Копия рабочей программы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Логоритмика 3-4 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речь – одна из важных сторон развития ребенка. Речь – чудесный дар природы – не
дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь
ребенка развивалась правильно и своевременно.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него
правильной речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и
взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых
ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с
временными ощущениями («Рефлексы головного мозга»,1866). Также было доказано
советским ученым, неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького
ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и
тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых
дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего
возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это
связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект
ребенка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить
правильно.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они
включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные
игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и

стихи,

сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические
игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя
речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста.
Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую
очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать
себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются

потенциальные

возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных
процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий
позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно
повышает результативность в усвоении знаний.
2

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не
выучивается.
Направленность:

Социально-педагогическая,

физкультурно-спортивная

Вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого
интереса

к

музыкальной

и

речевой

деятельности,

поддерживают

положительное

эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают
достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Актуальность
Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с
логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований. В
логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность
(общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие
приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые
музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые
или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию
речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению
со сверстниками
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она разработана с
учетом современных образовательных технологий, которые находят свое отражение в:
– принципах обучения: постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых
заданий); посильность заданий для воспитанников; системность проведения занятий;
соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники;
единства процессов обучения и воспитания.
– формах и методах обучения: словесные – объяснение, беседа, советы, звукоподражание;
наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении,
беседа, разъяснение сюжета, вопросы по последовательности движений, команды, образный
сюжетный рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение работы.
– методах контроля и управления образовательным процессом: индивидуальные
консультации родителей.

3

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 5 до 6
лет.
Срок реализации образовательной программы - 1 год.
Форма занятий – групповая. Формой проведения логоритмических занятий является
игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства
коррекции личности ребенка, заключается в том, что в игре развивается способность
творческого воображения - базиса различных видов искусства, происходит освоение и
осознание ребенком действительности. При составлении занятий по логопедической
ритмике

также

учитываются

следующие

дидактические

принципы:

активность,

сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований,
индивидуальный подход к каждому ребенку.
Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю. Продолжительность
занятия 25 минут. Тема берется на одно-два занятия в зависимости от сложности
материала и психофизиологических особенностей детей.
Цель:
Развитие, коррекция и профилактика неречевых и речевых психических функций ребенка
посредством сочетания слова и движения под музыку;
Задачи:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой.
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях
ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и
выразительно двигаться в соответствии сданным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
развивающие:
4

- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Планируемые результаты:
Воспитанник будет уметь:
- ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая
заданный характер, образ;
- правильно выполнять артикуляции звуков;
- ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,

петь протяжно,

подвижно, передавая характер музыки;
- брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
- подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане.

Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий
своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления,
действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и
развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических
компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того,
они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и
продуктивности запоминания.
Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется
тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка
имеют единую интонационную природу.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном
детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его
миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками,
родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному
обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является
5

необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного
воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного
пользования словами.
Словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями глаголами, да и
слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда
удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребенок
вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются
неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между,
используются слова в середине).
Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное
согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное
образование формы родительного падежа множественного числа некоторых
существительных («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых
существительных («На «пианине» стоят часы»).
В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой
разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.
На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно
окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у
некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих
звуков, звуков л, р.
В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются умеренной
громкостью голоса, но по мере необходимости многие способны говорить громче и тише. В
повседневном общении дети стараются пользоваться умеренным темпом, но при пересказах
их речь часто бывает замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз.
Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного
фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии
проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.
Ориентируясь на образец, дети не всегда способны воспроизводить стихи с
соблюдением интонационных средств выразительности. Однако не все шестилетние дети
6

владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении
звуков, у других — неправильное их формирование: р — горловое, одно-ударное, звуки ш, ж
— боковые, с, з — межзубные и т.д. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в
словах свистящие и шипящие звуки, звуки лир. Такое смешение звуков чаще наблюдается
при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» вместо
сушка), но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один
из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми
не всегда четко.
Не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, они недостаточно четко
различают звонкие и глухие согласные, например при выделении слога или слова со звуком
с из группы слогов или слов дети называют и такие, в которых есть звук з (или даже звук ш).
Смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и
ц, щ и ч, ц и ч.
Произношение шестилетних детей отличается от речи взрослых из-за нарушения
фонетической и грамматической стороны речи, но к семи годам при условии систематической
работы над звукопроизношением дети вполне справляются с этими трудностями.
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений
становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют
устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога
искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации.
Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет
каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами:
звуками, красками, движениями, словом.
Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому
человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают
эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника.
Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника
интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы
настроений и характеров, выраженных в музыке.
Закономерности и особенности развития психических процессов ребенка этого
возраста позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию.
7

Старший дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных
жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для
получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоциональнопрактический опыт общения музыкой. Слушание музыки остается по-прежнему весьма
привлекательным для ребенка. Большинство детей к этому времени овладевают культурой
слушания. Легко различают не только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных
произведений. Вникают в эмоциональнообразное содержание музыки, воспринимают формы
произведения, чувствуют смену характера музыки. Интенсивно продолжают развиваться
музыкально-сенсорные способности. Дети могут различать выразительные отношения
музыкальных звуков, активизируется ладовый слух.
Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное
музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом возрасте у ребенка
сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности
пения: голос становится звонче, характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы,
налаживается вокально-слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и
отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни. Певческая дикция у
большинства детей правильная, в то же время голос ребенка остается довольно хрупким,
поскольку продолжается формирование вокальных связок.
Календарный учебный график
Количество занятий за

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

1

4

32

Длительность занятий

Количество часов в месяц

Общее количество часов

неделю

в год
25 мин

1 ч 40 мин

13 ч 20 мин

Принципы организации логоритмических занятий
Общедидактические принципы:
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий
научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип систематичности. Системность и постепенность заключается в непрерывности,
регулярности, планомерности образовательного

процесса,

способствует перестройке

8

сердечно-сосудистой системы, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной
систем.
3. Принцип повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только многократные
систематические

повторения

способствуют

образованию

здоровых

двигательных

стереотипов. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом,
как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип сознательности и активности. Сознательное и активное отношение к
выполняемым заданиям.
5. Принцип наглядности. Показ выполняемого задания.
6.

Принцип

доступности

и индивидуализации.

Предусматривает

учёт

возрастных

особенностей, речевых и двигательных возможностей.
7. Принцип постепенного повышения требований. Переход к новым, более сложным
упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся
навыков.
Специфические принципы:
1. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в
развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное
решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения
задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует
проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному
ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с
учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
2. Принцип всестороннего развития. Обуславливает общее влияние на организм
логоритмического воздействия. Повышается общая тренированность.
3. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции
речи, оздоровления каждого ребенка.
4. Принцип комплексности.

Учебно-тематический план
№ п/п

Темы

Форма контроля

1.

Вводное занятие. Знакомство.

Наблюдение

2.

Фрукты

Тестирование

3.

Домашние заготовки

Конкурс чистоговорок
9

4.

Осень. Деревья

Беседа, подвижные игры

5.

Дикие животные

Речевые игры

6.

Дикие животные готовятся к зиме

Коммуникативные игры

7.

Перелетные птицы

Упражнения на
вокализацию

8.

Зимующие птицы

Театрал. этюды

9.

Домашние животные

Беседа, ритмические игры

10.

Домашние птицы

11.

Зима. Зимние забавы

Пальчиковые игры и
сказки

12.

Одежда

Беседа

13.

Посуда

Игры «Путешествия по
сказкам»

14.

Профессии

Коммуникативные игры

15.

Транспорт

Конкурс чистоговорок.
Отработка звука

16.

Защитники Отечества

17.

Дни недели

18.

Электроприборы. Ателье

Театрализ. этюды

19.

Наши пернатые друзья

Музыкально-ритмические
игры

20.

Мамин день Семья

21.

Первые цветы

22.

Весна в природе

Игры «Путешествия по
сказкам»

23.

В гостях у братьев Тик и Так

Коммуникативные игры

24.

Прогулка в зоопарк

25.

Город Санкт-Петербург

Конкурс чистоговорок.
Отработка звука
Ритмические игры

26.

Космос

Беседа, подвижные игры

Ритмические игры

Игры-упражнения на
пропевание вокализов

10

27.

Насекомые

Речевые игры

28.

К бабушке в деревню

Коммуникативные игры

29.

Волшебный мир цветов

30.

Труд людей весной

31.

Продукты питания

32.

Открытое занятие «В гости к бабушке
Федоре»

Подготовка к итоговой
диагностике

Итоговая диагностика

Непосредственная образовательная деятельность по логоритмике включает следующие виды
упражнений, которые также могут являться формой контроля развития речевых и неречевых
психических функций ребенка:


Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.



Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение
расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше
владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.



Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с
нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают
артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие
ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком
письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное
звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы
глотки.



Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает
выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха



Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные
качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время
года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных
заболеваний
11



Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную,
слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро
реагировать на смену деятельности.



Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются
звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое,
ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух
и слуховое внимание.



Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без
музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игрыдиалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные
песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому
запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.



Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли
такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов,
фраз.



Пение вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную
отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка,
способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих
способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на
формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции,
дыхания.



Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности
пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую
моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под
музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно
использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров
мозаики под проговаривание текста игры.



Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями
маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть
вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают
мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и
12

выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это
укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее
управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ,
обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.


Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его
достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению
сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.



Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и
движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти
игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности,
приучают детей выполнять правила игры

Диагностика образовательного процесса
1. Вводная диагностика - октябрь.
2. Итоговая диагностика - май.
Структура логоритмического занятия
Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, и
находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия.
Их продолжительность составляет 25 мин. Как правило, в одном занятии сочетаются игры
разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес
детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей
между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с
изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 5 минут. Используются вводные упражнения,
которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения,
направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку
мышечного тонуса.

13

Основная часть занимает 15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия
эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных
инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 5 минут. В неё входят упражнения на
восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения,
релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным
особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с
музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого
дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие
чувство ритма;
14

– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению
ориентироваться в пространстве;
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения,
эмоциональности, позитивного самоощущения;
– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Содержание программы
Старший дошкольный возраст

№
п/п

Темы

Дат
а

Развитие
артикуляц
ионной
моторики

Развитие
мимики и
жестов

Развит
ие
общей
мотор
ики

Развитие
мелкой
моторики

1.

2.

Фрукты

Развити
е
слухово
го
вниман
ия и
памяти

Упражнен
ие на
дыхание
«Фиксиро
ванный
выдох» спокойны
й вдох,
выдох
через рот,
изменяя
величину
раствора
губ,
уменьшая
отверстие
между
губами.

Вводное
занятие.
Знакомс Упражнен Выражен
ие
ие эмоции
тво.
«Трубочк
аулыбочка
»: на «1» губы в
улыбке,
«2» вытянуты
вперёд,
зубы
сомкнуты
.

Развитие
общих
речевых
навыков
(дыхание,
голос,
темп,
ритм,
интонаци
я)

«Радость»
(весёлая
музыка) губы,
«Гордост
ь» (марш)
- осанка,
спина,
«Досада»
(грустная
музыка) лоб.

Под
музык
у

Пальчико
вая
гимнасти

Повторен
ие
упражнен

Развитие
фонематиче
ского
восприятия

Под музыку
поём
гласные
звуки,
показывая
животных:
Медведьпоёт Э (дети
под музыку
ходят, как
медведи и
тянут звук
Э, заяц«А», лиса «И»

Смена
движен
ий под

Повторение
предыдущег
о
15

упраж
нение
«Гриб
ы»:
Гриша
шёл,
шёл,
шёл,
белый
гриб
нашёл.
Разгрибок
и двагрибок
,
полож
ил их
в
кузово
к (дети
идут,
нагиба
ются,
кладут
«гриб
ы» в
кузово
к)

Домашн
ие
заготов
ки

3.

Упражнен
ие
«Домик
открывает
ся»
Опускани
еи
подниман
ие
нижней
челюсти
(раскрыва
ние и
закрыван
ие рта
свободно
ис
преодоле
нием
сопротивл

«Хитринк
а»
Одноврем
енное
закрыван
ие и
открыван
ие глаз,
попереме
нное
закрыван
ие пр. и
лев.
Глаза.
Одноврем
енное,
затем
попереме
нное
прищурив

Повто
рение
преды
дущег
оо
задани
я.

ка
«Пальчик
, где ты
был?»:
Пальчик,
пальчик,
где ты
был? С
этим
пальцем
в лес
ходил, с
этим
пальцем
кашу ел,
ас
мизинцем
песни
пел»
(поочерё
дно соед.
Б.палец с
др.)

Повторен
ие
предыду
щего
задания.

ия
«Фиксиро
ванный
выдох»

Под
музыку
ходьба на
месте и
по кругу в
медленно
м темпе.

музыку:
Торжест
веннаямарш,
весёлаябег.

Повторе
ние
предыд
ущего
задания.

упражнения.

Под музыку
дети в кругу
друг за
другом
произносят:
«Еле-еле,
еле-еле мы с
тобой на
поезд сели:
«П-П-П-П»,
еле-еле, елееле в
самолёт с
тобой мы
сели: «У-УУ-У», елееле, еле-еле
мы с тобой
на лошадь
сели: «Ф-ф16

ения рук)

Осень.Д
еревья

4.

ание глаз.

ф-ф»
(изображаем
езду на
поезде,
самолёте,
лошади)
«Жили
у
бабуси
2
весёлы
х гуся,
вытян
ули
шеи у
кого
длинн
ее,
мыли
гуси
лапки
в лужи
у
канавк
и.
Один
серый,
другой
белый
спрята
лись в
канавк
е.
Выход
или
гуси,
кланял
ись
бабусе
-один
серый,
другой
белый
кланял
ись
бабусе
.
(выпол
нение

«Домик»:
пальцы в
кулачке:1
,2,3,4,5разжиман
ие
пальцев
по
одному,
начиная с
большого
«Вышли
пальчики
гулять»
(сжимани
е всех
пальцев
одноврем
енно),
1,2,3,4,5(сжимани
е
поочерёд
но,
начиная с
мизинца)
В домик
спрятали
сь опять
под
музыку.

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Дети
под
звучани
е
музыки
в
низком
регистр
е идут,
как
«Медве
ди», в
среднем
изображ
ают
ходьбу
«Цирко
вых
лошадо
к», в
верхнем
–
прыгаю
т, как
зайчики
.

Повторение
предыдущег
о задания.

17

движе
ний
гусей
под
Музык
у)

Дикие
животн
ые

Движение
нижней
челюсти
при
открытом
и
закрытом
рте
вперёд.

Зубы и
губы
сжаты.
Одноврем
енное
опускани
е углов
рта
(«Недово
льство»)

Повто
рение
преды
дущег
о
задани
я.

Ладони
обеих рук
соединен
ы:
«Доброе
утро.
Здравств
уй, Иван
(перекре
щивание
справа
налево
Б.п.)
Доброе
утро,
здравству
й, Степан
(указ. п.)
и т.д.
Сергей,
Матвей,
Андрей.

Ходьба на
месте и
по кругу,
произнос
им на
каждый
шаг
слоги:
ТА-ТАТА; ПАПА-ПА
под марш.
Убыстряе
м темп.

Повторе
ние
предыд
ущего
задания.

Дети стоят в
шеренге:
Подул
ветер,
метель: «Уу-у-у»,
закружилис
ь снежинки:
«А-а-а-а»,
(присели):
«Всё
стихло».
Под музыку
пропеваем
гл. звуки.

Дикие
животн
ые
готовят
ся к
зиме

Повторен
ие
предыду
щего
задания.

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

«Дров
осек»
соеди
нённы
е
пальц
ы рук
подня
ть
вверх
над
голов
ой.
Глубо
кими
взмах
ами
«руби

Повторен
ие
предыду
щего
задания.

Повторен
ие
предыду
щего
задания.

Под
музыку
ходьба
по кругу
с мячом.
На
сильную
долю
подбрас
ываем
мяч
вверх.

Упражнени
е: «Дует
ветер нам в
лицо (махи
рук к себе)
закачалось
деревцо
(руки
наверху,
покачиваем
ся из
стороны в
сторону),
ветерок всё
тише-тише
(садятся на
корточки),
Деревцо всё
выше, выше

5.

18

м пень
попол
ам»,
произ
носим
«Ух!».
При
этом
звучит
аккор
д на
басах.

(встают,
прыжки)

Дикие
животн
ые
готовят
ся к
зиме

Движение
нижней
челюсти
вправовлево при
открытом,
закрытом
рте.

1.Надуть
щёки.2.Вы
тянуть
губы «У»,
«О»
(удивлени
е)3.
«Улыбка»
улыбнутьс
я «И».

Повто
рение
упраж
нения
«Дров
осек»

«Прятки»
покажите
пр. руку,
левую. В
правом
кулачке
прячется
левый
Степан
(Б.П. лев,
руки
зажать в
пр.р., в
лев,
кулаке
прячется
правый
Никитуш
ка.)

Ходьба
на месте
и по
кругу под
музыку в
медленно
м темпе,
произнос
им
скорогов
орку: «От
топота
копыт
пыль по
полю
летит»
(ритм)

Повторе
ние
предыду
щего
задания.

Под музыку
произносим
скороговор
ку: «У Сени
и Сани в
сетях сом с
усами».
Поплаваем,
как сом в
реке: «С-сс» под
музыку.

7. Перелет

Повторен
ие
предыду
щего
задания.

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

М/П.
игра
«Если
нрави
тся
тебе…
» 1.2
щелчк
а.2.2х
лопка.
3.2 по
колен
кам.4.
2
прито

Повторен
ие П./Г
«Прятки»
.

Повторен
ие
предыду
щего
задания.

Упражн
ение:
«Будь
внимате
льным»:
Дети в
двух
шеренга
х.1
шеренга
под
музыку
2/4
глубоко
приседа
ют и

Повторение
предыдуще
го задания.

6.

ные
птицы

19

па.

8. Зимую

щие
птицы

9. Домашн

ие
животн
ые

встают,
затем
вторая.

Максимал
ьное
открыван
ие рта с
произнесе
нием
слогов
«Па-папа»

Задание
перед
зеркалом
(или
представл
яем, что
перед
зеркалом)
любуемся
новым
костюмом
. Под
музыку.

Повто
рение
М/П.
игры
«Если
нрави
тся…»

П./Г
«Осьмин
ог»:
пальцы
сжаты в
кулак.
Распрямл
яем по
очереди,
начиная с
большого
: «Много
ног у
осьминог
а»,
прячем
поочерёд
но в
кулак:
«Все они
ему
нужны»,
распрямл
яем:
«Заменяю
т ему
руки»,
сжимаем:
«Очень
ловкие
они»

Под
музыку
медленно
е
отхлопыв
ание
ритм.
рисунка с
выделени
е
ударного
слога
громким
хлопком:
та-та-ТА,
НА-нана.

Повторе
ние
упражне
ния
«Будь
внимате
лен».

Под музыку
поём с
соответству
ющими
движениям
и
чистоговор
ку: «Мы
капусту
рубим,
рубим. Мы
капусту
трём, трём.
Мы капусту
солим,
солим. Мы
капусту
жмём,
жмём.
(Дифферен
циация зв.
К, П., Т.)

Повторен
ие
предыду
щего
задания.

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Игра
«Кару
сель»
под
музык
у:
«Елееле,
елееле
закру
жилис
ь
карусе

П./Г
«Осьмин
ог»

Повторен
ие
предыду
щего
задания.

Упражн Повторение
ение:
предыдуще
«Слушае го задания.
м
внимате
льно».
Педагог
прогова
ривает
ритм.
рисунок
«та-ТАта). Дети
воспрои
20

ли
(дети,
держа
сь за
руки в
медле
нном
темпе
идут
по
кругу)
,а
потом,
потом,
потом
всё
бегом,
бегом,
бегом
(бегут
по
кругу)
.
Тишетише,
не
бегите
,
карусе
ль
остано
вите
(замед
ляют
темп).
1,2,1,2
– вот
и
кончи
лась
игра
(хлопк
ив
ладош
и)
10 Домашн

ие
птицы

Повторен
ие
предыдущ
его

Повторен
ие
предыдущ
его

Игра
«Кару
сель»
под

зводят
его
отстукив
анием
по
столу;
прохлоп
ыванием
и
протопы
ванием
одновре
менно.

П./Г
«Осьмино
г»

Повторен
ие
предыдущ
его

Упражне Повторение
ние:
предыдуще
«Слушае го задания.
м
21

задания.

задания.

музык
у:
«Елееле,
елееле
закру
жилис
ь
карусе
ли
(дети,
держа
сь за
руки в
медле
нном
темпе
идут
по
кругу)
,а
потом
,
потом
,
потом
всё
бегом,
бегом,
бегом
(бегут
по
кругу)
.
Тишетише,
не
бегите
,
карусе
ль
остан
овите
(замед
ляют
темп).
1,2,1,2
– вот

задания.

внимате
льно».
Педагог
проговар
ивает
ритм.
рисунок
«та-ТАта). Дети
воспроиз
водят
его
отстукив
анием по
столу;
прохлоп
ыванием
и
протопы
ванием
одновре
менно.

22

и
кончи
лась
игра
(хлоп
ки в
ладош
и)
11 Зима.

Зимние
забавы

12 Одежда

Упражнен
ие
«Часики»:
Раздотронуть
ся
кончиком
языка до
пр. уголка
рта,
зафиксир
овать
положени
е. Двалевого.

«Подарок
». Задание
выполняе
тся в
паре.
Подарите
вообража
емый
подарок
др.др.
Показать
радость.
Под
музыку.

Повто
рение
П./И
«Кару
сель».

П./Г
«Очки»:
«Бабушка
очки
надела и
внучонка
разглядел
а (Б.п.
обеих рук
вместе с
остальны
ми
образут
колечко.
Колечки
поднести
к глазам –
«очки».

Слитное
произнесе
ние слов и
дирижиро
вание в
такт
проговари
вания
слов:
АВГУСТ,
АИСТ,
АНЯ,
УЛЕЙ,
УМНЫЙ,
ОЛЯ,
ОТДЫХ,
ОКНА.

Повторе
ние
упражне
ния
«Слушай
внимате
льно».

«Листопад»
: Листопад,
листопад!
Листья
жёлтые
летят.
(Дети в
шеренге
произносят
слова)
Закружили
сь листья
«Э-э-э»
(кружатся)

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Под
музык
у П./И
«Жук
»: На
лужай
ке, на
рома
шке
жук
лежал
в
цветн
ой
рубаш
ке.
Жужужу,
жужужу, я

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Упражне
ние:
«Слушай
сигнал»:
Ходьба
под
музыку
со
сменой
направле
ния по
музыкал
ьному
сигналу.

Повторение
упражнени
я
«Листопад»
.

23

с
рома
шкам
и
дружу
.
(Лечь
на
спину
) Тихо
по
ветру
качаю
сь
(встат
ь,
раскач
иватьс
яв
сторо
ны).
Низко
-низко
накло
няюсь
(накло
ны
вперё
д).
13 Посуда

Упражнен
ие
«Лошадка
» - под
музыку
цокаем
языком
быстро,
медленно.

Задание:
изобразит
ь под
грустную
музыку
тоску,
печаль.
Под
весёлуюрадость.

Повто
рение
упраж
нения
«Жук
».

П/Г
«Дятел»:
«Клювом
дятел дуб
долбит –
тук, тук,
тук
(постучат
ь
пальцами
по одной
руке,
затем по
другой):
пауков
найдёт он
тут!

Отхлоп.
ритма
слов с
одновр.
произнес.
На
каждый
гласный
звук:
НОГИНОГА;
РУКИРУКА;
ГОРЫГОРА;
КОЗЫКОЗА;
СОВЫСОВА.

Повторе
ние
упражне
ния
«Слушай
сигнал».

Спеть
чистоговор
ку:
«Ёлочка»:
Ёлка, ёлка,
ёлочка –
колючая
иголочка.

24

14 Професс Повторен
ие
ии
предыдущ
его
задания.

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

П/И
«Зайц
ы»
под
музык
у:
Взяли
сь
зайцы
за
бока,
запляс
али
гопака
(пятки
).
Приле
тели
утки
(крыл
ья),
заигра
ли в
дудки
(играе
м на
«дудо
чке»).

Повторен
ие
упражнен
ия
«Дятел».

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Дети под
музыку в
спокойн
ом темпе
ходят по
залу.С
окончан
ием
музыки
останавл
иваются.

Повторение
«Ёлочка».

Кончик
языка у
нижних
резцов.Ро
т широко
открыт,
как при
звуке
«А»,
произвест
и
длительн
ый выдох.

Движения
ми рук
изобразит
ь «ласку»
(звучит
нежная
мелодия),
напряжен
ие (звучит
громкая
музыка)

Повто
рение
упраж
нения
«Зайц
ы».

Упражнен
ие
«Филин»:
Б.П.
вверху «ушки»,
остальные
вместе
выставлен
ы вперёд:
Сидит
филин на
суку и
кричит:
Бу-бу-бубу! (под
музыку).

Воспроиз
ведение
ритма
считалки
с
дирижиро
ванием в
такт:
«Атыбаты –
шли
солдаты.
Аты-баты
–на
базар.Аты
-баты –
что
купили
Аты-баты
–самовар.

Повторе
ние
предыду
щего
упражне
ния.

Хлопаем в
ладоши и
произноси
м: «Б-Б-Б»;
топаем
ногами и
произноси
м: «П-П-П»
(под
музыку).

15 Транспо

рт

Педагог
говорит:
«Хлопаем»
-звучит
одна
мелодия.
«Топаем» звучит
другая.
25

16 Защитн

ики
Отечест
ва

17

Дни
недели

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Упра
жнени
е
«Лебе
ди»:
Лебед
и
летят,
крыль
ями
машут
.
Прогн
улись
над
водой,
качаю
т
голов
ой.
Лебед
и
летел
и и на
воду
сели.
Сели,
посид
ели,
снова
полет
ели.
(Дети
повто
ряют
движе
ния,
соотве
тствен
но
тексту
).

Повторен
ие
упражнен
ия
«Филин».

Марширу
ем под
музыку,
произнося
считалку
«Атыбаты».

Упражне
ние:
«Повтор
ите за
мной»:
Ребёнок
под
музыку
показыв
ает
танцевал
ьные
движени
я, дети
повторя
ют за
ним.
(развити
е
зрительн
ого
внимани
я.)

Повторение
предыдуще
го
упражнени
я.

Кончик
языка у
нижних
резцов,
губы
вытянуты
вперёд

Упражнен
ие
«Зайчишк
а»: Под
весёлую
музыку
зайчик

Повто
рение
упраж
нения
«Лебе
ди»

«Ёлка» ладони от
себя под
углом
друг к
другу,
пальцы

Прослуша
ть
ритмичес
кий
рисунок.
Передать
его

Повторе
ние
упражне
ния
«Танцев
альные
движени

Попеть
чистоговор
ку: СУ-СУСУ, СУСУ-СУ –
встретил
волк в лесу
26

18 Электро

прибор
ы.
Ателье

трубочко
й, как при
звуке
«У»,
произнос
им
длительн
ый выдох.

веселится;
тревожна
я музыка
зайчишка
испугался
; быстрая
музыка
зайчишка
быстро
грызёт
морковку;
спокойная
музыка
зайчишка
отдыхает;
нет
музыки зайчишка
спит.

Повторен
ие
предыдущ
его
упражнен
ия.

Повторен
ие
предыдущ
его
упражнен
ия.

Дети
изобр
ажают
игру
на
скрип
ке под
песню
«Муз
ыкант
»: Я
на
скрип
очке
играю
:
тилили,
тилили.
Скачу
т
зайки
на
лужай
ке
тилили,
тилили. А

сцеплены
и
выставлен
ы вперёд:
«Ёлка,
ёлка,
ёлочкаколкая
иголочка»
(под
музыку).

хлопками,
затем
прохлопат
ьи
прошагат
ь
одноврем
енно.

я».

лису.

Повторен
ие
предыдущ
его
упражнен
ия.

Повторен
ие
предыдущ
его
упражнен
ия.

Упражне
ние
«Зеркало
»:
Выполня
ется в
паре.
Ведущи
й
показыв
ает
движени
е, другой
повторяе
т его
(отражае
т)развитие
зрительн
ого
внимани
я.

Повторение
предыдуще
го
упражнени
я.

27

теперь
на
бараб
ане:
бумбумбум;
трамтамтам. В
страхе
зайки
разбе
жалис
ь по
куста
м, по
куста
м.
19 Наши

пернат
ые
друзья

Кончик
языка у
нижних
резцов,
губы
принима
ют
артикуляц
ионные
позы:
широко
округляю
тся - «А»,
растягива
ются «И»,
вытягива
ются «У»

Задание:
ты
встретил
друга и
очень
обрадовал
ся ему.
Покажи,
как.
(весёлая
мелодия)

Повто
рение
преды
дущег
о
задан
ия.

П/Г
«ГРИБЫ»
Пальцы
левой
руки
сжаты в
кулак.
Правая
рука
разгибает
их,
начиная с
большого:
1,2,3,4,5мы грибы
идём
искать.
Этот
пальчик в
лес
пошёл,
тот
пальчик
гриб
нашёл,
этот
пальчик
чистить
стал, этот
пальчик

Марширу
я под
музыку,
произнос
им текст
стихотвор
ения: С
барабано
м ходит
ёжик.
Бум-бумбум
целый
день.
Натопталс
я бедный
ёжик.
Топ-топтоп целый
день.
(ритм)

Повторе
ние
упражне
ния
«Зеркало
».

Пропевани
е слов
парами.
Низким
голосом
слова на зв.
«Т»,
высоким на
зв. «Д».
ТОЧКАДОЧКА
УТОЧАУДОЧКА
ТАЧКАДАЧКА
КАТУШК
АКАДУШК
А
ТРАВАДРОВА
(дифф-я зв.
Т-Д)

28

резать
стал, этот
пальчик
всё съел,
от того и
потолстел
.
20 Мамин

день
Семья

21 Первые

цветы

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

«Мы
сейчас
бревн
о
распи
лим.
Пили
м,
пилим
,
пилим
,
пилим
.1-2;12будут
на
зиму
дрова.
(дети
имити
руют
движе
ния)
Упра
жнени
е
выпол
няется
под
музык
у.

Повторен
ие
упражнен
ия
«ГРИБЫ»

Повторен
ие
предыдущ
его
упражнен
ия.

Задание:
Под
звучание
музыки
в низком
регистре
дети
изображ
ают
медведя,
в
среднем
–
лягушку,
в
верхнем
–
мышонк
а.
Имитаци
я
движени
й
Животн
ых.
Развитие
слуховог
о
внимани
я.

Повторение
предыдуще
го задания.

Упражнен
ие
«Орешки»
Рот
закрыт,
кончик
языка
упирается
в щёку,

Упражнен
ие
«Перевед
и, что
сказал» выполняе
тся в
паре.1
ребёнок

Повто
рение
упраж
нения
«Пилк
а
дров»

П\Г
«Щука» «В пруд
купаться
не пойдущука
плавает в
пруду» Пальцы

Задание:
Напойте
колыбель
ную –
полунапев
но
произнос
им
гласный

Повторе
ние
предыду
щего
задания.

Задание:
Пропеть
слова
низким
голосом со
звуком
«С»,
высоким со
звуком «З»,
29

делает
круговые
движения,
затем
упирается
в другую
щёку.

22 Весна в

природе

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

рассказыв
ает с
помощью
жестов и
мимики, 2
ребёнок
угадывает
и
озвучивае
т,
«переводи
т», что
сказано.

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

сложены
вместе,
вытянуты
вперёд.
Большие
пальцы
спрятаны
под
остальны
ми.

звук,
изменяя
высоту
голоса:

«Ш»:

А

МИСКАМИШКА

РОСАРОЗА

А
А А

КОСАКОЗА
УСЫ-УШИ
КРЫСАКРЫША
Пропевани
е слов
парами.
Дифференц
иация
звуков «С»,
«З», «Ш».

Упра
жнени
е
«Цапл
я» «Очен
ь
трудн
о так
стоять
, ногу
на пол
не
пуска
ть. И
не
падать
, не
качать
ся,
друг
за
друга
не
держа
ться».
Дети
под

Повторен
ие
упражнен
ия
«Щука».

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Задание:
звучит
грустная
музыка.
Дети
изображ
ают
«грустн
ых
зайчиков
».
Звучит
весёлая
музыка –
«зайцы
веселятс
я»,
грубая –
зайцы
«испугал
ись» волк
идёт,
дети
присели,
спрятали
голову в

Повторение
предыдуще
го задания.

30

колени.

музык
у
попер
еменн
о
стоят
на
одной
ноге.

23 В гостях Рот
открыт,
у
братьев губы в
улыбке.
Тик и
Поднимат
Так
ьи
опускать
широкий
язык к
верхним и
нижним
зубам.
Нижняя
челюсть
не
двигается.

Упражнен
ие
«Передай
предмет»
- дети
имитирую
т
передачу
разных
предмето
в: Кирпич
–
тяжёлый,
хрустальн
ая ваза - с
осторожн
остью,
бережно;
Цветок –
с
нежность
ю,
любовью.
Тяжёлые
предметы
сопровож
дают
басы,
легкие –
высокие
звуки.

Повто
рение
упраж
нения
«Цапл
я»

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Упра
жнени
е
«Лягу
шки»
- дети

24 Прогул

ка в
зоопарк

«Петушок
»Ладонь
вверх,
указатель
ный палец
упирается
на
большой,
остальные
смотрят в
стороны и
подняты
вверх:
«Петушок
стоит весь
яркий,
гребешок
он чистит
лапкой»
(под
музыку)

Повторен
ие
сочетаний
из двух
гласных 2
раза,
затем 3
раза
слитно,
непрерыв
но: 2раза:
АУ АУ

Повторен
ие
упражнен
ия
«Петушок

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

3 раза:
АУАУАУ
на
выдохе.

Повторе
ние
предыду
щего
задания.

Споём и
покажем
чистоговор
ку: Кошка
на окошке
штанишки
шьёт, а
мышка в
сапожках
избушку
метёт.
(дифф. «С»
- «Ш»)

Упражне Повторение
ние
предыдуще
«Слушай го задания.
внимате
льно»:
Педагог
31

2

Город
СанктПетербу
рг

Повторен
ие
упражнен
ий:
«Трубочк
а-

Выполняе
тся в паре
вообража
емые
действия:
пилка

имити
руют
движе
ния
под
музык
у: «На
болот
е две
подру
жки,
две
зелён
ые
лягуш
ки
рано
утром
умыва
лись,
полот
енцем
расти
ралис
ь.
Ножк
ами
топал
и,
лапка
ми
хлопа
ли.
Вправ
о,
влево
накло
нялис
ьи
друг
другу
улыба
лись.

».

Повто
рение
упраж
нения
«Лягу

«Курица»
- Ладонь
горизонта
льно. Б. и
указ. п.
накладыв

проговар
ивает
ритм:
Та-таТА
Дети
должны
воспроиз
вести
его: 1.
Простуч
ать
рукой о
колено,2
.
Отхлопа
ть и
протопат
ь
одновре
менно.

«Звуковая
лестница»
.
Произнес
ение
гласных

Повторе
ние
предыду
щего
задания.

Пропеть:
«Скучная
картина!
Тучи без
конца.
Дождик так
32

Улыбочка
»;
«Лошадка
»,
«Часики».

дров,
перетягив
ание
каната
под
музыку.

шки»

аются др.
на др. в
полусогну
том
положени
и.
Проговар
иваем:
«Курочка
прыг на
крыльцо.
Она
снесла
тебе
яйцо".

звуков,
повышая
и
понижая
тональнос
ть на
каждом
звуке.

и льётся,
лужи у
крыльца»
(на дифф-ю
звуков Ч,
Ц.)

Ыы
У у
О о
А а
И и

2 Космос

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

«Миш
ка с
кукло
й» выпол
нение
движе
ний
под
музык
у:
«Миш
ка с
кукло
й
пляшу
т
полеч
ку -2р.
1,2,3.
Ив
ладош
и
звонк
о
хлопа
ют 2р.1,2,
3…»

Повторен
ие
предыдущ
его
упражнен
ия.

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Д/И
Повторение
«Угадай, предыдуще
го задания.
чей
голосок»
.
Стоящий
в центре
круга
угадывае
т, кто
его
позвал
по
имени.

33

2 Насеко

мые

2

К
бабушке
в
деревню

Надувани
е правой
и левой
щёк
попереме
нно.

«Рубка
дров».
Рубим
дрова
«Ух!»
Мимикой
лица
показать,
какая это
трудная
работа,
вытираем
пот со
лба.
Выполнен
ие
упражнен
ия под
музыку.

Повто
рение
преды
дущег
о
задан
ия.

П/Г
«Жук» пальцы в
кулачок.
Указатель
ный и
мизинец
разведены
в
стороны,
ребёнок
шевелит
ими:
«Жук
летит,
жужжит,
жужжит,
и усами
шевелит.
(Под
музыку).

Работа
над
дыханием
: Встать
прямо,
ноги на
ширине
плеч.
Представ
им букет
цветов
(или вазу
с
ароматны
ми
яблоками)
Вдыхаем
медленно.

Повторе
ние
предыду
щего
упражне
ния.

Поём
потешку:
«Как у насто козел,
что за
умный был:
сам и по
воду ходил,
сам и кашу
варил. Деда
с бабкой
кормил»
(дифф-я
звуков С-З)

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Повторен
ие
предыдущ
его
задания

Еду,
еду к
бабе,
к
деду»
(руки
согнут
ыв
локтя
хв
кулак
и) на
лошад
ке
(ходьб
а на
месте)
в
красн
ой
шапке
. По
ровне
нькой
дорож
ке на

Повторен
ие
упражнен
ия «Жук»

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Задание:
звучит
1)
весёлая
музыка;2
)
грустная
; 3)
веселая.
Дети
определя
ют
характер
, сколько
раз
менялась
, какая
звучала
в
середине
,в
конце, в
начале.

Повторение
предыдуще
го
упражнени
я.

34

одной
ножке
(прыж
ки на
одной
ноге).
Всё
прямо
и
прямо
,а
потом
вдруг
…в
яму!
(присе
сть).
Под
музык
у.
2 Волшеб

ный
мир
цветов

3

Труд
людей
весной

Оскал: а)
оскал,
челюсти
сомкнуты
; б)
раскрыть
рот с
оскаленн
ыми
зубами; в)
сомкнуть
губы.
Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Повто
рение
преды
дущег
о
задан
ия.

Задание:
показать –
мы
принимае
м горькое
лекарство
; едим
сладкую
конфету
(лекарств
о – звучит
грустная
музыка,
конфета –
весёлая)

Упра
жнени
е
«Конь
»«Конь
меня в
дорог
у
ждёт
(руки
за
спино
йв
замке)
Бьёт

Повторе
ние
предыду
щего
упражне
ния.

П/Г
«Птенчик
ив
гнезде» обхватить
все
пальцы
правой
руки
левой
ладонью
и ими
пошевели
ть.
35

копыт
ом у
ворот
(топае
м пр.
ногой)
На
ветру
играет
гриво
й.
Пышн
ой,
сказоч
ной,
краси
вой
(покач
ивани
е
голов
ой)

3 Продук

ты
питания

3 Открыт

ое
занятие

Повторен
ие
предыдущ
его
задания.

Развитие
артикуляц
ионной

Развитие
мимики и

Разви
тие
мелко
й
мотор
ики

«Птичка
крылышк
ами
машет и
летит к
себе в
гнездо.
Птенчика
м своим
расскажет
, где взяла
она
зерно».
(под
музыку)

Повторен
ие
упражнен
ия
«Птенчик
ив
гнезде»

Под
музыку
дети
прыгают
на
носочках
под счёт
до 10 без
добора
дыхания.
Остановк
а–
музыка не
звучит –
вдох –
прыжки
под счёт
до 15.
Дыхание
успокоить
.

Развитие
общей

Повторен
ие
предыдущ

Под
музыку
жужжат.
Жуки
летают:
«Ж-Ж-Ж».
Комарики
звенят: «ЗЗ-З».
(звучат 2
разные
мелодии) –
дифференц
иация зв.
Ж-З (дети
летают,
жужжат,
как жуки,
звенят, как
комарики)

Задание:
звучит
1)

Споём и
поиграем:

36

моторики
«В
гости к
бабушке
Федоре»

жестов

моторики

его
задания.
Развитие
общих
речевых
навыков
(дыхание,
голос,
темп,
ритм,
интонаци
я)

медленн
ая;2)
быстрая;
3)
медленн
ая
мелодия.
Дети
должны
определ
ить
очерёдн
ость
темпов.
Развитие
слуховог
о
внимани
яи
памяти

«Цапля»
Ребёнок –
цапля –
«Тише,
жабы – ни
гугу –
ходит
цапля по
лугу.
Чтобы не
было беды,
наберите в
рот воды»
(Цапля с
окончание
м музыки
ищет, кто
из детей
шевельнётс
я.)
Развитие
фонематич
еского
восприятия

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Дидактический материал: дидактические карточки, музыкальные произведения, песни,
танцы, аудиозаписи, иллюстрации, картины, раздаточный материал.
Техническое оснащение занятий: музыкальный центр, мультимедийный проектор,
музыкальные инструменты, декорации, костюмы и др.
Литература


Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2001;

37



Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4
лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;



Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;



Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.:
«Издательство ГНОМ и Д», 2000;



Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с
тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;



Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими
специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.



Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;



Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие

для

студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и
воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.:
Просвещение Владос, 1994;


Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д»,
2003;



Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;




Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.:
Издательство «Лань», 2002;
Календарно-тематическое планирование
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
№ п/п

Темы

1.

Вводное занятие. Знакомство.

2.

Фрукты

Дата

38

3.

Домашние заготовки

4.

Осень. Деревья

5.

Дикие животные

6.

Дикие животные готовятся к зиме

7.

Перелетные птицы

8.

Зимующие птицы

9.

Домашние животные

10.

Домашние птицы

11.

Зима. Зимние забавы

12.

Одежда

13.

Посуда

14.

Профессии

15.

Транспорт

16.

Защитники Отечества

17.

Дни недели

18.

Электроприборы. Ателье

19.

Наши пернатые друзья

20.

Мамин день Семья

21.

Первые цветы

22.

Весна в природе

23.

В гостях у братьев Тик и Так

24.

Прогулка в зоопарк

25.

Город Санкт-Петербург

26.

Космос

27.

Насекомые

28.

К бабушке в деревню

29.

Волшебный мир цветов

30.

Труд людей весной

31.

Продукты питания

39

32.

Открытое занятие «В гости к бабушке Федоре»

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».