ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми дошкольного возраста, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие застывшей системы ценности и установок, а так же так называемого языкового барьера, способствует эффективному обучению детей. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих целей и задач. Направленность Социально-педагогическая Новизна Дошкольный образовательный курс английского языка носит целостный и интегрированный характер, объединяя усваиваемые ребенком знания об окружающем мире предметного, нравственного, эстетического, культурного характера. Содержанием обучения английскому языку становится «обучение жизни», то есть языковые знания интегрируются в доступном ребенку его жизненном контексте. В процессе обучения ребенок постепенно переходит от «называющей» функции иноязычного слова к восприятию целостных ситуаций и далее — к познавательной деятельности посредством иностранного языка, включая нравственную оценку событий и ситуаций. В дошкольном образовательном курсе английского языка осуществляется не только языковое (речевое), но и интеллектуальное, нравственное, эстетическое и мировоззренческое развитие, а также расширяется общий кругозор детей. Актуальность Обучение английскому языку в дошкольном возрасте способствует интеллектуальному росту детей, ускоряет их языковое развитие; формирует важные элементы социальной компетенции; облегчает раннюю интеграцию в поликультурном пространстве современного мира; закрепляет полезные умения взаимодействия с педагогом, родителями и сверстниками; тренирует универсальные познавательные действия и готовит к школьному образованию. Безусловно, дошкольный возраст уникален для овладения иностранным языком в силу таких психологических особенностей ребенка как быстрое запоминание языковой информации, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера и т.д. Поэтому, изучение иностранного языка в раннем возрасте положительно влияет на общее психофизическое развитие ребенка, его речевые способности и на расширение общего кругозора. Обучение английскому языку в дошкольном возрасте способствует интеллектуальному росту детей, ускоряет их языковое развитие; формирует важные элементы социальной компетенции; облегчает раннюю интеграцию в поликультурном пространстве современного мира; закрепляет полезные умения взаимодействия с педагогом, родителями и сверстниками; тренирует универсальные познавательные действия и готовит к школьному образованию. Актуальность предлагаемой программы обусловлена: – возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора. Отличительной особенностью данной программы является использование игрового грамматического моделирования в процессе обучения детей монодиалогической речи на английском языке. В основе программы - принцип развивающего игрового обучения. Особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели. Игра занимает главное место в жизни ребенка Игра - как один из наиболее важных методов обучения в этом возрасте. Игры могу применяться с различными целями: при введении и закреплении лексикии моделей иностранного языка, для формирования умений и навыков в устной речи, как форма самостоятельного общения детей на иностранном языке. Используются следующие варианты игр: Игры, знакомые детям по содержанию, но с иностранным текстом Оригинальные игры специфичные для страны изучаемого языка Игры- инсценировки Творческие игры (для развития умений и навыков устной речи) Подвижные игры. Большое внимание уделяется наглядности, так как ребенок гораздо быстрее усваивает слово на иностранном языке, если оно связано непосредственно с предметом, картинкой или действием, которое он видит или выполняет сам. Используются: Иллюстрации стихов Иллюстрации песен Наглядный материал для настольных и подвижных игр Игрушки. Занятия проводятся раза 2 в неделю (всего за год 64 занятия). Продолжительность занятий: Младший дошкольный возраст (3-4 лет) – 15 минут. Занятия проводятся в игровой форме в специально оборудованном помещении. В наличии аудиоаппаратура, аудио и CD-диски, настольные игры, игрушки, тематические картинки, большая подборка подвижных игр, рифмовок, стихов. Каждое занятие включает фонетическую зарядку, аудирование с опорой на наглядность, активизация пройденного материала, введение нового, проведение игр, закрепление материала в играх, сценках, диалогах, стихах, рифмовках, песнях. Для лучшего усвоения детьми материала программы соблюдаются следующие условия: 1. Во время занятий по иностранному языку чередуются различные приемы обучения: • Хоровое и индивидуальное повторение за учителем • Хоровое и индивидуальное пение • Организация игр с элементами соревнований • Чередование подвижных и спокойных игр • Театральные игры • Использование рабочих листов и т.д. Цель Формирование интереса к изучению иностранного языка, овладению иноязычной речью в рамках тем, предусмотренных данной программой. Реализация данной цели связана с решением следующих задач: 1. Создать условия адаптации мира для дошкольника родного языка психологического ранней к новому и страха языковому культуры, в коммуникативно-психологической для миру, отличающему преодоления использовании в иностранного от дальнейшем языка как средства общения в современном мире. 2. Формировать и речевые элементарные (аудирование и языковые (фонетические говорение) умения, и навыки решать несложные коммуникативные задачи на иностранном языке. лексические) самостоятельно 3. Познакомить с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором, с миром иноязычных игр. Развивать у воспитанников интерес к участию в театральных представлениях на английском языке, формировать дружелюбное отношение к представителям других стран. 4. Развивать личность ребенка, его речевые способности, внимание, мышление, память и воображение, мотивацию к дальнейшему овладению иностранным языком. 5. Использовать разнообразные виды деятельности, материалы, жанры, любимые персонажи в сочетании с музыкальным сопровождением. 6. Способствовать психологическому, физическому и интеллектуальному развитию, с учетом психических и физических особенностей возраста, используя игровую деятельность(песни, рифмовки, стихи и драматизацию, игры). 7. Развивать эмоциональную сферу детей средствами вербального и невербального общения 8. Способствовать развитию коммуникативных умений через детский опыт, побуждающий к общению со сверстниками 9. Развивать индивидуальные способности, которые помогают интегрироваться в группах( в ситуациях реального общения, соответствующих возрасту Планируемые результаты: - формирование элементарных языковых (фонетических и лексических) и речевых (аудирование и говорение) умений - овладение звуковыми и интонационными компонентами произношения (развивается фонематический слух и гибкий артикуляционный аппарат) - использование игрового грамматического моделирования позволяет ребенку дошкольного возраста: обобщать (составлять по образцу фразы), контролировать (ребенок самостоятельно с опорой на модель находит ошибку и исправляет ее) и планировать (самостоятельно, с опорой на модель, контролировать фразы и высказывания). - овладение лексическим материалом, использование его в повседневной жизни (например, путешествуя с родителями в зарубежные страны - уметь решать поставленную коммуникативную задачу (3-4 реплики); высказать просьбу, пожелание, поздороваться, попрощаться, поблагодарить, выразить одобрение или неодобрение.) - расширение общего кругозора детей, развитие общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, лежащих в основе иноязычного общения. Создавать условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру. Возрастные особенности детей 3-4 лет В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только как член семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Ребенок стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться нагляднообразное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребенок способен воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор. Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. Психологические особенности детей 3-4 лет при обучении английскому языку Дети этого возраста способны воспринимать общение с носителем английского языка или русскоговорящего преподавателя без особого стресса и постепенно приучиться отвечать ему на его языке. В этом возрасте следует использовать простые одношаговые речевые игры. Их основой могут быть и игровые упражнения: сенсомоторные, тактильные, направленные на контакт участников друг с другом, связанные с движениями тела (например, пантомимические и пальчиковые игры). Большое значение имеют точные действия с игрушкой, имитационные звукосочетания. Дети совершают одинаковые совместные действия, двигаются вместе с взрослым или поочередно с ним, разыгрывают примитивную пантомиму, говорят хором.В группе дети склонны к параллельным или однотипным последовательным реакциям на слова взрослого. Наибольшее значение имеют ситуации, в которых регулируются процессы возбуждения и торможения. Виды учебно-речевого общения должны часто сменять друг друга. Изучаются традиционные песенки, потешки, рифмовки. Календарный учебный график младшего дошкольного возраста ( 3-4 года) Кол-во № Тема недели заняти й 1. Диагностика образовательной Месяц проведения занятий X 2 1 7 XI XII I II III IV V 1 деятельности. Вводное занятие 2. Тематические занятия 61 3. Итоговое открытое занятие 1 Итого: 8 8 8 8 8 8 6 1 64 занятия по 15 мин = 960 минут, 16 часов 1 час равен 15 минутам Режим занятий Количество занятий за неделю 2 Количество занятий в месяц 8 Количество занятий в год 64 Длительность занятий 15 мин Количество часов в месяц 2 часа Общее количество часов в год 16 часов Диагностика образовательного процесса Важно установить как протекает процесс усвоения навыков и умений на определенных этапах обучения. Диагностировать трудности, которые испытывает учащийся в усвоении того или иного языкового материала, а также проверять эффективность методов и приемов. Контроль должен быть латентным (скрытым), желательно проводить наглядноизобразительный контроль. Используются следующие виды контроля: 1. ТЕКУЩИЙ (следящий) - настольные игры («найди отличия», «что лишнее») - tpr (игры на движения) -рабочие листы. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ - например, придумать серию заданий на проверку усвоения темы «Животные». Ребенок должен узнавать картинку, называть и находить слово. - настольные игры ( «найди отличия», «что лишнее») - tpr (игры на движения) -рабочие листы -введение грамматических структур и речевых образцов. 3. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ -использование разных видов игр (настольные, подвижные, театральные) -исполнение стихов песен. 4. ИТОГОВЫЙ -открытые занятия для родителей -участие в праздниках и концертах, проводимых в детском саду. Учебный план младшего дошкольного возраста № 1. Тема 2. ПРИВЕТСТВИЕ О СЕБЕ Всего часов 4 6 3. ЖИВОТНЫЕ 6 4. ЦВЕТА И ЧИСЛА 6 6 5. ГЛАГОЛЫ Форма контроля Диалог Диалог Интерактивные игры Настольные игры Дидактические материалы (рабочие листы) Интерактивные задания Настольные игры Участие в Новогоднем празднике - исполнение стихов Подвижные игры Настольные игры Интерактивные задания Интерактивные задания 6. ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА 6 7. НАСТРОЕНИЕ И ХАРАКТЕР 7 Театрализованные игры Диалог 8. МОЯ СЕМЬЯ 6 Диалог 9. ФРУКТЫ/ОВОЩИ 6 10. ЕДА 6 Беседа Интерактивные задания Настольные игры 11. РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ Итого занятий 5 64 Открытое мероприятие Содержание программы Общая тема (по учебноКалендарная Продуктивная № тема лексика тематическому плану) Hello! What’s Good afternoon! ПРИВЕТСТВИЕ 1 2 How are you? 3 Game “Come up with a name” Say “Good bye” 4 О СЕБЕ your name? 5 6 Who am I? Who are you? 7 How old are Good evening! Good night! Hello Boy/girl Name Bye, good bye a girl, a boy one, two, three, four, five, six МоноГрамматические диалогическая структуры речь What is your name? My name is.. How are you? I’m fine/good/ok/soso.. I am ...(name) I am a girl. I am Helen (Olga). What is your name? My name is.. How are you? I’m fine/good/ok/soso.. составляет мини рассказ you? Game “Magic microphone”* 9 Tell me about yourself – interview 10 Game “Let’s guess who…”* 11 Domestic animals 12 Farm animals I am 5. о себе I have got a… I like… I don’t like… Who is it? It is a camel. 8 ЖИВОТНЫЕ 13 Wild animals 14 Where is your home? 15 What animal do you have? 16 What animal do you like? ЦВЕТА И ЧИСЛА 17 Numbers 1-5 18 Numbers 6-10 19 Game “Numbers”* 20 Colours ГЛАГОЛЫ ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА 21 What colour do you like? 22 Game “Truth or lie?”* 23 Look, repeat and guess 24 Show and say what is it 25 Game “Take a photo with me”* 26 What can you do? 27 What can animals do? 28 What can your friend do? 29 Parts of my face 30 Parts of my body 31 Game “Let’s A horse, a cow, a pig, a chicken, a duck, a goose, a dog, a cat, a mouse, a lion, a parrot, a turtle, an ostrich, a donkey, a whale, a kangaroo, a zebra, a snake, a hedgehog, camel, a snail, a hippo, a bat, hamster, parrot, tortoise, fish. Forest, farm, home, water I’m… How old are you? I’m… How many ….are there? Blue, green, yellow, orange, red It is… I like.. I don’t like… What colour is it? it is… What colour do you like? I like/don’t like.. Run, go, swim, ride, ski, skate, play, sit, stand, can, have, like(s) am\is\are What can you do? I can.. What have you got? I have got… What do you like..? I like// a neck, a body, a arm(s), a hand(s), a shoulder(s), a leg(s), a finger(s), a knee(s), a toe(s), a I have a neck (two hands, two legs...) He/she has... Описываем своего друга: He has a neck. He has ten fingers. One,two,three,four,five, six,seven, eight, nine, ten 32 33 34 НАСТРОЕНИЕ И ХАРАКТЕР 35 36 draw a person”* Singular and plural nouns Game “Third wheel”* Funny creatures Mood Character What is your mood? 38 Game “Yes or no”* 37 foot – feet, Face, mouth, nose, ear, eye, hair. числит + существ Sad, merry, happy, angry, kind, strong, Are you…? – Yes, I am\ No, I Are you…? – Yes, I am\ No, I weak, lazy, smart, stupid am not am not Mother, father, sister, brother, granny, grandpa, cousin, aunt, uncle Mummy, daddy, boy, girl, brother, sister. His name is Her name is I have She has I have She has 39 How are you today? 40 When Tom (wants to eat), he is… 41 Are you..? МОЯ СЕМЬЯ ФРУКТЫ И ОВОЩИ 42 Members of the family 43 My family 44 My friend’s family 45 Sing a song 46 What is her/his name? 47 Tell about your family 48 Fruits 49 Vegetables 50 What do you like? 51 What you don’t like? 52 Let’s cook Apple(s), banana(s), I like apples( -I like melons. lemon(s), cherries, lemons, It is tasty. orange(s), tomatoes...) strawberries, melon(s), watermelon(s), tomatoe(s), carrot(s), cucumber(s), grapes 53 Game “Third wheel ”* ЕДА 54 55 Food What can you offer? Milk, cheese, fish, I like milk (water, -What do you honey, water, ice- juice...) like? 56 Food in Russia and other countries Let’s cook 57 some tasty food 58 What do you like? cream, tea, juice, -I like fish. butter, eggs, porridge, sausage 59 Interviewing time 60 Повторение пройденного материала РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ 61 Игровое тестирование 62 Подготовка к открытому занятию Подготовка к открытому занятию Открытое занятие 63 64 Игры* - см. Приложение 1. Формирование лексических навыков (совместно с работой над фонетической стороной речи) Постановка правильного является одой Поэтому работа из произношения основных над у задач детей раннего фонетической дошкольного обучения стороной речи возраста иностранному занимает языку. значительное место на занятии. Дети для дошкольного овладения возраста звуковыми и обладают необходимыми интонационными способностями компонентами произношения. Это и развитый фонематический слух и гибкий артикуляционный аппарат. Работа на специальном формирование этапе звукоподражательной фонемных занятия игры). в Звуки виде навыков может фонематической отрабатываются как проводиться зарядки изолированно, (в на виде так и в сочетании. Обучение лексической обучением грамматике. обычно поступают через стороне Лексические речи происходит единицы преподавателя, чаще на в во первом речевых нового слова педагог сразу раскрывает, показывая картинку, игрушку или взаимосвязи году образцах. с обучения Значение совершая Очень слова. действие. важно С изолированно, обучения В у некоторых детей этой в собственных формировать целью словосочетании используется случаях дети и двусторонне: высказываниях. требуется правильно должны в перевод составе звуковой, многократно фразы. для понимания Рифмовки, считалки, Часть на слух стихи, на родной язык. моторный повторять лексики образ слово в начале использования песни в обогащают активный словарный запас. 2. Формирование грамматических навыков Существует два принципиально отличающих пути объяснения детям грамматической стороны речи: Подражательный - детям не объясняется суть грамматического явления, а предлагаются речевые образцы, включающие новые явления, с последующей тренировкой употребления этих образцов. Сознательный - детям раскрывается суть нового грамматического явления, дается правило в котором объясняется принцип выполнения соответствующей грамматической операции. Данная программа опирается на сознательный путь объяснения (грамматическое моделирование), который является наиболее надежным, а формирующие навыки становятся более прочными и гибкими. Грамматическое моделирование используется как прием формирования основы грамматических действий детей, поскольку психологи считают, что моделирование является наиболее естественной формой обучения обобщенным действиям (с опорой на модель). Особенностью данной программы является использование игрового грамматического моделирования в процессе обучения детей моно- диалогической речи на английском языке. На практике удается формировать следующие модели: обобщающая (выступает как обобщенный образ большого количества одинаковых фраз), планирующая (с опорой на модель ребенок самостоятельно составляет фразы), контролирующая (ребенок самостоятельно находит и исправляет ошибку). В качестве компонентов моделей используются рисунки, игрушки, схемы. Ребенок знакомиться со следующими структурами: I am/can/have Не, she, it is/has/can You,we,they are/have/can Like(s) 3. Обучение моно- диалогической речи Умение моно-диалогической речи формируется параллельно и взаимосвязано. Фрагмент диалога может в следующем задании развернуться в монологическое высказывание и наоборот. Достаточный объем высказываний для детей дошкольного возраста 3-5 фраз. Форма высказывания - описание, сообщение, рассказ. Объем диалогического высказывания 3-4 реплики с каждой стороны при условии, что участникам диалога удалось решить поставленную перед ними коммуникативную задачу: поздороваться, поблагодарить, высказать просьбу. Для этого дети должны задавать вопросы и давать на них ответы, а также начинать разговор и поддерживать его. Литература 1. Амамджян. Играя, учись! Play and learn English. — M.: Просвещение, 1986. Английский с мамой — уроки в рифмах. - Спб.: «Акант», 1999. 2. Английские стихи для детей: Книга для чтения в III— IV классах /Сост. В.А.Верхогляд — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1986 г. 3. Астафьева М.Д. Учимся читать по — английский: Рабочая тетрадь для детей ошкольного возраста — Обнинск: Титул, 2001 4. Вербовская М.Е., Шишкова И.А. Английский для малышей./Под редакцией Н.А. Бонк. Книга для родителей и преподавателей — М.:АОЗТ «Издательство Рученькина», 1996 г., 176с. 5. Вронская И.В. Английский язык в детском саду: Для воспитателей д/с и родителей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2001 г., - 400с. 6. Журина Т.Ю. English. Занимательные задания. — М.: Лист Нью, 2001г.Занимательный алфавит: Книга для чтения на английском языке/ Составитель А.П. Бурлакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1986г. 7. Конышева А.В. Английский для малышей. — КАРО. Санкт-Петербург, 2004г.Резникова И. Моя музыкальная книжка. — Л., 1990г. 8. Утевская Н.Л. EnglishinTopics. — СПб.: Издательский дом «Книжный мир», 2003. 224с. 9. ФурсенкоС.В. Merry Grammar Rhymes. Веселые грамматические рифмовки английского языка. — М.: ТЦ Сфера, 2001г. 10. English Phymes and Poems to Enjoy. Английские стихи для детей/Составители Розова О.Г., М.С. Пузанова. - СПб.: Издательский дом «Книжный мир», 2000г. 11. Get Set Go! N1 Oxford University Press, 1995 12. Way Ahead N1 Marry Bowen and Printha Ellis 1997 Mack Millan EDUCATION LTD London Календарно-тематическое планирование Английский язык. Младший дошкольный возраст (3- 4 года) Общая тема (по учебнотематическому плану) № п/п ПРИВЕТСТВИЕ 1 О СЕБЕ ЖИВОТНЫЕ ЦВЕТА И ЧИСЛА Календарная тема Hello! What’s your name? 2 How are you? 3 Game “Come up with a name” 4 Say “Good bye” 5 Who am I? 6 Who are you? 7 How old are you? 8 Game “Magic microphone”* 9 Tell me about yourself –interview 10 Game “Let’s guess who…”* 11 Domestic animals 12 Farm animals 13 Wild animals 14 Where is your home? 15 What animal do you have? 16 What animal do you like? 17 Numbers 1-5 18 Numbers 6-10 19 Game “Numbers”* 20 Colours Дата ГЛАГОЛЫ ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА НАСТРОЕНИЕ И ХАРАКТЕР МОЯ СЕМЬЯ 21 What colour do you like? 22 Game “Truth or lie?”* 23 Look, repeat and guess 24 Show and say what is it 25 Game “Take a photo with me”* 26 What can you do? 27 What can animals do? 28 What can your friend do? 29 Parts of my face 30 Parts of my body 31 Game “Let’s draw a person”* 32 Singular and plural nouns 33 Game “Third wheel”* 34 Funny creatures 35 Mood 36 Character 37 What is your mood? 38 Game “Yes or no”* 39 How are you today? 40 When Tom (wants to eat), he is… 41 Are you..? 42 Members of the family 43 My family 44 My friend’s family 45 Sing a song 46 What is her/his name? ФРУКТЫ И ОВОЩИ ЕДА РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ 47 Tell about your family 48 Fruits 49 Vegetables 50 What do you like? 51 What you don’t like? 52 Let’s cook 53 Game “Third wheel ”* 54 Food 55 What can you offer? 56 Food in Russia and other countries 57 Let’s cook some tasty food 58 What do you like? 59 Interviewing time 60 Повторение пройденного материала 61 Игровое тестирование 62 Подготовка к открытому занятию 63 Подготовка к открытому занятию 64 Открытое занятие