии, так и в самостоятельной
деятельности, так как времени на закрепление очень мало. Новизна заключается и в
построении программного материала и психолого-педагогической работы на основе
тематического принципа планирования. В основе программы – принцип развивающего
обучения. Содействие всестороннему развитию личности дошкольника, формирование
творческих способностей
и
развитие
индивидуальных
качеств
ребёнка,
совершенствование двигательных умений и навыков средствами музыки и ритмических
движений.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
В реализации программы участвуют дети младшего дошкольного возраста.
Цель
Содействие всестороннему развитию личности дошкольника, танцевально-игровой
гимнастики. Тренировка и развитие сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного
аппарата, выработка культуры движений и навыков координации, воспитание
музыкальности и чувства ритма.
Задачи программы
1.
Формировать и совершенствовать навыки исполнения музыкально - ритмических
движений;
2. Развивать творческие способности и потребности самовыражения детей через музыку;
3.
Воспитывать интерес и любовь детей к музыке в процессе совместных игр, движений
под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;
4. Укреплять физическое развитие детей.
5.
формировать и совершенствовать навыки исполнения музыкально - ритмических
движений;
6. Развивать творческие способности и потребности самовыражения детей через музыку;
7.
Воспитывать интерес и любовь детей к музыке в процессе совместных игр, движений
под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;
8. Совершенствовать физическое развитие детей.
9. Формировать знания основных правил в рамках данной программы:
-Правила исполнения простейших танцевальных движений.
-Правила исполнения движений в паре.
-Тему контрастов в музыке и движении.
-Правила поведения в зале.
Планируемые результаты:
1. Реагирует на динамические оттенки в музыке и простейшие ритмические рисунки
2. Передает простейшие ритмические рисунки, используя шумовые музыкальные
инструменты
ложками)
и игрушки (колокольчики, бубны, погремушки, деревянными
3. Владеет сменой движений на изменение характера музыки, контрастных частей
музыкального произведения.
4. Красиво и правильно исполняет танцевальные элементы.
5. Исполняет
движения с предметами
(платочком,
листочками,
ленточками,
игрушками)
6. Ориентируется в пространстве на основе круговых и линейных рисунков.
7. Эмоционально передает доступные образы (лисичка, зайка, мишка, птички).
8. Владеет репертуаром, предлагаемым для изучения по курсу (с помощью взрослого
по показу).
9. Знает правила исполнения простейших танцевальных движений.
10. Знает правила исполнения движений в паре.
11. Узнает тему контрастов в музыке и движении.
12. Знает правила поведения в зале
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные
динамические возможности. Дети этого возраста еще не владеют четкими движениями при
ходьбе, не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. В этом периоде
отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и
выполнении однотипных движений. Движения этих детей не достаточно согласованы, им
трудно выполнять танцевальные композиции, но они могут стараться выполнять движения
по показу. В этом возрасте нужно больше давать ритмических упражнений и игр и
использовать различные образы в показе упражнений.
В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар:
девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями
своего
пола,
имеет
первоначальные
представления
о
собственной
гендерной
принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх,
игрушках, прическа и т.д.). В этом возрасте дети дифференцирует других людей по полу,
возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на
иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям
другого пола. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает
элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате.
Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы
ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной
координации. В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная
активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает
осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений
стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести
движение и др.). 3-4 года – также благоприятный возраст для начала целенаправленной
работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации,
гибкости,
выносливости).
Накапливается
определенный
запас
представлений
о
разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе
самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть
сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный,
желтый, зеленый, синий). В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты
(квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта
у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со
столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растет дерево, за
домом – гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно
с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные
отношения (предлогами и наречиями). В этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во
времени. Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную
окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их
памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки,
ребенок из 5–7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не
больше двух–трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления
запоминаются прочно и надолго. Мышление 3-летнего ребенка является нагляднодейственным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами
(складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В
наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо
для любой мыслительной деятельности. В три года воображение только начинает
развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним предметом и воображает на
его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместе мыла, стул – машина для
путешествий и т. д. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к
деятельности. Взрослый для ребенка - носитель определенной общественной функции.
Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают
способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметамизаместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребенок 3-4 лет
способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра
ребенка первой половины 4-го года жизни - скорее игра рядом, чем вместе. В играх,
возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместным со
взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение
объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам,
которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по
поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребенок начинает согласовывать свои действия,
договариваться в процессе совместных игр, использует речевые формы вежливого общения.
Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки
предпочитают тихие, спокойные игры, в которых задействовано 2-3 подруги. В 3-4 года
ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей
игре или продуктивной деятельности. Для «трехлетки» характерна позиция превосходства
над товарищами. Он может в общении с партнером открыто высказать негативную оценку
(«Ты не умеешь играть»). Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого.
Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего
дошкольника состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки,
близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает
употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со
словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые вопросы, используя
форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально
значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте
возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по всем показателям развития превосходят
мальчиков: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного,
запоминание увиденного и услышанного. В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым
продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения
ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему
вызывают интерес. С помощью взрослых ребенок называет героев, сопереживает добрым,
радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со взрослым рассматривает
иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т.е.
соотносит картинку и прочитанный текст. Уже запоминает простые рифмующиеся строки в
небольших стихотворениях. Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с
освоением процессуальной стороны труда (увеличением количества осваиваемых трудовых
процессов,
улучшением
последовательности
качества
действий
в
их
каждом
выполнения,
трудовом
освоением
процессе).
правильной
Маленькие
дети
преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и
контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в
природе. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется
изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы
предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено
ребенком. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания
комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания.
Музыкально-художественная деятельность детей
носит непосредственный и
синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в «синтезе
искусств» при организации «практической деятельности» (проиграть сюжет, рассмотреть
иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует
звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко-тихо, высоко-низко
и пр.). Может осуществить элементарный музыкальный анализ (заметить изменения в
звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме). Начинают проявляться интерес и
избирательность
по
отношению
к
различным
видам
музыкально-художественной
деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).
Календарный учебный график
Диагностика
октябрь
Тематические занятия
1
Обобщающие
3
ноябрь
4
декабрь
4
январь
4
февраль
4
март
4
апрель
4
май
1
2
1
Всего
2
29
1
Итого
32
Режим занятий
Количество занятий в
Количество занятий в
неделю-1
месяц - 4
Количество занятий в год - 32
Количество часов в
Длительность занятия
месяц
15 мин
Общее количество часов
8 часов
1 час
Формы работы с детьми и подведение итогов:
Основная форма проведения занятий - групповая и индивидуально - групповая.
1. Вводное занятие
2. Игровые занятия по теме недели
3. Обобщающие занятия
4. Открытые игровые занятия для родителей
Время проведения занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность 15
минут, 1 час равен 15 минутам.
Примерная структура занятия:
1. Музыкальная разминка
2. Разучивание музыкально-ритмических движений, танцевальных шагов
3. Разучивание танцевальных композиций
4. Музыкально-игровое творчество детей
Организация образовательного процесса
Части занятия
1.
Количество часов
Подготовительная часть. Подготовка
ребёнка
к
работе, создать
организма
психологический
и
эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика
(строевые,
общеразвивающие
упражнения);
ритмика; музыкально – подвижные
игры; танцы
(танцевальные
хореографии,
ритмические
гимнастика.
шаги, элементы
танцы); танцевально-ритмическая
15 %
Основная часть. Основная работа над развитием
2.
двигательных
способностей. В этой части даётся
большой объём знаний, развивающих творческие
способности
80%
детей. В нее входят: ритмические
танцы, пластика, креативная гимнастика.
Заключительная
3.
расслабление
часть.
Упражнения
на
мышц, дыхательные упражнения и
упражнения на
укрепление
5%
осанки, пальчиковая
гимнастика.
Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с
другом.
I. Подготовительная часть занятия занимает 5-15% от общего времени.
Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к
работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят:
гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); ритмика; музыкально –
подвижные
игры; танцы (танцевальные
шаги, элементы
хореографии,
ритмические танцы); танцевально-ритмическая гимнастика.
II. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части
решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных
способностей. В этой части даётся
творческие
способности
большой
объём
знаний, развивающих
детей. В нее входят: ритмические танцы, пластика,
креативная гимнастика.
III. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь
используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и
упражнения на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце
занятия
подводится итог, и дети возвращаются в группу.
Занятия
составлены
согласно
педагогическим
принципам
и
по
своему
содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям
детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме
войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности,
а также способствуют социальной адаптации ребенка.
Принципы проведения:
1.
Принцип
научности
–
построение образовательной
деятельности
в
соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития
ребенка.
2.
Принцип систематичности – непрерывность, планомерность всего курса
занятий.
3.
Принцип постепенности – использование правил: «от известного к
неизвестному», «от простого к сложному».
4.
Принцип индивидуальности – при работе учитывать физиологическую и
психологическую стороны развития каждого ребенка.
5.
Принцип доступности – материал должен быть легким, гарантирующим
свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей.
Умелое соблюдение принципа доступности – залог оздоровительного эффекта.
6.
Принцип учета возрастного развития движений – степень развития
основных движений у ребенка, его двигательных навыков.
7.
Принцип чередования нагрузки – предупреждение утомления детей,
чередование нагрузки и отдыха.
8.
Принцип зрительной наглядности – демонстрация движений.
9.
Принцип сознательности и активности – формирование у детей устойчивого
интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля, самокоррекции
действий, развитие сознательности, инициативы и творчества.
Учебный план младшего дошкольного возраста
Количество часов
п
1.
Гимнастика,
Всего
общеразвивающие 6
Теория
Практ
ика
2
4
пластика, 14
4
10
музыку, 5
1
4
упражнения, танцевальные упражнения,
шаги, элементы хореографии
2.
Ритмические
танцы,
креативная гимнастика
3.
Подвижные
игры
под
музыкально-подвижные игры
Режим
занятий
мин
Название раздела программы
после 15-00. 1 час равен 15
п\
Во второй половине дня,
№
Игры-импровизации,
танцевальные 1
1
Пальчиковая гимнастика
1
1
Упражнения на дыхание
1
1
Упражнения на расслабление
1
1
Упражнения на укрепление осанки
1
1
Диагностика
2 часа
2
игры
4.
Общее количество часов
32 часа
№ занятия
Содержание программы
Тема
Вводное
занятие.
Знакомство
Ритмика
Хлопки на каждый
счёт.
Строевые
упражнения
Движение
вперёд лицом,
назад спиной.
Музыкальноритмическая
разминка
Разучивание
музыкально ритмической
разминки
«Червячок».
Танцы
Основная стойка –
руки у мальчиков
на талии, у
девочек на юбку,
ноги в 1 позиции.
«Пружинка»
прямо.
1
Поворот на
полупальцах.
Пружинки
2
Притопы на
каждый счёт.
Движение
вперёд лицом,
назад спиной.
Музыкальноритмическая
разминка
«Червячок».
Плавные
движения
(взмахи) руками.
Танцевальный
семенящий шаг на
полупальцах.
Комбинация (32):
2 плавных взмаха
руками,
поворот на
полупальцах
вправо,
2 «Пружинки»
(руками взмах в
стороны),
Семенящий шаг
вперёд.
То же самое,
только семенящий
шаг назад.
Осень
Притоп только на
первый счёт.
Из положения
лёжа на спине
построиться
лицом (спиной)
к заданному
предмету
(игрушке).
Из положения
лёжа на животе
построиться
лицом (спиной)
к заданному
предмету
(игрушке).
Построение
шеренги из
колонны (по
строевым
приёмам Право!
Лево!).
Ходьба по кругу
(на полупальцах,
на пяточках, с
высоким
подъёмом колена,
с остановкой).
Разучивание
вальса «Осенние
листочки»
Осенние
листочки
Хлопки на каждый
счёт.
Ходьба по кругу
(на полупальцах,
на пяточках, с
высоким
подъёмом колена,
с остановкой в
позу).
Разучивание
музыкально ритмической
разминки
«Калина».
Повторение
вальса «Осенние
листочки»
Калина
Поднятие рук усиление звука А,
опускание рук ослабление звука
А.
Калина.
Повторение
Поднятие рук
через стороны
вверх, мягкое
опускание с
согнутыми
локтями вниз звук У.
Построение
шеренги плечом
к плечу.
Музыкальноритмическая
разминка
«Калина».
Гномики
Поднятие рук на
пояс и опускание
их вдоль корпуса
по счёту.
Построение
шеренги на
расстоянии
вытянутой
руки.
Гномики.
Повторение.
Поочерёдное
поднятие рук на
пояс, на плечи и
совместное
опускание их
вдоль корпуса по
счёту.
Притоп на 1-ый
счёт, 2-4 - пауза и
притоп на 5-ый
счёт, 6-8 - пауза.
Построение
шеренги в
определённом
порядке (по
росту,
мальчики,
девочки).
Продвижение
вперёд и
возвращение на
место.
3
4
5
6
7
8
Ёжик
9
Ходьба по кругу
(шаг с носка, с
высоким
подъёмом колена,
семенящий шаг, с
остановкой).
Ходьба по кругу
(шаг с носка, с
высоким
подъёмом колена,
семенящий шаг, с
остановкой в
позе).
Разучивание
музыкально ритмической
разминки «Ёжик».
Комбинация (32):
Семенящий шаг
на всей стопе
вперёд,
наклон вправо,
влево.
2 (demi plie,
releve),
4 высоких
подъёма колена
поочерёдно,
4 прыжка по 2
позиции ног.
Танцевальный шаг
с притопом.
Комбинация (32):
4 шага с притопом
по кругу,
отведение ноги на
носок вправо (2),
влево(2).
Разучивание
ритмического
танца «Гномики»
Повторение
ритмического
танца «Гномики»
Шаг с носка.
Движения руками
(И.п. руки на
поясе. Вытянуть
руки вперёд,
ладонями вверх,
вернуться в И.п.)
Упражнение
«Приглашение».
Ёжик.
Повторение
Притоп на 1-ый
счёт, 2-4 - пауза и
притоп на 5-ый
счёт, 6-8 - пауза.
Продвижение
вперёд и
возвращение на
место в
сцеплении по 23 ребёнка.
Музыкальноритмическая
разминка «Ёжик».
Движения руками
(сначала правая
вверх, а левая
внизу, затем
наоборот).
10
Зимние
забавы
Хлопок на 1-ый
счёт, 2-4 - пауза и
хлопок на 5-ый
счёт, 6-8 - пауза.
Продвижение
вперёд и
возвращение на
место в
сцеплении по 23 ребёнка двух
шеренг,
расположенных
напротив друг
друга.
Ходьба по кругу
(на полупальцах,
топающий шаг, на
внешней стороне
стопы, широкий
шаг).
Праздничные
хлопоты
Хлопок на 1-ый
счёт, 2-4 - пауза и
хлопок на 5-ый
счёт, 6-8 - пауза.
Продвижение
вперёд и
возвращение на
место из
шеренги в
сцеплении.
Ходьба по кругу
(на полупальцах,
топающий шаг, на
внешней стороне
стопы, широкий
шаг).
Ворота
Хлопок на 1-ый
счёт, 2-4 - пауза и
притоп на 5-ый
счёт, 6-8 - пауза.
Построение по
одному и в
паре.
Разучивание
музыкально ритмической
разминки
«Хрюшки».
Хлопки
«Тарелочки».
Комбинация (16):
2 прыжка с
продвижением
вперёд,
4 хлопка по
коленям в
полуприседании,
Наклоны головы
вправо, прямо,
влево, прямо.
То же самое
только назад.
Комбинация (8):
1 приседание,
руки на бёдра
спереди,
Встать, плечи
развернуть влево,
ноги в 6 позиции,
руки (правая
вперёд, левая
назад), голова
смотрит вдоль
правой руки.
То же самое в
другую сторону.
Ходьба на
полупальцах по
кругу в парах
(руки «Воротики»).
Музыкальноритмическая
разминка
«Хрюшки».
Комбинация (8):
Основная стойка
по 6 позиции ног,
Выставление
правой ноги на
носок с согнутым
коленом.
То же самое с
другой ноги.
Поворот на
полупальцах и
топающим шагом
в приседе.
11
12
Повороты с
переступанием.
13
Отойди и
подойди
14
«Перешагивание
через лужу»
вперёд, назад,
вправо, влево.
Хлопок на 1-ый
счёт, 2-4 - пауза и
притоп на 5-ый
счёт, 6-8 - пауза.
Движение
направо, налево
по одному и в
паре. Повороты
с
переступанием.
Упражнение
«Отойди подойди» в паре.
Марш
снеговиков
Хлопок на 1-ый
счёт, 2-4 - пауза и
притоп на 5-ый
счёт, 6-8 - пауза.
Из колонны
перестроиться в
пары лицом к
друг другу.
Повороты с
переступанием.
Марш
снеговиков.
Повторение
Хлопок на 1-ый
счёт, 2-4 - пауза и
притоп на 5-ый
счёт, 6-8 - пауза.
Из колонны
перестроиться в
пары лицом к
друг другу или
к предмету
(игрушке).
Цыплятки
На 1-4 счёт плавное поднятие
рук вверх, на 5-8 плавное опускание
вниз
На 1-2 счёт резкое поднятие
рук вверх, на 3-4 резкое опускание
вниз.
На 5-6 счёт резкое поднятие
рук вверх, на 7-8 резкое опускание
вниз.
На 1-4 счёт плавное поднятие
рук вверх, на 5-8 плавное опускание
вниз
На 1-2 счёт резкое поднятие
рук вверх, на 3-4 резкое опускание
вниз.
На 5-6 счёт резкое поднятие
рук вверх, на 7-8 резкое опускание
вниз.
На 1-4 счёт плавное поднятие
правой руки вверх,
на 5-8 - плавное
поднятие левой
руки вверх.
На 1-4 счёт сжимание
кулачков наверху
На 5-6 счёт плавное опускание
обеих рук.
В рассыпную в круг
(обозначенный
шнурком).
15
16
17
Цыплятки.
Повторение
18
Карусель
19
Ходьба по кругу
(на полупальцах,
с высоким
поднятием
колена,
семенящий шаг,
лёгкий без на
полупальцах).
Ходьба по кругу
(на полупальцах,
с высоким
поднятием
колена,
семенящий шаг,
лёгкий без на
полупальцах).
Разучивание
музыкально ритмической
разминки
«Цыплятки».
Разучивание танца
«Марш
снеговиков»
Повторение танца
«Марш
снеговиков»
Полуприседания с
выставлением на
пятку
(одновременно).
Упражнение
«Воротики» в
паре.
В рассыпную в круг
(обозначенный
шнурком).
Музыкальноритмическая
разминка
«Цыплятки».
Разведение рук в
стороны ладонями
вверх.
Притоп одной
ногой.
Упражнение
«Воротики» в
тройке.
В рассыпную в колонну
(шеренгу).
Ходьба по кругу
(с носка, марш,
широкий шаг, шаг
в сочетании с
прыжком на 8 - ой
счёт, шаг с
высоким
отбрасыванием
пятки назад,
лёгкий бег на
полупальцах с
остановкой).
Полуприседания с
выставлением на
пятку
(поочерёдно).
Притоп разными
ногами
(поочерёдно).
Упражнение
«Карусель» по 3-4
ребёнка.
Хоровод
20
Колобок
21
Гармошка
22
На 1-4 счёт плавное поднятие
правой руки вверх,
на 5-8 - плавное
поднятие левой
руки вверх.
На 1-4 счёт сжимание
кулачков наверху
На 5-6 счёт плавное опускание
обеих рук
В рассыпную в колонну
(шеренгу).
На 1-4 счёт поднятие рук
вверх, на 5-8 опускание вниз
На 1-4 счёт плавно поднять
руки вверх, 5-7 пауза, 8 - резкое
опускание.
Построение в
круг.
На 1-4 счёт поднятие рук
вверх, на 5-8 опускание вниз
На 1-4 счёт плавно поднять
руки вверх, 5-7 пауза, 8 - резкое
опускание.
Перестроение
из шеренги в
круг
(соединение
начала и конца
шеренги).
Ходьба по кругу
(с носка, марш,
широкий шаг, шаг
в сочетании с
прыжком на 8 - ой
счёт, шаг с
высоким
отбрасыванием
пятки назад,
лёгкий бег на
полупальцах с
остановкой).
Разучивание
музыкально ритмической
разминки
«Колобок».
Музыкальноритмическая
разминка
«Колобок».
Танцевальный
хороводный шаг с
носка.
Комбинация (16):
2 поднятия колена
от бедра, руки на
поясе.
4 притопа
(поочерёдно).
2 шага с носка
вперёд, руки
«Полочкой».
Наклон вперёд,
руки «Полочкой»,
голова прямо.
Поворот на
полупальцах и
топающим
шагом в
приседе.
Комбинация
(16):
3 приседания с
разведением
рук во 2
позицию,
тройной
притоп.
Комбинация
(32):
3 releve по 6
позиции ног,
1 шаг с
притопом
вперёд.
3 releve по 6
позиции ног,
1 шаг с
притопом
вправо.
3 releve по 6
позиции ног,
1 шаг с
притопом назад.
3 releve по 6
позиции ног,
1 шаг с
притопом
влево.
Упражнение
«Гармошка»,
«Ёлочка».
Красные
сапожки
На 1-4 счёт поднятие рук
вверх, на 5-8 опускание вниз
На 1 счёт - резко
поднять руки
вверх, 2-4 - пауза,
5-8 - плавное
опускание.
Перестроение
из шеренги в
круг (водящий
заводит).
Движение по
кругу и
выведение
водящим в
шеренгу.
Красные
сапожки.
Повторение
На 1-4 счёт поднятие рук
вверх, на 5-8 опускание вниз
На 1 счёт - резко
поднять руки
вверх, 2-4 - пауза,
5-8 - плавное
опускание.
Перестроение
из колонны в
круг парами.
Движение по
кругу в одном
направлении.
Две лягушки
Расширение круга
- усиление звука А,
сужение круга ослабление звука
А.
Сужение и
расширение
круга.
23
24
Ходьба по кругу
(на полупальцах,
с высоким
поднятием
колена,
семенящий шаг в
приседе, лёгкий
бег на
полупальцах,
прыжки на двух
ногах в
продвижении
вперёд).
Ходьба по кругу
(на полупальцах,
с высоким
поднятием
колена,
семенящий шаг в
приседе, лёгкий
бег на
полупальцах,
прыжки на двух
ногах в
продвижении).
Разучивание
музыкально ритмической
разминки «Две
лягушки».
25
Змейка
26
Расширение круга
- усиление звука А,
сужение круга ослабление звука
А.
Сужение и
расширение
круга (в
сцеплении за
руки).
Музыкальноритмическая
разминка «Две
лягушки».
Разучивание
пляски
«Красные
сапожки».
Повторение
пляски
«Красные
сапожки».
Хлопки по
указанию
«Ловим
комариков»,
«Ладушки»,
«Тарелочки».
Упражнение
«Отойди подойди» в
шеренге.
Упражнение
«Змейка»
шагом на
полупальцах в
сцеплении за
водящим.
Присядка с
выставлением
ноги на каблук
и присядка с
хлопушкой (для
мальчиков).
Полуприсядка с
выносом ноги
на носок (для
девочек).
Русские
народные
элементы
танца
Разведение рук в
стороны - усиление
звука А, сведение
рук перед собой
ладонями ослабление звука
А.
Сужение круга,
2 хлопка,
расширение
круга, 2 хлопка.
Ходьба по кругу
(с носка, марш,
шаг с остановкой
в позу, шаг с
высоким
отбрасыванием
пятки назад, шаг
в сочетании с
прыжком на 8 ой счёт, лёгкий
бег на
полупальцах).
Русские
народные
элементы
танца
Разведение рук в
стороны - усиление
звука А, сведение
рук перед собой
ладонями ослабление звука
А.
Сужение круга,
поворот вокруг
себя,
расширение
круга, 2 хлопка.
Ходьба по кругу
(с носка, марш,
шаг с остановкой
в позу, шаг с
высоким
отбрасыванием
пятки назад, шаг
в сочетании с
прыжком на 8 ой счёт, лёгкий
бег на
полупальцах).
Виноватая
тучка
На 1-4 счёт
плавное поднятие
вверх правой руки,
на 5-8 счёт плавное
опускание вниз
правой руки,
на 1-4 счёт плавное
поднятие вверх
левой руки,
на 5-8 счёт плавное
опускание вниз
левой руки.
На 1-4 счёт
плавное поднятие
обеих рук,
на 5-8 счёт плавное
опускание вниз
обеих рук.
Перестроение из
шеренги в круг.
Разучивание
музыкально ритмической
разминки
«Виноватая
тучка».
27
28
29
Движение по
кругу со сменой
направления по
сигналу.
Комбинация в
круге (16):
4 шага с носка в
круг,
плавное
поднятие рук
вверх и
опускание,
4 шага назад,
поворот на
полупальцах
вправо вокруг
себя.
Комбинация в
круге (32):
4 поднятия ног
от колена назад,
2 приседания с
поворотом
головы вправо,
влево.
4 поднятия ног
от бедра вперёд,
2 приседания с
наклоном
головы вперёд.
Упражнение
«Молоточки»
по 6 позиции
ног
(постукивания
сокращёнными
полупальцами).
Перескоки с
одной ноги на
другую на
расстояние
шага (вправо,
влево, вперёд,
назад).
Упражнение
«Карусель» по
3-4 ребёнка со
сменой
направления.
Виноватая
тучка.
Повторение
30
На 1-4 счёт
плавное поднятие
вверх правой руки,
на 5-8 счёт плавное
опускание вниз
правой руки,
на 1-4 счёт плавное
поднятие вверх
левой руки,
на 5-8 счёт плавное
опускание вниз
левой руки.
На 1-4 счёт
плавное поднятие
обеих рук,
на 5-8 счёт плавное
опускание вниз
обеих рук.
Повтор предыдущего
упражнения.
Движение по
кругу со сменой
направления по
сигналу.
31
32
Открытое итоговое занятие
двигательных способностей
Разучивание
гимнастической
композиции с
обручем.
Ходьба по кругу
(на полупальцах,
шаг с высоким
отбрасыванием
пятки назад, шаг с
остановкой, шаг в
сочетании с
прыжком на 8 - ой
счёт, лёгкий бег на
полупальцах).
Повторение
гимнастической
композиции с
обручем.
Перестроение в
колонну.
Повторение
пройденного
материала.
Подготовка к
открытому
мероприятию.
Раздел «Ритмика» является
Музыкальноритмическая
разминка
«Виноватая
тучка».
Движение по
кругу со сменой
направления по
сигналу.
Повороты с
переступаниями.
основой
для
развития
чувства
ритма
и
детей, позволяющих свободно, красиво и правильно
выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, ритму, темпу. В этот
раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой,
музыкальные задания и игры. Виды упражнений - хлопки в такт музыки (образнозвуковые действия «горошинки», “капельки”); акцентированная ходьба; движения руками
в различном темпе; хлопки или удары ногой на каждый счёт, через счёт; сочетание ходьбы
на каждый счёт с хлопками через счёт; выполнение ходьбы, бега, движений туловища в
различном темпе; акцентированная ходьба махом руками вниз на сильную долю такта;
поднимание и опускание рук на 4 счёта, на 2счёта, на каждый счёт; поочередное
поднимание и опускание рук по линиям.
Раздел «Танцы» направленна формирование у детей танцевальных движений.
Доставляет эстетическую радость занимающимся детям.В раздел входят танцевальные
шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев: народного,
бального, современного и
ритмического. Виды упражнений: шаг с носка, на носках;
приставной шаг в сторону с приседанием, с хлопком; шаг с подскоком; скрестный шаг;
русский хороводный; шаг с поворотом на 180*, на 360*; галоп прямой и боковой; шаг с
притопом; русский шаг-«припадание»; «гармошка»;
«ковырялочка»;
тройной шаг с
притопом; комбинации из танцевальных шагов.
Раздел «Музыкально-ритмическая разминка» направлен на формирование у
детей
пластичности, гибкости
и
координации. В
разделе
представлены образно-
танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный
характер и завершённость. Все композиции объединяются в комплексы упражнений
для детей различных возрастных групп.
Раздел «Пластика» - основывается на нетрадиционной методике развития
мышечной силы и гибкости детей. Ребёнок обретает умиротворенность, открытость и
внутреннюю свободу.
Раздел
«Строевые упражнения» является
ведущим видом
деятельности
дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения,
ролевые ситуации, соревнования. Варианты игр: «Найди своё место»; «Нитка – иголка»;
«Мы – весёлые ребята»; «Совушка»; «Цапля и лягушки»; «У медведя во бору»; «Море
волнуется»; «Ровным кругом»; «Карлики и великаны»; «Два мороза»; «Буги Вуги»;
«Музыкальные стулья»; «Музыкальные змейки»; «Хитрый кот»; «Запев – припев»;
«Горелки»; «Эхо»; «Мы пойдём сначала вправо»; «Магазин игрушек»; «Мяч по кругу»;
«Давайте все делать как я»; «Лавота»; «Ну-ка повторяй» «Это что за маскарад».
Во время занятий проводится пальчиковая
развития ручной
Упражнения
умелости, мелкой
обогащают
внутренний
гимнастика , которая служит основой для
моторики
мира
и
координации
движений
рук.
ребёнка. Оказывают положительное
воздействие на улучшение памяти, мышления, развитию фантазии
Методическое и материально – техническое обеспечение программы
1. Музыкальные произведения
М. Глинка
«Детская полька», «Жаворонок»
Д. Гречанинов
«Вальс»
Э. Григ
Отрывки из оперы «Пер Гюнт», «Вальс»
И. Дунаевский
«Полька»
Д. Кабалевский
«Клоуны», «Марш», полька из оперетты «Весна поет»
Л. Книппер
«Почему медведь зимой спит»
М. Карасев
«Конь», «Рыбка», «Медвежата», «Песня зайцев»
С. Майкапар
«Вальс», «Мотылек», «Полька»
Н. Метлов
«Зима прошла»
М. Мусоргский
«Гопак»
А. Петров
«Вальс»
Л. Половинкин
«Медвежонок»
С. Прокофьев
«Марш», «Вальс»
М. Старокадомский
«Зайчик»
П. Чайковский
Вальс из балета «Спящая красавица»; из балета «Щелкунчик»:
«Китайский танец», «Испанский танец»; из «Детского альбома»: «Немецкая песенка»,
«Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка», «Вальс», «Старинная французская
песенка»
Д. Шостакович
«Вальс – шутка», «Музыкальный момент», «Фореллен – квинтет»
Р. Шуман
«Веселый крестьянин»
Русские народные песни: «Во саду ли в огороде», «На горе-то калина», «Земелюшка –
чернозем», «Как у наших у ворот», «Светит месяц», «Как под яблонькой», «Из-под
дуба», «Лявониха», «Ах, вы сени», «Пойду ль, выйду ль я», «Я с комариком», «Как на
тоненький ледок», «Ходила младешенька».
Народные танцы: «Яблочко», «Барыня».
Народные песни: «Светит месяц», « Во поле берёза стояла».
Сборники детских песен, звуки живой природы, музыка для релаксации.
«Малыш и птички», Волшебные голоса природы, (Музыка для малышей);
«Волшебство природы», (Музыка для малышей);
«Русские композиторы», (Малыш и классика).
Подвижные игры под музыку.
Материально – техническое обеспечение
Музыкальный центр-1
Магнитофон -1;
Шкаф для хранения пособий
Зеркала
Фортепиано – 2
Детские музыкальные инструменты ( бубны, ложки, металлофон и др.)
Стулья
Столы
Аудио и СD:
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика.
2. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей.
3. Радынова О.П. Мы слушаем музыку.
4. Железнова Е. Аэробика для малышей.
5. Железнов С., Железнова А. Ритмика «Веселые уроки».
6. Сборники песен М.Пляцковского, Б.Савельева, В.Шаинского, Г.Гладкова и др.
Литература
1. А.И.Буренина «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.,1997.-128с.
2.Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. – М., 2001.
3.Шукшина З. Ритмика. – М., 1976.
4.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. – СПб.: Детство-пресс, 2007. – 352 с.
5.А .И.Буренина Коммуникативные « Танцы- игры для детей» Музыкальная палитра СПб
2004
6.Н.В. Нищева
« Весёлая пальчиковая гимнастика» Детство- Пресс
разработано в
соответствии ФГОС
7. Т. Сауко , А. Буренина « Топ – хлоп малыши» , программа по музыкально- ритмическому
воспитанию детей 2-3 лет
8. С . Коротаева « Здравствуй, музыка!» СПб 2008
9.Н. В Нищева «Топ-топ- топотушки» Музыкально-художественное развитие детей
дошкольного возраста. Детство- Пресс разработано в соответствии ФГОС- 2015г
10 Новоскольцева И.А., Каплунова И.М. Программа "Топ - хлоп, малыши!"
11.И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день»
12.И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Топ-топ, каблучок».
13. Программный сборник "Ладушки". Автор: Новоскольцева И.А., Каплунова И.М.
Приложение № 1
Основные элементы, используемые в реализации программы
1.Постановка корпуса:
«Елочка» (Макушка тянется вверх)
«Мы солдаты»
2.Ходьба:
-Простой шаг в разном темпе и характере (спокойный - гуляем, четкий- маршируем, мягкий
- как у кошечки).
-На носочках
-На пяточках
-Со скошенной стопой (косолапый мишка).
3.Бег:
-Мелкий, легкий (листики полетели, рассыпались «горошенки», бегут мышата, летят
птички)
4.Ходьба и бег в сочетании:
-Мягкий шаг и легкий бег (кошка и мышка).
5.Прыжки:
-На двух ногах- темп умеренный. В конце года вариант с продвижением вперед, назад, на
месте (прыгают зайчики, испугались лисы).
6. Бег и прыжки в сочетании:
-По принципу контраста (тихо- громко, быстро-медленно)
7.Притопы:
-Удар одной ногой в пол всей ступней.
-Топаем двумя ножками
8.Упражнения для кистей и пальцев рук:
-Руки поднимаем (вперед, в стороны, вверх одну или две)и т. д.
-Кисти: звенят колокольчики, стряхиваем водичку, машем до свидания.
-Пальцы: сжимаем кулачок, выбрасываем пальцы. (Когти у кошки, мягкие лапки).
-«Полочка» руки перед грудью лежат одна на другой
9.Взмахи руками:
-«Качаемся на качелях» (обеими руками и попеременно – с пружинкой в коленях).
-Характер мягкий и спокойный, веселый и резвый.
10.Упражнения на поднимание и опускание плеч:
-Характер мягкий и спокойный, веселый и резвый.
11.Упражнения для головы:
-Наклоны вперед (птичка пьет воду), наклоны в сторону (маленькие часики).
12.Упражнения для корпуса:
-Небольшие наклоны в сторону (неваляшки), наклоны корпуса вперед (подъемный кран)
10. Танцы:
« Капелька»
« Цветок»
« Котики и кошка»
« Кнопочка» и др.
Календарный учебный график
Диагностика
Тематические занятия
Обобщающее
занятие
октябрь
1
3
ноябрь
4
декабрь
4
январь
4
февраль
4
март
4
апрель
4
май
1
2
1
Всего
2
29
1
Итого
32 часа
Режим занятий
Количество занятий в
неделю
Количество занятий в
месяц - 4
1
Длительность занятия
Количество часов в
20 мин
месяц
1 час 20 минут
Количество занятий в год - 32
Общее количество часов
10 часов 40 минут
Формы работы с детьми и подведение итогов:
Основная форма проведения занятий - групповая и индивидуально - групповая.
5. Вводное занятие
6. Игровые занятия по теме недели
7. Обобщающие занятия
8. Открытые игровые занятия для родителей
Время проведения занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность 15
минут, 1 час равен 20 минутам.
Примерная структура занятия:
5. Музыкальная разминка
6. Разучивание музыкально-ритмических движений, танцевальных шагов
7. Разучивание танцевальных композиций
8. Музыкально-игровое творчество детей
Организация образовательного процесса
Этапы
Количество часов, %
Подготовительная часть. Подготовка
организма ребёнка к работе, создать
психологический и эмоциональный настрой.
В нее входят: гимнастика (строевые,
общеразвивающие упражнения); ритмика;
1.
музыкально – подвижные игры; танцы
15 %
(танцевальные шаги, элементы хореографии,
ритмические танцы); танцевальноритмическая гимнастика.
Основная часть. Основная работа над
развитием двигательных способностей. В этой
части даётся большой объём знаний,
2.
развивающих творческие способности детей.
В нее входят: ритмические танцы, пластика,
80%
креативная гимнастика.
Заключительная часть. Упражнения на
расслабление мышц, дыхательные упражнения
3.
и упражнения на укрепление осанки,
5%
пальчиковая гимнастика.
Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с
другом.
IV. Подготовительная часть занятия занимает 5-15% от общего времени.
Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к
работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят:
гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); ритмика; музыкально –
подвижные
игры; танцы (танцевальные
шаги, элементы
хореографии,
ритмические танцы); танцевально-ритмическая гимнастика.
V. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части
решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных
способностей. В этой части даётся
творческие
способности
большой
объём
знаний, развивающих
детей. В нее входят: ритмические танцы, пластика,
креативная гимнастика.
VI. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь
используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и
упражнения на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце
занятия
подводится итог, и дети возвращаются в группу.
Занятия
составлены
согласно
педагогическим
принципам
и
по
своему
содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям
детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме
войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности,
а также способствуют социальной адаптации ребенка.
Принципы проведения:
1.
Принцип
научности
–
построение образовательной
деятельности
в
соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития
ребенка.
2.
Принцип систематичности – непрерывность, планомерность всего курса
занятий.
3.
Принцип постепенности – использование правил: «от известного к
неизвестному», «от простого к сложному».
4.
Принцип индивидуальности – при работе учитывать физиологическую и
психологическую стороны развития каждого ребенка.
5.
Принцип доступности – материал должен быть легким, гарантирующим
свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей.
Умелое соблюдение принципа доступности – залог оздоровительного эффекта.
6.
Принцип учета возрастного развития движений – степень развития
основных движений у ребенка, его двигательных навыков.
7.
Принцип чередования нагрузки – предупреждение утомления детей,
чередование нагрузки и отдыха.
8.
Принцип зрительной наглядности – демонстрация движений.
9.
Принцип сознательности и активности – формирование у детей устойчивого
интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля, самокоррекции
действий, развитие сознательности, инициативы и творчества.
Учебный план среднего дошкольного возраста
Перечень блоков занятий
Количество часов
п\п
1.
Всего Теория Практика занятий
Гимнастика,
общеразвивающие 6
упражнения,
2
4
танцевальные
упражнения,
шаги,
элементы
танцы,
пластика, 14
4
10
музыку, 5
1
4
хореографии
2.
Ритмические
креативная гимнастика
3.
Подвижные
игры
под
музыкально-подвижные игры
Игры-импровизации,
танцевальные 1
1
Пальчиковая гимнастика
1
1
Упражнения на дыхание
1
1
Упражнения на расслабление
1
1
Упражнения на укрепление осанки
1
1
Диагностика
2 час
2
игры
4.
Режим
Во второй половине дня, после 15-00, 1 час равен 20 мин
№
Содержание разделов программы
Тема
Ритмика
Танец
Танцевальн
оритмическа
я
гимнастика
Музыкальноподвижная
игра
Хореографичес
кие
упражнения,
Танцевальные
шаги
Креативная
гимнастика,
Пальчиковая
гимнастика,
игромассаж
Вводное
занятие.
Все мы
делим
пополам
Бег по кругу
1-8 на каждый
счёт
1-8 через счёт
Передвижени
е в обход,
шаг и бег, по
кругу и
змейкой.
«Всё мы
делим
пополам»
В.Шаинский
«Старый
жук» (Найди
себе пару)
«Танцуйте
сидя» Б.
Савельев
«Всадник»
Т.и
С.Никитин
ы
«Цыплята»
«Погода»
34
Волшебны
й цветок
«Волшебный
цветок»
Ю.Чичиков,
«Всё мы
делим
пополам»
«Зарядка»
(песня
«День
рождения»
В.Шаински
й),
«Всадник»
56
Полька
«полька»
(йоксуполька),
«Волщебный
цветок»
«Макарена»
78
Модный
рок
Бег по кругу
1-8 на каждый
счёт
1-8 через счёт
Передвижени
е в обход,
шаг и бег, по
кругу и
змейкой.
Равновесие на
одной ноге с
опорой и без
неё
Выполнение
движения в
разном темпе
1-2 наклон
вниз,
3-4
выпрямится,
1-4 наклон,
5-8
выпрямится
Перестроение
в две
колонны.
Размыкание
по
ориентирам.
«Модный
рок»
(любая
современная),
«Полька»
12
Выполнение
движения в
разном темпе
1-2 наклон
вниз, 3-4
выпрямится,
1-4 наклон,5-8
выпрямиться
910
Падеграс
Бег по кругу
с ноги на
ногу.
Гимнастическое
дирижирование:
исходное
положение –
стоя, руки
вверх;
Бальный
танец
«Падеграс»
(«Маленькая
страна»),
«Модный
рок»
Выставление
ноги на носок
вперёд, в
сторону, назад,
в сторону –
крестом.
Тройной шаг с
притопом
Самомассаж:
«Трём рукой
– мочалкой»
Пальч.
Гимнастика
«Кораблик»
«Птички и
ворона»
(муз.
А.Кравцова)
«Поезд», «
Игра по
станциям»
«Открывание»
рук из
подготовительн
ой поз. в 1и 2
Русский шаг припадание
Упражнение
на
расслаблени
е «Подуем на
плечо»
Игровой
самомассаж,
«Оса»
«Четыре
таракана и
сверчок»,
«Зарядка»
«Эхо»
«Музыкальн
ые стулья»
«Открывание»
рук из
подготовительной поз. в 1и
2,
выставление
ноги на носок
«крестом»
Тройной
переменный
шаг
Пальчиковая
гимнастика
«Серенький
комок
сидит»
«Творческая
импровизаци
я»
Упражнени
е с двумя
лентами
(«Облака»
В.Шаински
й),
«Четыре
таракана и
сверчок»
«Козочки и
волк»
(музыка из
к/ф «Звуки
музыки»)
«Открывание»
рук во 2 поз.,
ногу в сторону
на носок,
наклон корпуса
в сторону
Комбинация из
выученных
шагов
Упражнение
на
расслаблени
е
«Руки кверху
поднимаем»
«Бег по
кругу»
(Кремена),
упражнение
с двумя
лентами
«Игра с
мячом»
(Берлинская
Полька)
«Открывание»
рук из
подготовительн
ой поз. в 1и 2,
выставление
ноги на носок
«крестом»,
Пальчиковая
гимнастика:
«Сидит
белка на
тележке»
«Ну,
погоди!»
(песня
«Расскажи,
снегурочка
»
Г.Гладков,
Ю.Энтин)
«Часики»
«Космонавты»
«Уснитрава»
«Карлики и
великаны»,
Шаг, шаг,
тройной притоп
11
12
Макарена
13
14
Русский
хоровод
15
16
Кик
Гимнастическое
дирижирование:
исходное
положение –
стоя, руки
вверх;
1 – руки с
акцентом
вниз,
2 – руки в
стороны,
3 – руки вверх
муз. размер ¾
Построение в
шеренгу по
звуковому
сигналу.
Гимнастическое
дирижирование,
тактирование
на
музыкальный
размер 4/4:
исходное
положение –
стоя, руки
вверх;
1 – руки с
акцентом
вниз,
2 – руки
скрёстно
перед грудью,
3- с
небольшим
акцентом в
стороны,
4 – руки вверх
Построение в
шеренгу по
звуковому
сигналу.
Гимнастическое
дирижирование,
тактирование
на
музыкальный
размер 4/4:
исходное
положение –
стоя, руки
вверх;
1 – руки с
акцентом
вниз,
2 – руки
скрёстно
перед грудью,
3- с
небольшим
акцентом в
стороны,
4 – руки вверх
«Макарена»,
«Падеграс»
«Приходи
сказка»
(песня
«Приходи
сказка»),
«Бег по
кругу»
Танец
снеговиков
«Пятнашки»
(песня
«Тикотико»)
«Волк во
рву»
«Открывание»
рук в сторону и
на пояс
«Припадание» в
сторону,
«припадание с
поворотом,
Дыхательная
гимнастика
«Воздух
мягко
набираем»
Русский
хоровод
(любая
русская
народная
песня),
«Макарена»
Три
поросёнка»
«Чёрный
кот»
(Ю.Энтин),
«Приходи
сказка»
«Волшебный
весёлый
бубен»
«Козочки и
волк»
«Открывание»
рук в сторону и
на пояс,
Выставление
ноги «носок –
пятка» вперёд и
в сторону
Пальчиковая
гимнастика
«Вот
помощники
мои»
Танец «Кик»
(музыка в
стиле диско),
«Русский
народный»
«Марш»
(военный
марш
Г.Свиридов
),
«Чёрный
кот»
«Шеренга –
колона –
круг»
«Игра –
импровизаци
я»
Подъём ноги
через
выставление на
носок вперёд и
в сторону
Скрестный шаг
в сторону,
выставить ногу
на пятку, руки
открыть в
стороны
Упражнение
на
расслаблени
е «Один, два,
три, четыре,
пять!»
Пальч.
Гимнастика
«Жук»
«ёлочка»
17
18
Давай
танцуй
Гимнастическое
дирижирование,
тактирование
на
музыкальный
размер ¾ при
передвижении
шагом
Ходьба с
препятствиям
и.
«Давай
танцуй»
(музыка в
стиле диско)
«Кик»
Упражнени
яс
флажками
(песня
«Настоящи
й друг»
Б.Савельев,
М.Пляцковский)
«Марш»
«Музыкальные змейки»
«Ловля
обезьян»
Прыжки из 1
позиции во 2
Прямой галоп,
галоп в сторону
Самомассаж:
«Трём рукой
– мочалкой»
Пальч.
Гимнастика
«Птички
прилетели»
19
20
Современн
ик
«Современни
к»
(музыка в
стиле диско)
«Давай
танцуй»
«Три
поросёнка»
(песня «Ни
кола, ни
двора»),
упражнения
с флажками
«Капканы»
Найди
предмет.
«К своим
флажкам»
Прыжки из 1
позиции во 2
Шаг польки
Пальчиковая
гимнастика
«Я в руках
флажок
держу»
Дыхательны
е
упражнения
21
22
Полька
«Артековская
полька»
(любая
полька),
«Современни
к»
«Белочка»
упражнение
с мячами
(песня
Рождествен
-ская,
В.Шаински
й),
«Три
поросёнка»
«Запевприпев»
«Музыкальн
ые змейки»
Шаг польки
Упражнение
на
расслаблени
е «Шалтай –
Болтай сидит
на стене»
Пальчиковая
гимнастика
«Воздушный
шар»
23
24
Танец с
хлопками
Гимнастическое
дирижирование,
тактирование
на
музыкальный
размер ¾ при
передвижении
шагом
Ходьба с
увеличением
темпа.
1- хлопок на
сильную
долю,
2- топнуть
левой ногой,
3-4 четыре
шага с левой
ноги,акцентир
уя сильную
долю
Перестроение
из одной
колонны в
три.
1- хлопок на
сильную
долю,
2- топнуть
левой ногой,
3-4 четыре
шага с левой
ноги,
акцентируя
сильную
долю
Перестроение
из одной
колонны в
три.
«Танец с
хлопками»
(музыка в
стиле диско),
«Артековская
полька»
«По секрету
всему
свету» танцевальн
о-беговое
упражнение
В.Шаински
й,
«Белочка»
Хореогр-ие
упр-ия.
«Вальс
цветов»
«Гонка мяча
по кругу»
«Гулливер и
лилипуты»
Прыжки с
вынесением
ноги на носок
вперёд
Пальчиковая
гимнастика
«Колокольчи
к всё звенит»
25
26
Полька
тройками
На короткие
звуки
(восьмые) –
хлопки в
ладоши,
на длинные –
половинные –
положить
руки на пояс
Построение
по кругу в
парах.
«Полька
тройками»
(любая
полька),
«Танец с
хлопками»
«Антошка»
В.Шаински
й,
«По секрету
всему
свету»
«Нам не
страшен
серый волк»
27
28
Московски
й рок
На короткие
звуки
(восьмые) –
хлопки в
ладоши,
на длинные –
половинные –
положить
руки на пояс
Построение
по кругу в
парах.
«Московский
рок»
(музыка в
стиле диско),
«Полька
тройками»
«Вместе
весело
шагать»,
«Антошка»
В.Шаински
й
«Игра с
мячом»
(Берлинская
полька)
29
30
Кадриль
«Круговая
кадриль»
(муз. размер
2/4),
«Московский
рок»
«Кукла»
В.Шаински
й,
«Вместе
весело
шагать»
«Птички и
ворона»
(музыка
А.Кравцович)
31
32
Спенк.
Итоговое
открытое
занятие
Ходьба по
кругу: на
короткие
звуки
(восьмые) – 8
хлопков, на
длинные
(четвёртые) –
4 хлопка
Перестроение
из одной
колонны в
три.
Ходьба по
кругу: на
короткие
звуки
(восьмые) – 8
хлопков, на
длинные
(четвёртые) –
2 хлопка, на
половинные –
руки на пояс
Построение
по кругу в
парах.
Ритмический
танец
«Спенк»(музы
ка в стиле
диско),
«Круговая
кадриль»
«Аэробика»
Музыка Ю.
Чичкова
«Музыкальн
ые змейки»
Исходное
положение – 1
позиция, руки
вниз,
плие – руки в 1
позицию,
исходное
положение –
руки во 2
позиции,
закрыть руки в
подгот.
позицию, на
носках
переступаниями
, повернуться во
2 точку класса и
т.д.
Тройной шаг с
притопом
Исходное
положение – 1
позиция, руки
вниз,
плие – руки в 1
позицию,
исходное
положение –
руки во 2
позиции,
закрыть руки в
подгот.
позицию, на
носках
переступаниями
, повернуться во
2 точку класса и
т.д.
Поворот
вправо, влево из
3 позиции ног
Комбинация из
шагов польки,
галопа и
прыжков
Музыкальнотворческая
игра «Займи
место»
Повторение:
позиции ног,
позиции рук,
точки класса
Работа со спорт.
атрибутом.
Партерная
гимнастика.
Комбинация из
шагов польки,
галопа и
прыжков
«Разотру
ладошки
сильно»
Сюжетное
занятие
«Приходи,
сказка!»
Письмо от
Бабы-Яги.
«Королевств
о
лилипутов»
Прощание
со
сказочными
героями.
Подведение
итога.
Музыкальнотворческая
игра
«Повтори за
мной»
Творческая
игра «Море
волнуется»
Раздел «Ритмика» является
двигательных способностей
основой
для
развития
чувства
ритма
и
детей, позволяющих свободно, красиво и правильно
выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, ритму, темпу. В этот
раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой,
музыкальные задания и игры. Виды упражнений - хлопки в такт музыки (образнозвуковые действия «горошинки», “капельки”); акцентированная ходьба; движения руками
в различном темпе; хлопки или удары ногой на каждый счёт, через счёт; сочетание ходьбы
на каждый счёт с хлопками через счёт; выполнение ходьбы, бега, движений туловища в
различном темпе; акцентированная ходьба махом руками вниз на сильную долю такта;
поднимание и опускание рук на 4 счёта, на 2счёта, на каждый счёт; поочередное
поднимание и опускание рук по линиям.
Раздел «Гимнастика» служит основой для освоения ребёнком различных
видов движений. В раздел входят - строевые упражнения (виды упражнений: построение в
шеренгу и в колонну по команде; повороты прыжком; построение из одной шеренги в две;
ходьба и бег «змейкой»; ходьба и бег врассыпную; перестроение в три или четыре колонны
по ориентирам; ходьба и бег в колонне по диагонали зала; ходьба и бег в колонне со сменой
направления
движения по команде воспитателя; перестроение в две колонны
расхождением через одного через центр зала; ходьба с перестроением парами; ходьба с
перестроением тройками), - общеразвивающие упражнения (с предметами – ленточками,
обручами, флажками, мячами и др. и без предметов), а также задания на расслабление
мышц, укрепление осанки, дыхательные упражнения (виды упражнений: группировки
сидя, лёжа на спине; перекаты в положении сидя, лёжа («орешек», «брёвнышко»);
равновесие на носках («балерина»); равновесие, стоя на одной ноге («петушок», «цапля»,
«ласточка»); равновесие в упоре сидя («самолёт»); на гибкость («мостик», «кольцо»,
«шпагат», «берёзка», «птица», «книжка»); на формирование осанки («стрела», «ракета»,
«веточка», «змея») и другие).
Раздел «Танцы» направлен на формирование у детей танцевальных
движений. Доставляет
эстетическую
радость занимающимся детям. В раздел входят
танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных
танцев: народного, бального, современного и ритмического. Виды упражнений: шаг с
носка, на носках; приставной шаг в сторону с приседанием, с хлопком; шаг с подскоком;
скрестный шаг; русский хороводный; шаг с поворотом на 180*, на 360*; галоп прямой и
боковой; шаг с притопом; русский шаг-«припадание»; «гармошка»;
«ковырялочка»;
тройной шаг с притопом; комбинации из танцевальных шагов.
Раздел
«Танцевально – ритмическая
гимнастика»
направлен
на
формирование у детей пластичности, гибкости и координации. В разделе представлены
образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую
направленность,
сюжетный характер и завершённость. Все композиции объединяются в комплексы
упражнений для детей различных возрастных групп.
Раздел «Пластика» - основывается на нетрадиционной методике развития
мышечной силы и гибкости детей. Ребёнок обретает умиротворенность, открытость и
внутреннюю свободу.
Раздел «Пальчиковая
ручной
умелости, мелкой
обогащают
внутренний
гимнастика» и служит основой для развития
моторики и координации движений рук. Упражнения
мира ребёнка. Оказывают положительное
воздействие
на
улучшение памяти, мышления, развитию фантазии.
Раздел «Игровой самомассаж» направлен на оздоровление детского
организма, получение ребёнком радости и хорошего настроения, формирование у ребёнка
сознательного стремления к здоровью, навыка собственного оздоровления.
Варианты упражнений: «Носом - вдох, а выдох – ртом»; «Вороны»; «У меня спина
прямая»; «Разотру ладошки сильно»; «Руки к солнцу поднимаю»; «Я лежу на воде, как
медуза на спине»; «Шалтай – Болтай сидит на стене»; «Ныряние»; «Подуем на плечо,
подуем на другое»; «Руки кверху поднимаем»; «Воздух мягко набираем, шарик красный
надуваем»; «Один, два, три, четыре, пять, все умеем мы считать», «Ветер дует нам в лицо»;
«Ладошки, ладошки, утюжки-недотрожки»; «Вот встречаются зайчата, как погреться нам
ребята»; «Ручки разотру, тепло сохраню».
Раздел
деятельности
образные
«Музыкально – подвижные
дошкольника. Здесь
сравнения, ролевые
используются
игры» является
ведущим видом
приёмы имитации, подражания,
ситуации, соревнования. Варианты игр: «Найди своё
место»; «Нитка – иголка»; «Мы – весёлые ребята»; «Совушка»; «Цапля и лягушки»; «У
медведя во бору»; «Море волнуется»; «Ровным кругом»; «Карлики и великаны»; «Два
мороза»; «Космонавты»; «Музыкальные стулья»; «Музыкальные змейки»; «Волк во рву»;
«Запев – припев»; «Горелки»; «Эхо»; «Мы пойдём сначала вправо»; «Магазин игрушек»;
«Мяч по кругу»; «Давайте все делать как я»; «Лавота»; «Ну-ка повторяй» «Это что за
маскарад».
Раздел «Игры – путешествия» (сюжетные занятия) включают в себя
все виды подвижной деятельности. Служит основой для закрепления умений и
навыков, приобретённых ранее, помогает сплотить ребят, побывать, где захочешь и
увидеть, что хочешь, стать, кем мечтаешь.
Раздел
творческой
«Креативная
гимнастика» способствует
развитию выдумки,
инициативы. Здесь создаются благоприятные возможности для развития
созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного
самовыражения и раскрепощения. Раздел включает в себя музыкально-творческие игры и
специальные задания.
Методическое и материально – техническое обеспечение программы
Методическое
1. Музыкальные произведения
М. Глинка
«Детская полька», «Жаворонок»
Д. Гречанинов
«Вальс»
Э. Григ
Отрывки из оперы «Пер Гюнт», «Вальс»
И. Дунаевский
«Полька»
Д. Кабалевский
«Клоуны», «Марш», полька из оперетты «Весна поет»
Л. Книппер
«Почему медведь зимой спит»
М. Карасев
«Конь», «Рыбка», «Медвежата», «Песня зайцев»
С. Майкапар
«Вальс», «Мотылек», «Полька»
Н. Метлов
«Зима прошла»
М. Мусоргский
«Гопак»
А. Петров
«Вальс»
Л. Половинкин
«Медвежонок»
С. Прокофьев
«Марш», «Вальс»
М. Старокадомский
«Зайчик»
П. Чайковский
Вальс из балета «Спящая красавица»; из балета «Щелкунчик»:
«Китайский танец», «Испанский танец»; из «Детского альбома»: «Немецкая песенка»,
«Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка», «Вальс», «Старинная французская
песенка»
Д. Шостакович
«Вальс – шутка», «Музыкальный момент», «Фореллен – квинтет»
Р. Шуман
«Веселый крестьянин»
Русские народные песни: «Во саду ли в огороде», «На горе-то калина», «Земелюшка –
чернозем», «Как у наших у ворот», «Светит месяц», «Как под яблонькой», «Из-под
дуба», «Лявониха», «Ах, вы сени», «Пойду ль, выйду ль я», «Я с комариком», «Как на
тоненький ледок», «Ходила младешенька».
Народные танцы: «Яблочко», «Барыня».
Народные песни: «Светит месяц», « Во поле берёза стояла».
Сборники детских песен, звуки живой природы, музыка для релаксации.
«Малыш и птички», Волшебные голоса природы, (Музыка для малышей);
«Волшебство природы», (Музыка для малышей);
«Русские композиторы», (Малыш и классика).
Подвижные игры под музыку.
Материально – техническое обеспечение
Музыкальный центр-1
Магнитофон -1;
Шкаф для хранения пособий
Зеркала
Фортепиано – 2
Детские музыкальные инструменты ( бубны, ложки, металлофон и др.)
Стулья
Столы
Аудио и СD:
7. Буренина А.И. Ритмическая мозаика.
8. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей.
9. Радынова О.П. Мы слушаем музыку.
10. Железнова Е. Аэробика для малышей.
11. Железнов С., Железнова А. Ритмика «Веселые уроки».
12. Сборники песен М.Пляцковского, Б.Савельева, В.Шаинского, Г.Гладкова и др.
Литература
1. А.И.Буренина «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.,1997.-128с.
2.Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. – М., 2001.
3.Шукшина З. Ритмика. – М., 1976.
4.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. – СПб.: Детство-пресс, 2007. – 352 с.
5.А .И.Буренина Коммуникативные « Танцы- игры для детей» Музыкальная палитра СПб
2004
6.Н.В. Нищева
« Весёлая пальчиковая гимнастика» Детство- Пресс
разработано в
соответствии ФГОС
7. Т. Сауко , А. Буренина « Топ – хлоп малыши» , программа по музыкально- ритмическому
воспитанию детей 2-3 лет
8. С . Коротаева « Здравствуй, музыка!» СПб 2008
9.Н. В Нищева «Топ-топ- топотушки» Музыкально-художественное развитие детей
дошкольного возраста. Детство- Пресс разработано в соответствии ФГОС- 2015г
10 Новоскольцева И.А., Каплунова И.М. Программа "Топ - хлоп, малыши!"
11.И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день»
12.И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Топ-топ, каблучок».
13. Программный сборник "Ладушки". Автор: Новоскольцева И.А., Каплунова И.М.